Образование сложных слов

Разделы: Начальная школа


Цель: Научить образовывать сложные слова.

Задачи: усвоить понятия “сложные слова”, “соединительные гласные”; научить различать сложные слова; правильно писать; употреблять в речи; разбирать по составу.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор и экспозиционный экран;
  • СD проигрыватель;
  • карточки со скороговорками.

Прилагаемые материалы:

Ход урока

1. Организационный момент.

Я очень рада нашей новой встрече.
Нам с вами будет интересно, друзья.
И умные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.

2. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение Е. Измайлова.

Слайды 2, 3, 4.

Стихи веселые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот –
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход,
В паре ходят пар и ход.

– О чем говорится в этом стихотворении?
– Каким образом получаем сложные слова?
– Тема урока “Сложные слова”. Вы научитесь образовывать сложные слова и правильно их писать и употреблять в речи.

3. Работа над новой темой.

Слайд 5.

– Скажите, вы знаете, что такое режим дня?
– Урок будет построен в таком режиме.
– С чего начинается день? (С утренней зарядки.)
– А мы начнем с речевой разминки. (У детей на партах карточки со скороговорками.)
– Попробуйте быстро и четко произнести скороговорки.

*Кукушка кукушонку купила капюшон.
*Барабан бьет в барабан.
*Жук жужжит над абажуром.
*Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
*Проворонила ворона вороненка.
*Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
*Съел Валерик вареник,
А Варюшка ватрушку
.

– Что вы можете сказать о самом слове скороговорка? (Сложное слово.)
– Докажи.

4. Минутка чистописания.

– Выпишите из слова скороговорка сочетания оро, ого, ово.
– С какими согласными они составлены? (со звонкими)
– Составьте свои сочетания и пропишите их

5. После утренней разминки идет…(умывание)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

– Запишите в тетрадь слово грязь в транскрипции.

Слайд 6 – Проверка. [г р’ я с ь ] [ г р’ а с’ ] [ г р ’а з ь ]

– Выберите правильный ответ (выделяется верный ответ).
– Образуйте и запишите сложные слова с корнем вод-.

Слайд 7

Вода, падать – водопад
Вода, лазить – водолаз
Вода, проводить – водопровод
Вода, возить – водовоз
Вода, качать – водокачка

Самопроверка:

Чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать.
Сейчас проверить можешь сам.
Свое внимание к словам. (Появляются ответы.)

– Назови лишнее слово. (Водокачка – оно не имеет парной согласной на конце.)
– Разделите слова на 2 группы. (Слова, состоящие из двух корней и слова, состоящие из корней + другие части слова; или слова, обозначающие профессии и остальные слова.)

6. В режиме дня следующий пункт – …..завтрак.

– Как называют человека по профессии, который варит еду? ПОВАР
– Как называют человека, который варит кашу? КАШЕВАР
– Из чего пьем чай? САМОВАР
– Как называется кастрюля, в которой все очень быстро варится? СКОРОВАРКА

Слайд 8 Проверка. – Какое слово лишнее? (Повар, т. к. оно не сложное.)

7. Назовите следующий пункт в режиме дня. (Занятия в школе.)

– Какие названия уроков являются сложными словами?

Слайд 9. (Природоведение, обществознание, чистописание.)

– А у нас урок русского языка. Выполним упражнение № 94 на стр.41.

Проверка:

– Какую машину выдумал Ваня?
– Как называют мальчика, который что-либо придумывает? (Фантазер.)
– У Н.Носова есть книга, которая так и называется “Фантазеры”. (Учитель демонстрирует книгу.) Прочитайте дома о мальчиках-фантазерах.

8. Физкультминутка.

– Давайте пофантазируем. Представь, что у тебя длинный нос, как у Буратино.

Напиши в воздухе какое-нибудь слово, пользуясь носом, как ручкой.

Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Руку правую вперед, руку левую вперед,
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

– Кто услышал в физкультминутке однокоренные слова?
– Какое из них сложное? (Самолет.) Докажи.

После отдыха выполняем уроки.

Слайд 10. Запишите слово, которое показано в транскрипции: [старажыл.]

Проверка. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд 11.

Сторожил – это
Старожил
– это

– Придумайте предложение с каждым из этих слов.

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, называются омофоны.

10. Подходит день к концу и по режиму – сон. И на ночь мама рассказывает тебе сказки. Посмотрите отрывки из мультфильмов и назовите слова, которые являются сложными.

Слайды 12–18.

1) Ковер – самолет, видеосюжет из м/ф “Алладин”.

2) Гусли – самогуды, аудиозапись “гусли” (Приложение 3)

3) Скатерть – самобранка, видеосюжет из м/ ф “Вовка в тридевятом царстве”.

4) Сапоги – скороходы, видеосюжет из м/ ф “Карлик-Нос”.

– Докажите, что это сложные слова.

11. Закрепление знаний.

Дети отвечают на вопросы теста. (Приложение 2).

12. Рефлексия.

– Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?
– Каким образом вы справились с этим затруднением?
– Кто запомнил правило образования сложных слов?
– Помогите своим товарищам, которые еще затрудняются.

13. Домашнее задание.

Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. М.: “Баласс”,20 02.
  2. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. – Тесты по русскому языку: Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– М.: ООО и ИТИ Технологии, Москва, 2003.

Интернет-источники.

Видеосюжеты из м/ф:

Рисунки: