Пояснительная записка.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
К.Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей [5]. Только через качественное образование, как отмечают М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А.Проскурин, Ю.В. Репин, можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих [6, с.3].
В. Сапронов считает, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Проблема формирования основ безопасного поведения в дошкольном детстве является недостаточно изученной и не имеет достаточного методологического обеспечения в дошкольном образовании. В дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется изучению с детьми правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе) [4, с.29].
Федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области “Безопасность”, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) [3].
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них [1].
Важнейшим компонентом программы “Радуга” является игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка [2]. Опыт работы по программе Р.Б. Стеркиной “Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста” оптимально включен в образ по программе под руководством Т.Н. Дороновой “Радуга”. Таким образом, содержание программы Р.Б. Стеркиной и Т.Н. Дороновой не имеют противоречий. Данный план (приложение) способствует объединению этих программ для решения проблемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
План представляет собой систему интегрированных занятий, игр, игровых упражнений, содержание индивидуальной и совместной деятельности, а так же фронтальные занятия, развлечения, разделенные на блоки. Для каждого блока определены задачи, формы организации, содержание совместной деятельности, развивающая среда группы. Блоки можно планировать в течение 1-2 месяцев, можно варьировать, повторять в течение года.
Работа в старшем возрасте планируется по следующим блокам:
– Ребенок и другие люди;
– Ребенок на улице города;
– Ребенок и природа;
– Ребенок дома;
– Эмоциональное благополучие ребенка.
Для определения уровня знаний и умений детей осенью и весной необходимо организовать педагогическую диагностику, которая включает наблюдение за детьми, содержание игровых и проблемных ситуаций, использование дидактических игр, бесед, опрос родителей.
В плане использованы материалы из книги Шорыгиной Т.А. “Осторожные сказки: Безопасность для малышей”, плакаты, кроме того, предусмотрены всевозможные игры.
Цель: формирование навыков безопасного и здорового образа жизни ребенка.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.
3. Формировать самостоятельность и ответственность.
4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.
5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить
взаимопониманию.
6. Повышать уровень произвольности действий.
Образовательные задачи:
1. Обогатить опыт безопасного поведения.
2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.
3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его
укрепления.
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Развивать познавательные способности.
3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов.
Оздоровительные задачи:
1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.
Список литературы.
- Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность [Текст]: учеб.пособие. / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 144 с.
- Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Соловьева Е.В., Якобсон С.Г. Программа “Радуга” – М.: Просвещение, 2010.
- Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст]: приказ / под ред. А.Фурсенко. 2009.
- Сапронов, В. Концепция развития образовательной области “Безопасность жизнедеятельности” [Текст] / В.Сапронов. // Основы безопасности жизни. – 2007. – №2. – С.27 – 33.
- Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. [Текст]: в 2 т. /К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – Т. 1. 408 с.
- Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г.Хромцева. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей – М.: Книголюб, 2007. – 80 с.