Цели:
- Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата.
- Работать над развитием голоса, дыхания.
- Развивать память, внимание.
- Автоматизировать звук “ч”
- Развивать фонематическое восприятие, слух.
- Уточнить артикуляцию звука Ч.
- Упражнять в выделении заданного звука из слов, определении его порядкового места.
Оборудование: разрезные картинки, зеркало, слоговые таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Артикикуляционная гимнастика.
Язык вперед – назад.
Язык вниз – вверх.
Языком покрутить колесико.
Язык влево – вправо.
Надуть щеки, лопнуть шар.
Улыбка – хоботок.
Открыть – закрыть рот.
Пощелкать язычком.
Облизать верхнюю губу, зубы.
Распластывание языка.
Покусать непослушный язык + бя-бя, пя-пя.
подуть на цветочек, листик, полоску, карандаш.
3. Сообщение темы урока.
Достаю по одной части разрезных картинок; составляют изображения; называю: чайка, ласточка, грач.
Определят общий признак – перелетные птицы.
Называют слово из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов. Называют общий согласный звук (Ч). Делить на группы.
4. Уточнение артикуляции.
Работа с артикуляционным профилем.
Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы.
При произнесении звука Ч, губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя теплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?.
При произнесении Звука [ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.)
– При произнесении звука [ч], зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя теплая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)
4. Чтение слоговой таблицы
ча–чо–чу чо–чу–ча чу–чи–че чи–чо–чу |
чи–че–чу че–чи–чу ча–че–чи чо–чу–че |
А теперь мы будем составлять звуковую схему этого сочетания ча. ЧА – это что? Это слог или слово? Почему?
– Правильно!
– Какой первый звук в слоге ча?
– Обозначим этот звук на схеме. Звук [ч] согласный или гласный? Почему?
– Звук [ч] глухой или звонкий? Почему?
– Звук [ч] мягкий или твердый?
– Звук [ч] обозначим синей или зеленой фишкой?
– Обозначьте звук [ч] фишкой под фишкой слога. И ниже положите саму букву ч из
кассы букв.
– Теперь назовите второй звук в слоге ча-а, и полностью назовите его
характеристику по схеме точно так же как и для звука [ч]. (Здесь уже без
вопросов сами дети могут сказать его характеристику.)
– Верно. Сколько звуков в слоге ча? Назовите их последовательно.
– Сколько букв в слоге ча?
– Вспомните еще раз новое правило. Как пишется сочетание ча?
– Молодцы. Вы выполнили это задание. Возьмите все по фишке.
5. Дидактическая игра “Поймай звук” – развитие фонематического слуха. Определение места звука в словах.
Игру проводим стоя, чтобы дети сменили позу, отдохнули.
– Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [ч].
Чай, щетка, снег, чайка, чайник,вещи, чадо,фитиль, чага, чаепитие.
6. Чистоговорки.
Ча, ча, ча – жилище богача.
Ча, ча, ча – увидеть циркача.
7. Вписывание пропущенной гласной.
ч.й печ.ль ч.йка коч.н |
дач. ч.йник удач. ч.епитие |
печ.ть задач. ч.гун тысяч. |
ч.шка ч.сы |
8. Домашнее задание.
Повстречала саранча
Очень черного грача.
Саранча от грача
Задала стрекача.
10. Итог занятия.
– О чем мы говорили на занятии?
– Что нового вы узнали сегодня?
– Какое правило мы сегодня учили?
– Какая игра, какое задание вам понравились больше всего?
11. Оценка работы на занятии.