"Части речи". Cистема Л.Занкова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок является основной формой обучения одного и того же коллектива учащихся по определенной программе. При оптимальной организации он обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала - знаний и умений. Для этого урок должен быть целенаправленным.

Тема урока определяет его специальные цели, дидактический же материал - упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в жизни страны - определяет общепредметные цели урока. В качестве примера может служить тема "Части речи " (III класс). На данном уроке в соответствии с этой темой специальными являются познавательная цель - сообщить первоначальные сведения о частях речи, учить находить и различать их, развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу.

Текст одного из упражнений учебника позволяет поставить общепредметную задачу морально-этического воспитания детей.

Используемые методы обучения позволяет реализовать все цели урока. Форма познавательной деятельности обеспечивает сотрудничество учителя и учащихся, включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦО. В ходе урока использованы фронтальная, индивидуальная, групповая и парная форма работы . В уроке заложена развитие логического мышления, воображение, формирование коммуникативных компетенций как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи. Формирование чувства языка, потребность совершенствовать свою устную и письменную речь. Предусмотрена количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов. Работа со словарными статьями из толкового словаря, самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов, развитие связной, устной и письменной речи, развитие орфоэпических навыков и интонационных умений. Урок направлен на практическое овладение диалогической формы речи, овладение основными умениями ведения разговора.

Проблемно-поисковый метод применяется для развития самостоятельности мышления учащихся. Каждый ученик выполняет работу в соответствии с уровнем развития способностей и уровнем притязаний. В классе царит атмосфера сотрудничества и сотоварищества. Все учащиеся принимают участие в уроке, успешно усваивают содержание материала, с удовольствием работают на уроке

Цели урока:

  • сообщить первоначальные сведения о частях речи, учить находить и различать их, развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.

Оборудование: листы с текстами для работы учащихся, толковый словарь, карта страны “Лингвинии”, три кита.

Ход урока

1. Организационный момент.

Не будем дуть мы на корабль бумажный:

Сегодня у ребят урок уж больно важный.

Сегодня мы с вами отправляемся в большое плаванье на корабле , в страну, где живут необычные жители. О них я позже расскажу, как только прибудем на место.

Чтобы путь наш был легким возьмем в дорогу пять помощников, пять очень нужных правил русского языка.

- Назовите “золотые” правила русского языка.

(Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно; начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания; переношу с одной строки на другую по слогам; помню о красной строке; пишу, проговаривая себе по слогам)

2. Чистописание.

Работа в группах. Детям даются гласные буквы на карточках. Необходимо придумать чистописание, где бы соблюдалась, какая-нибудь закономерность. Более интересная используется на уроке.

3. Словарная работа.

- Прочитайте пословицы.

Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - земля.

Нет плохой земли – есть плохие хозяева.

Земля, что золотой слиток: трудолюбивого награждает щедро.

- Как вы их понимаете ?

- В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?

На помощь спешит толковый словарь.

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса - 1) площадка на наклонной поверхности земли; 2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум - специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

- Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Вернемся к нашей карте. Послушайте сказку о словах.

- Было это давным-давно.

В словах была настоящая неразбериха.

Одним словом – никакого порядка.

Попытались слова как-то построиться.

По-разному становились, все плохо получается.

- Сначала они решили выстроиться по количеству букв.

Получилась у них такая группа, на первом месте слово:

Молчать, плакать, полка, белка, белая, милый, под, на, в.

- Посмотрело слово –в- на всю эту группу и говорит: “Не хочу я в самом конце стоять, давайте, построимся по росту первой буквы и перебежало вперед.

- Выстроилась группа слов по-другому:

В, белка, белая, плакать, полка, под, на, милый, молчать.

- Тут слово – молчать - это возмутило, и так мол всю жизнь молчу, и здесь не имею права голоса, хочу быть первым, ну или хотя бы не последним.

И предложило всем выстроиться в другую группу- по алфавиту:

Белая, белка, в, милый, молчать, на, под, полка, плакать.

- Посмотрело слово – плакать – на такое построение и говорит: “ А почему я оказалось последним?” И заплакало горькими слезами.

- В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.

Проблема.

- Ребята, может быть вы сможете их помирить?

- Чтобы вы предложили для этого сделать?

(Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить).

- Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

(Как разделить слова на группы?)

- Я тоже вам предлагаю поработать в группах.

- Мы возьмем эти слова из сказки и попробуем по каким - либо признакам разделить их на группы.

(У вас может быть тоже несколько вариантов распределения слов на группы).

Самостоятельная работа в группах.

(Каждая группа выписывает свои признаки на лист, вывешивает и рассказывает).

Поиск решения.

1. по количеству букв

2. по окончанию

3. по вопросу - разбираем каждую группу

4. по слогам

5. по ударению

- Какой же главный признак вы определили( разбиение по вопросу).

4. Физкультминутка

5. Сообщение темы и цели уроки.

Учитель. Перед вами карта, на ней вы видите страну Лингвинию

Наша парусная лодка причалит к берегу большого острова Морфология. Сосчитайте, сколько стран на этом острове.

Дети. Четырнадцать.

У. Многие страны вам еще неизвестны, знакомство с ними I впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные страны: имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Ну что, маршрут принят? Тогда вперед!

У. Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Д. О частях речи.

У. На доске записаны слова. Найдите лишнее.

На доске:

  • прилагательное
  • приставка
  • существительное

Д. Приставка — это часть слова.

У. Прочитайте стихотворение, спишите, укажите знакомые части речи:

Существительное — школа.
Просыпается — глагол...
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

Как вы отличаете части речи друг от друга?

Д. По вопросам.

На доске открывается таблица, которая будет заполняться учителем в течение урока.

У. Итак, слов в русском языке много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы, — части речи. Части речи стоят на “трех китах” — трех грамматических признаках. Давайте выясним, что же это за “три кита”.

Первый признак — грамматическое значение.

В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите, пожалуйста, свои примеры.

Дети выполняют задание.

Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания, которые написаны на доске.

На доске:

1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи.

I вариант: желт — желтый, желтеют, желтизна.

II вариант: крас — красная, краснеешь, краснота.

— Как вы определите части речи?

Д. По вопросу и окончанию.

У. Докажите.

Д. Прилагательное ый (м. р.), ая (ж. р.).

Глагол ют — 3-е л., мн. ч., ешь — 2-е л., ед. ч.

2. Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла “Алиса в Зазеркалье” и укажите, какими частями речи являются “зазеркальные” слова.

  • Варкалось, хливкие шаръки
  • Пырялись по наве,
  • И хрюкотали зелюки,
  • Как мюмзики, в мове.

У. Выполните второе задание, записанное на доске.

Дети выполняют задание.

У. Как вы догадались?

Д. Слова эти похожи на наши.

У. Чем же они напоминают наши слова? Докажите.

Д. Например, слово хрюкотали — это глагол прошедшего времени, суффикс л, а слово мюмзики — существительное множественного числа.

У. Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке частей речи.

Учитель открывает второго “кита”, и дети читают про особенности второго признака.

Ребята, давайте вернемся к “зазеркальным” словам. Они не только похожи на наши, но и также изменяются. А как умеют изменяться существительные?

Д. Изменяются по числам. Например, земля — земли. Изменяются по вопросам, то есть склоняются.

У. Вот и просклоняйте “зазеркальное” существительное мюмзики.

Д. Мюмзики, у мюмзиков, к мюмзикам, мюмзиков, с мюмзиками, о мюмзиках.

Учащиеся ведут запись в тетради, а учитель — на доске.

У. А что мы спрягаем?

Д. Глаголы.

У. Попробуйте изменить по лицам “зазеркальный” глагол пырять.

Дети комментируют и записывают в тетради.

Д. Это глагол I спряжения, поэтому...

я пыря[ю] мы пыря[ем]
ты пыря[ешь] вы пыря[ете]
он пыря[ет] они пыря[ют]

У. А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? Давайте разбираться.

Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на доске.

На доске:

и костер небольшой сидеть полночь у собака

охотник около

Посмотрите, эти слова взяты из словаря и напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Словами какой части речи является каждое слово?

Д. Здесь есть союз, существительное, глагол, предлог, прилагательное.

У. А теперь поставьте их в определенной форме и последовательно нанизывайте на нитку. Из бусинок получаются бусы, из слов — предложение. Запишите предложение из наших слов.

На доске:

Около полуночи охотник и собака сидели у

небольшого костра.

Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически.

Далее учащиеся находят главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные члены предложения.

Определить член предложения — значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Это и есть “третий кит”.

6. Итог урока.

- Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Чему учились на уроке?

- Что общего у слов одной части речи?

- Какие части речи вы знаете?

7. Домашнее задание.