Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Образовательная – познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена, со сказкой “Гадкий утенок”.
  • Воспитательная – воспитывать уважение к людям, независимо от социального уровня, учиться сопереживать, понимать.
  • Развивающая – развивать правильную, выразительную речь, расширять читательский кругозор, развивать интерес учащихся к творчеству Г.Х.Андерсена.

Оборудование:

  1. Книги Г.Х.Андерсена.
  2. Пословицы (начало и конец в разбросанном виде).
  3. Проектор, экран.
  4. Рисунки детей.
  5. Карточки с текстом для индивидуального чтения.
  6. Диск с презентацией.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне, а я вам.

Презентация. Слайд 1

2. Выявление целей урока

– Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, какая цель нашего урока?

– Вам знакомы книги этого писателя?

– Назовите их? (Голый король, снежная королева, стойкий оловянный солдатик, гадкий утенок, и многие другие.)

– Вспомнив героев этих произведений, что мы будем воспитывать? (Уважение к мужеству, доброта и сочувствие всем, кому плохо, любовь к людям.)

– Что будем развивать? (Правильную, выразительную речь.)

3. Разминка (учитель спрашивает, уч-ся отвечают).

– Краткое, меткое изречение, вывод, сделанный народом. (Пословица.)

– Он открыл школу для крестьянских детей? (Толстой.)

– Замысловатое описание какого-либо предмета? (Загадка.)

– Этот писатель много писал о природе, о животных, побывал в Сибири и на дальнем Востоке? (Михаил Михайлович Пришвин.)

– Худож. произведение с элементами фантастического и чудесного? (Сказка.)

– кто из писателей погиб на дуэли? (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин.)

4. Работа по карточкам.

– Ребята, у вас на столах карточки,

– Читаем жужжащим чтением

– 1-й ряд читает молча,

– 2-й ряд– шепотом,

– 3-й ряд – вслух. Затем1-й ряд – вслух, 2, 3 ряд – шепотом.

Слайд 2

5. Речевая разминка

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает;
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем довольны? Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка?

– Что у меня написано? (Можно сказать, что маленькое стихотворение, а можно сказать, что загадка.)

– А что такое стихотворение? (Это жанр произведения, где есть рифма.)

– А что такое загадка? (Описание какого – либо предмета.)

– Это стихотворение – загадка.

– назовите отгадку? (“Дюймовочка”.)

– 1-й ряд прочитает с интонацией восхищения

– 2-й ряд – с удивлением.

– 3-й ряд – сердито.

– А сейчас я хочу, чтобы вы прочитали это стихотворение –загадку скороговоркой.

– Давайте вспомним, что такое скороговорка? (Это маленький стишок, который служит для отработки правильной дикции.)

– Что такое дикция? (Правильное произношение звуков.)

– Я наращиваю темп, а вы вместе со мной

_ А теперь повернитесь друг к другу и проговорите скороговоркой (дети работают в парах).

6. Проверка д/з.

– Ребята, с каким писателем вы познакомились на прошлом уроке? (Юрием Ивановичем Ермолаевым.)

– Что можете сказать о этом писателе? (Актер, прославился как детский писатель, главными героями были дети, юмористические рассказы писал, но в них было много важного и поучительного.)

– С какими рассказами познакомились? (“Проговорился”, “Воспитатели”.)

– Задание было нарисовать любой понравившийся эпизод.

– Выходим со своим рисунком, а дети должны отгадать этот отрывок одного из рассказов.

– Ермолаев писал рассказы, которые любили читать дети, но не менее любимыми были сказки Ганса Христиана Андерсена.

7. Биография писателя

Слайд 3

– О жизни этого писателя расскажут ребята

1-й ученик.

– Андерсен вышел из глубины простого народа. В наследство он получил все богатство народной поэзии.
С.Я.Маршак

– 2 апреля стал отмечаться как Международный день детской книги

Слайд 4, 5

2-й ученик.

Слайд 6

– Сказки Ганса Христиана Андерсена знают все. И маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Все помнят, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд...

Слайд 7

3-й ученик.

– Ганс Христиан Андерсен родился в датском городе Оденсе. Отец был сапожником, мать прачка. Жила молодая семья бедно, но очень любили друг друга.

Слайд 8

4-й ученик.

– Уже в раннем детстве мальчик отличался эмоциональностью и тонким восприятием мира. Даже самые незначительные впечатления оставляли глубокий след в его душе.

– Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил. Его часто за это поднимали на смех.

Слайд 9 ,

5-й ученик.

– После смерти отца Гансу пришлось работать, чтобы добыть деньги на еду. Он был подмастерьем у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребенком, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Это единственное свое увлечение он сохранил и в юности.

Слайд 10

6-й ученик.

– В 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Когда мать спросила причину, по которой он едет, покидая ее и дом, юный Андерсен тотчас ответил: “Чтобы стать знаменитым!”. Он поехал с целью устроиться на работу в театр. Благодаря приятному голосу, его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски – брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть.

Слайд 11

7-й ученик.

– Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски – брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть.

Слайд 12

В 1833 году Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. В это же время Андерсен пишет большое количество литературных произведений, прославившие его “Сказки”.

Слайд 13

Учитель.

– Имя Андерсена становится известным, однако и датское общество жестоко критикует его за происхождение, за некрасивую внешность поэта,
за ошибки в правописании.

“Все хорошее во мне топтали в грязь”, –
говорил о себе Андерсен.

  • Андерсен никогда не был богат. Если получал неожиданные деньги, то ехал лишний раз за границу и брал с собой кого-нибудь из близких друзей .
  • Мировую славу Андерсену принесли сказки, которых он написал более 400.
  • В последние годы его жизни у него было множество орденов от разных государей. Первый орден – прусский орден Красного орла, пожалованный ему королем Фридрихом Вильгельмом. Позднее Андерсена сделали профессором, затем статским советником .
  • Капризен, обидчив, мнителен, некрасив… Эти недостатки искупались его добротой, открытостью, и незлопамятностью
  • За два месяца до смерти узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

Слайд 14

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил еще три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Слайд 15

Учитель.

– Как называется сказка, которую будем читать?

Слайд 24

8. Предварительная работа по тексту.

Словарная работа:

– Ребята, в тексте вам встретятся слова:. (Слайд 25)

Сметано, озираться, ..

– Назовите значение этих слов, а потом мы проверим, правильно ли вы назвали.

(Сравниваем):. (Слайд 26)

– Проговорим эти слова , ставя ударение.

9. Работа с текстом. Читают уч-ся.

10. Вопросы по прочитанному.

– Какие чувства вы испытывали во время чтения? (Переживали, было страшно за него, огорчались вместе с ним.)

– где высиживала утка своих утят? (В чаще лопуха.)

– Какими были первые слова утят? (Пип-пип, ах, как велик мир.)

– Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? (Оно было чужое.)

– Каким оказался родившейся птенец? (Большим, не таким как все.)

– О чем думала мать, глядя на птенца? Зачитать! (Стр. 203.)

– Кто был на птичье дворе?

– Как отнеслись к появлению птенца?

– найдите и зачитайте как утка защищала его. (стр. 204.)

– Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над другими?

– Как они отнеслись к утенку?

– Почему утенок сбежал с птичьего двора?

– Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.)

– Что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака? (Зачитать стр. 207.)

– Как утенок оказался в избушке?

– За кого его приняла старушка и почему? (За жирную утку, так как плохо видела.)

– Кто жил в избушке? (Кот и курица.)

– Почему утенку было плохо в избушке у старушки?

– Найдите и зачитайте, когда утенок увидел лебедей и какие чувства его охватили? (Стр. 210.)

– Кто из вас дочитал эту сказку, можете сказать чем она закончилась?

– Простил он своих обидчиков?

– В чем главная суть сказки? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.)

– Каким оказался ? (Великодушным, благородным, доброта и чуткость, страдания – вознаграждены.)

– Стал утенок потом счастливым? (Да.)

– Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? (Родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл один. По началу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый ч, талантливый человек добился всемирного признания.)

– У меня даны пословицы. Какие из них мы можем соотнести к нашей сказке? (Пословицы дети прикрепляют к заданным героям.)

– А почему это сказка? (Птицы разговаривают.)

Д/з – разделить сказку на 5частей, озаглавить каждую часть, рисунок к любому эпизоду сказки.

Оценки.

Кто крепко держится, тот побеждает.
Кто духом упал, тот пропал.
Не красив собой, но красив душой

Приложение 2. Материал для выступления детей.

Приложение 3. Анализ урока чтения.