Пояснительная записка.
Право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено целым рядом правительственных документов. К сожалению, в нашей стране это право остается, по существу, нереализованным. Государство не располагает средствами для полноценного содержания больничной сети, развития медицинской науки, строительства достаточного количества новых объектов культурного и спортивного назначения.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояния здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента, обучающегося в школах страны.
Увеличение распространенности среди школьников курения, употребление алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков не только в организованных коллективах, но и в семьях.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Основными средствами для решения этих задач являются: физическая культура, спорт, валеологизация школьного обучения, гигиеническое и медицинское просвещение, пропаганда ЗОЖ.
Отечественной теорией и методикой физического воспитания накоплен такой объем знаний о целенаправленном здоровьесбережении и физическом совершенствовании человека, что можно с полной уверенностью говорить о нашей обреченности на успех в случае использования хотя бы некоторой части того, что мы знаем о путях формирования физически здорового, нравственно устойчивого, высокоорганизованного молодого человека средствами физической и спортивной культуры.
Как известно, основным средством физической культуры является физическое упражнение (двигательное действие), освоение которого связано, в первую очередь, с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять это физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью и подвижностью в суставах. Все эти выше перечисленные качества и составляют основу термина – «физические качества человека».
Предложенная программа курса по выбору разработана для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и призвана решать следующие задачи:
- Развить у учащихся осознанное отношение к вопросам сохранения собственного здоровья;
- Дать учащимся основы валеологического образования;
- Пропагандировать среди учащихся ценности общественной, личной гигиены и здорового образа жизни;
- Обучить учащихся основам методики развития физических качеств;
- Обучить учащихся основным методам самоконтроля при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом;
- Подготовить учащихся к обучению в классах с медицинским профилем на старшей ступени общего образования.
Данный курс по выбору является межпредметным, практико-ориентированным. Его программа рассчитана на 34 часа.
Физкультурное, валеологическое и гигиеническое образование обучающихся по программе данного курса построено в форме теоретических занятий, а физическая подготовка и основы методики развития двигательных качеств – в форме практических занятий. Причем, как теоретические, так и практические занятия проводятся в рамках академического расписания школы.
Выбор методов ведения занятий данного курса зависит как от задач, поставленных преподавателем перед учащимися, так и от вида урока (теоретический, практический). Фронтальный метод наиболее применим в теоретическом разделе курса, а так же при проведении подготовительной и заключительной частей практических занятий (общеразвивающие упражнения, аэробика, стретчинг, восстанавливающие упражнения и пр.) Поточный метод чаще применяется при круговой тренировке, посменный – при страховании партнера, когда страхующий меняется местами с выполнявшим упражнение. Индивидуальный метод необходим для учета специфических особенностей (физических, интеллектуальных, психологических) того или иного учащегося. Чаще же всего, в силу неоднородности большинства занятий, лучше использовать смешанный метод.
Отчетность по итогам проведения курса проводится в форме текущего контроля. Он организуется в виде подготовки учащимися сообщений, презентаций и сдачи тестов по теоретическим разделам курса, а так же в форме практических зачетов по основам медицинских знаний и общей физической подготовке.
Важный аспект в работе по программе данного курса – подготовка и проведение экскурсий в МАУ «Дворец спорта» на тренировочные занятия по видам спорта и в городской физкультурный диспансер.
Учебно-тематический план курса по выбору.
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
Виды деятельности учащихся |
|
теория | практика | ||||
I | Теория и методика физического воспитания | 15 | 6 | 9 | Актуализация терминов и понятий ТиМФВ, как научной дисциплины. Подготовка докладов и сообщений. Работа с иллюстрированным материалом. Практические занятия в спортивном зале. |
II | Основы гигиены и
Спортивной медицины |
8 | 4 | 4 | Работа с иллюстрированным
материалом. ПК презентация. Подготовка рефератов. Отработка практических навыков простейших видов самоконтроля во время занятий ФК и С. Практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему. |
III | Здоровый образ жизни | 5 | 5 | Подготовка докладов и сообщений на тему «ЗОЖ». Составление простейших комплексов утренней гимнастики. Актуализация терминов: режим сна, питания, двигательный режим. | |
IV | Экскурсии | 3 | 1,5 | 1,5 | Экскурсии учащихся в МАУ «Дворец спорта» на тренировочные занятия по видам спорта и в городской физкультурный диспансер (знакомство с работой кабинета функциональной диагностики) |
V | Контроль | 3 | 1,5 | 1,5 | Теория: 1) сдача тестов по ТиМФВ; (Приложение 2) 2) подготовка сообщений и презентаций по темам: «Гигиена», «Спортивная медицина», «ЗОЖ». (Приложение 4, Приложение 5) Практика: 1) зачет по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему; 2) сдача практических тестов по ОФП. (Приложение 3) |
Содержание изучаемого курса.
I. Теория и методика физического воспитания – 15ч.
№ п/п |
Темы | Краткое содержание теоретических тем | Краткое содержание практических тем |
1. | ТиМФВ как научная и учебная дисциплина – 1час. | 1час. Основное содержание и структура учебного предмета. Ведущие термины и понятия. | |
2. | Средства физического воспитания – 2 часа. | 1 час. Физические
упражнения (виды ФУ, техника ФУ). 1 час. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания. |
|
3. | Принципы обучения двигательным действиям (навыкам) – 1 час | 1 час. Принципы:
|
|
4. | Двигательные (физические) качества – 8 часов. | 1 час. Общая характеристика двигательных (физических) качеств человека | 1 час. Сила и методика ее
развития. 1 час. Быстрота и методика ее развития. 1 час. Выносливость и методика ее развития. 1 час. Ловкость и методика ее развития. 1 час. Гибкость и методика ее развития. 1 час. Скоростно-силовые качества и методика их развития. 1 час. Координация и методика ее развития. |
5. | Формы организации занятий – 3 часа | 1 час. Урочные и неурочные формы занятий. Содержание урока ФК. Структура урока ФК. Классификация уроков ФК. | Некоторые виды уроков ФК: 1 час. Урок ОФП; 1 час. Урок ЛФК. |
II. Основы гигиены и спортивной медицины – 8 ч. | |||
№ п/п |
Темы | Краткое содержание теоретических тем | Краткое содержание практических тем |
1. | Учет гигиенических факторов во время занятий ФК и С – 2 часа. |
1 час. Гигиенические
требования к спортивной одежде и обуви. Гигиенические требования к местам занятий ФК и С. Подбор инвентаря для занятий ФК и С. |
1 час. Правила выполнения
утренней гигиенической гимнастики. Составить примерные комплексы:
|
2. | Самоконтроль во время занятий ФК и С – 3 часа. | 1час. Утомление.
Субъективные и объективные признаки утомления. Перетренированность и ее
характерные признаки. 1 час. Простейшие приемы самоконтроля (замеры ЧСС, ортостатическая проба, антропометрические измерения). Дневник самоконтроля. |
1 час. Самоконтроль за функциональным состоянием организма по изменениям ЧСС во время урока ОФП. |
3. | Основы спортивной медицины – 3 часа. | 1 час. Основные причины
травматизма при занятиях ФК и С. Правила оказания первой помощи при
травмах во время занятий физическими упражнениями (кровотечения, ушибы,
растяжения, вывихи, переломы, сотрясения мозга и т.д.). 1 час. Врачебный контроль за занимающимися ФК и С. Корригирующая гимнастика, ЛФК, спортивный массаж. |
1 час. Урок корригирующей гимнастики |
III. Здоровый образ жизни – 5 ч. | |||
№ п/п |
Темы | Краткое содержание теоретических тем | Краткое содержание практических тем |
1. | Вредные привычки – 1час. | 1 час. Курение,
алкоголизм, наркомания. Их влияние на основные системы организма
человека (ЦНС, кровеносную, дыхательную, пищеварительною, моче-половую,
опорно-двигательный аппарат). Роль ФК и С в борьбе с вредными привычками. |
|
2. | Организация и проведение индивидуальных закаливающих процедур – 1 час. | 1 час. Закаливание с помощью солнца, воздуха и воды. Механизм закаливания. Основные принципы закаливания. | |
3. | Режим дня школьника – 1 час. | 1 час. Режим сна, суточный и недельный режим. Изменение работоспособности человека в течение дня. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника. | |
4. | Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека – 2 часа. | 2 часа. Влияние занятий ФК
и С на основные системы организма человека. ПК презентация. Поддержание репродуктивной функции человека средствами ФК. Физические упражнения, как средства реабилитации после перенесенных заболеваний и травм. Современные нетрадиционные оздоровительные системы (хатха-йога, ушу, стретчинг, дыхательная гимнастика и прочие). ПК презентация. (Приложение 3) |
IV. Экскурсии – 3 ч.
№ п/п |
Темы | Краткое содержание теоретических тем | Краткое содержание практических тем |
1. | Экскурсия в МАУ «Дворец спорта» – 2 часа. |
2 часа. Посещение
тренировочных занятий по видам спорта (гимнастика, плавание). |
|
2. | Экскурсия в городской физкультурный диспансер – 1 час. |
1 час. Знакомство с
работой кабинета функциональной диагностики. |
Тематика рефератов, исследовательских работ, творческих работ, проектов.
Темы рефератов и творческих работ:
- Олимпийские игры.
- История развития олимпийских игр («Из древней Эллады в XXI век»).
- Параолимпийские игры.
- Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
- Вредные привычки.
- Утренняя гигиеническая гимнастика.
- Закаливание.
- Виды физических нагрузок и их интенсивность.
- Некоторые физиологические состояния и реакции организма на нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
- Методика развития физических качеств.
- Травмы во время занятий физической культурой и спортом. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
- Культура и этика в спорте.
- «Его Величество Футбол».
- Современные оздоровительные системы.
- Фитнес, как мода и спорт.
Темы исследовательских работ:
1. «Физическая культура и спорт. Сходства и
отличия».
2. «Влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на изменение общей
работоспособности школьника».
3. «Агрессия в спорте».
Проекты:
1. «Творческие физкультминутки».
2. «Наша пришкольная спортивная площадка».
3. «Организация подвижных перемен в режиме
дня школы».
Методические рекомендации к проведению занятий курса по выбору.
В соответствии с содержанием курса по выбору «Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств, самоконтроля и гигиены» занятия разделены на теоретические и практические.
Наиболее приемлемыми формами для организации и проведения занятий, направленных на освоение учащимися теоретических знаний, являются:
- урок – лекция;
- урок – семинар;
- урок – дискуссия;
- урок – консультация.
Наиболее часто применяемыми формами организации практических занятий являются:
- урок – практикум;
- урок – соревнование.
Основной формой осуществления контроля за усвоением учащимися теоретического и практического материала учебного курса является урок – зачет.
Урок – лекция.
Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала используют лекции:
- вводные;
- установочные;
- текущие;
- обзорные.
По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией – беседой и т.д.
Лекционная форма проведения урока целесообразна при:
- изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
- рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;
- применении изученного материала при решении практических задач.
Урок – семинар.
Семинары характеризуются двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных способностей учащихся, повышению их культуры общения.
Различают семинары – развернутые беседы, семинары – доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар – решение задач, семинар – диспут, семинар – конференция и т.п.
Уроки в форме семинаров наиболее применимы:
- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработки учащимися;
- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
- после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;
- при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет: цель и задачи семинара, планирует его проведение, формирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися, с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты.
Получив задание, учащиеся оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов, рефератов, компьютерных презентаций и проч.
Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует на что необходимо обратить внимание, что следует записать в рабочую тетрадь дает другие советы, далее обсуждают вопросы семинара в форме дискуссии развернутой беседы, сообщений, комментированного чтения, первоисточников докладов, рефератов и т.д.. Затем учитель дополняет сообщение учеников, отвечает на их вопросы, дает оценку их выступлениям, подводит итоги, отмечает положительное, анализирует содержание и форму выступления учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Урок – дискуссия.
Основу уроков – дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.
Различают:
1. Дискуссии – диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух главных
участников (ученик – учитель, ученик – ученик).
2. Массовые дискуссии, когда в полемике
принимают участие все учащиеся класса.
На этапе подготовки урока – дискуссии учитель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения. В случае необходимости учитель дает возможность участникам предстоящей дискуссии познакомиться с дополнительной литературой (заранее отобранной и предложенной учителем).
Урок – консультация.
На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения применяют тематические и целевые уроки – консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала.
Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных, контрольных работ и зачетов. Это могут быть уроки – работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольных работ и т.п. На консультации применяются различные формы организации учащихся на уроке: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Подготовка к проведению урока – консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Учитель систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на уроке – консультации. Учащиеся приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом желательно использование дополнительной литературы и информации из Интернет – источников.
Урок-практикум.
Уроки – практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.
Основной формой их проведения являются практические, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний.
Исходя из имеющегося опыта, предлагается следующая структура уроков – практикумов:
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- ознакомление учеников с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- обсуждение полученных результатов работы.
Эту структуру урока – практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, степени теоретической подготовленности учащихся и наличия оборудования.
Урок-соревнование.
Основу урока – соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся практических заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная. Это:
- поединок;
- бой;
- эстафета;
- соревнования, построенные по сюжетам известных игр и пр.
В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.
В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по одному из разделов программы курса по выбору – «Спортивная медицина».
Для участия в соревновании учащиеся разбиваются на 2–3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания (сердечно – легочная реанимация, наложение шины на нижнюю конечность, транспортировка пострадавшего) с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников в каждой команде. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и определяют, кто из членов команды будет отстаивать правильность выполнения каждого задания.
Дав учащимся, время на выполнение заданий и выслушав комментарии каждой из команд, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в состав команд, подводит итоги состязаний.
Урок-зачет.
Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок – зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения теоретических знаний и практических умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому курсу. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет, а только те виды заданий, с которыми он не справился.
Практикуются различные виды зачетов:
- текущий;
- тематический;
- зачет – практикум;
- дифференцированный зачет;
- зачет – экстерн и т.д.
При их проведении используются различные формы организации деятельности учащихся: фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный.
Глоссарий.
Теория и методика физического воспитания.
Быстрота – выполнение упражнения в максимальном темпе.
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах.
Ловкость – (определение, данное Н. А. Берштейном) – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.
Прыгучесть – это способность спортсмена к выполнению прыжков с большой высотой подъема общего центра масс тела или с высокой дальностью без разбега.
Скоростно-силовые качества – это способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Спорт – это составная часть физической культуры, характерная стремлением к высшим достижениям во время занятий физическими упражнениями.
Физическое качество – это его способность к двигательной деятельности, механическая часть которой имеет определенные объективные качественные характеристики.
Физическая культура – часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей.
Физическая подготовка – это система, помогающая выявить уровень развития отдельных двигательных качеств и оценить степень технической и тактической подготовленности спортсменов.
Здоровый образ жизни.
Атлетическая гимнастика – это система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажеров), направленная на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения.
Аэробика – это система аэробных, циклических упражнений, выполняемых под музыку.
Дыхательная гимнастика – представляет собой систему специальных упражнений для развития дыхательной мускулатуры.
ЗОЖ – привычное выполнение человеком определенных правил повседневной, жизни, способствующих приобретению и приумножению здоровья, а также высокого уровня учебно-трудовой деятельности.
Личная гигиена – это уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а также содержание в чистоте своей одежды и обуви.
Шейпинг – название новой системы занятий, направленной на коррекцию и поддержание хорошей фигуры. Суть этой системы в сочетании атлетической гимнастики с аэробикой, что особенно привлекает девушек и женщин.
Хатха-йога – это система гимнастических упражнений индийских йогов. Типичными для нее являются «асаны» – канонизированные позы, названия которых связываются с названием животных (кобра, рыба, тигр) или предметов (плуг, колесо).
Стретчинг – это методика развития гибкости в статических позах.
Спортивная медицина. Гигиена.
Антропометрические измерения – это система измерений человеческого тела и его частей. Они используются для исследования физического развития человека, его соответствия медицинским стандартам для разных возрастных групп населения.
АД – величина артериального давления.
Восстановление – это процесс, происходящий в организме после прекращения работы, заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.
Лечебная физическая культура – это система специально подобранных физических упражнений, направленных на двигательную реабилитацию человека. Используется для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Массаж – это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов и манипуляций, выполняемых руками или специальными инструментами, предназначенными для массирования.
Переутомление – это крайняя степень утомления, которая может носить продолжительный характер и даже перейти в заболевание. При переутомлении ухудшается настроение, появляются вялость, слабость, головокружения.
Самочувствие – это ощущение бодрости, хорошего настроения, желания трудиться.
Состояние боевой готовности – это благоприятная форма предстартового состояния. Физиологические сдвиги в организме спортсмена соответствуют интенсивности предстоящей работы.
Стартовая лихорадка – это неблагоприятная форма предстартового состояния, характеризующееся чрезмерным возбуждением нервной системы спортсмена. Бывает причиной недостаточно координированных движений, фальстартов, неудачного начала выступления.
Стартовая апатия – это торможение, пришедшее на смену чрезмерному возбуждению.
Тренировочная нагрузка – это степень воздействия физических упражнений на организм человека.
Утомление – это временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление.
Функциональная проба – это измерение изменения ЧСС в процессе выполнения физических упражнений с определенной физической нагрузкой. Функциональные пробы помогают вскрыть отклонения от нормы в деятельности сердца и сосудов спортсменов.
ЧСС – это частота сердечных сокращений.
Олимпийские игры.
Олимпиада – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся каждые четыре года.
МОК – Международный олимпийский комитет.
НОК – Национальный олимпийский комитет.
Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее».
Олимпийская клятва – это традиционный ритуал на церемонии открытия Олимпийских игр. Текст клятвы произносится спортсменом и судьей страны, где проводятся очередные Игры, с трибуны, установленной на олимпийском стадионе.
Олимпийский флаг – белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного, желтого и зеленого цветов.
Олимпийская хартия – это документ, в котором сформулированы цели и задачи современного олимпийского движения, принципы олимпизма, регламентированы условия участия в олимпийских играх и правила их проведения.
Литература.
Основная.
- Б.А. Ашмарина Теория и методика физического воспитания. Москва «Просвещение» 1979.
- В.А. Васильков Педагогика здоровья. г. Ханты-Мансийск, 2004.
- Л.Б. Кофман Настольная книга учителя физической культуры Москва «Физкультура и спорт» 1998.
- С.Б. Тихвинский Роль физического воспитания в здоровье подростка. Ленинград. Общество «Знание» РСФСР, 1987.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск, 1985.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена М., 1966.
- Решетников Г.С. Ваши мышцы. М., 1971.
- Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. М., 1987.
Дополнительная.
- Шенкман С. Что такое стретчинг // Физическая культура в школе. 1987. № 10.
- Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. М. 1991.
- Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М., 1982.
Для учащихся.
- Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. М. 1991.
- Решетников Г.С. Ваши мышцы. М., 1971.