Слово – имя собственное. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

– дать представления об именах собственных;
– ознакомление с употреблением заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей;
– развитие внимания, мышления, речи обучающихся.

1. Организационный момент

А)

Прозвенел звонок веселый,
Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.

Б) Подготовка руки к письму.

ЗАЙКА

Ушки длинные у зайки.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)

В) Запись числа в тетради.

Мы тетрадку открываем,
Про наклон не забываем.

2. Минутка чистописания.

Замени выражение одним словом:

Густая, заросшая часть леса. (Чаща.)

– Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Щ”).
– Какие правила связаны с “щ”?
– В какую букву превратится Щ, лишь элемент в средине не напишешь? (Показ учителем.)

 

– Что общего и чем различаются звуки “щ” и “ц” ?

(Общее: согласные, глухие, непарные; разница: “щ”– всегда мягкий, “ц” – всегда твердый.)

 Списать, вставить пропущенную букву. (Доска.)

Пищ . ть, щ . плый, рощ . , щ . чий.

3. Повторение словарных слов.

– Словарные слова повторим, сигнальным карточками говорим.

Презентация. Слайд 1

 с . рока
в . рона
п . тух
за . ц
л . сица
с . бака

– На какие группы можно разбить?
– По какому признаку я разбила на 2 группы эти слова?

Слайд 2

Сорока

Ворона

собака

Петух

Заяц

лиса

(по слогам)

Слайд 3

Сорока

Ворона

Собака

Лиса

Петух

Заяц

 

(по роду)

(Можно: птицы и звери; дикие и домашние животные.)

4. А) Разгадаем ребусы, они подскажут тему урока .

Слайд 4

(Вася, Надя, Юля, Вова.)

 

– Как одним словом назвать слова, которые разгадали? (Имена.)
– На какие группы можно разбить эти слова? (Имена девочек и мальчиков, слова из 4 букв и 3 букв.)

– Послушайте отрывок из стихотворения З.Александровой.

Восемь Тань.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

– Как же можно различить этих девочек? (По фамилии.)
– Каким образом человек получает фамилию?
– Фамилия человеку переходит от родителей, обозначает его принадлежность к определенной семье.

Слово “фамилия” значит семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии: Гончаров, Конюхов.

– Что еще есть у человека? (отчество)

Б) Сообщение тема урока.

– Сегодня будем говорить о правописании фамилии, имени, отчества.

Фамилия, имя, отчество – это имена собственные.

Физкультминутка.

(Дети поворачиваются в разные стороны, указывают рукой на одноклассников с данным именем.)

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.

5. Изучение нового.

– Что заметили?

Слайд 5

А) Коля Зайцев ловит зайцев.
У Розы в руках розы.
Наша Поля вернулась с поля.

– Почему одно и то же слово написано то с большой буквы, то с маленькой?
– Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии?

Б) Дополним предложение.

Слайд 6

 Зайцев, Роза, Поля – это имена … (собственные)

Имена собственные пишутся с …. буквы.

6. Закрепление изученного. 

А) (читает учитель)

На снег упал Сережа, А за ним – Алеша, А за ним Ирина, А за ней Марина, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?

(В.Орлов)

– Как стих связан с темой нашего урока?
– Запишем имена в тетрадь. Какой же буквой будем выделять имена? (Прописной.)
Вывод: – Большая буква в именах, фамилиях, отчествах – это орфограмма.

Подчеркните заглавную букву.

Б) Спишите, закончите предложение.

Слайд 7

Меня зовут … .
Моя фамилия … .
Меня учит . льга . иколаевна.

 С какой буквы написали свое имя?

– Фамилию?
– Имя и отчество учителя?

7. Рефлексия.

– Приготовили цифры. Выберите, под какой цифрой все слова написаны правильно.

Слайд 8

1. Юля, Петров, сергеевна

2. юля, Петров, Сергеевна

3. Юля, Петров, Сергеевна

 8. Итог.

– С каким правилом мы сегодня работали на уроке?

 С заглавной буквы,
без сомнения,
Начинаем предложение,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.

9. Игра “Имена” (класс можно разбить на две команды).

– Кто быстрее заполнит клетки, чтобы получились имена в столбиках.

М И Ш А
Л Ю Д А

10. Рефлексия.

– Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик.

Планируемые результаты.

Предметные.

Дать представления об имена собственных и правилах оформления имен собственных на письме.

Личностные.

Проявлять познавательную инициативу при выполнении заданий.

Познавательные.

Способность применить правило. Понимание и преобразование информации: сравнение омонимов (роза, зайцев, с поля). Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (собственные имена).

Регулятивные.

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные.

Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить монологическое высказывание.

Литература.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).
  2. Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 1 (1–4) класс + Игровой материал на уроках в 1 классе. – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Русский язык. 1 класс: Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой /Авт.-сост. И.В.Мукашева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 107с.