Цели:
– дать представления об именах собственных;
– ознакомление с употреблением заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах
людей;
– развитие внимания, мышления, речи обучающихся.
1. Организационный момент
А)
Прозвенел звонок веселый,
Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Б) Подготовка руки к письму.
ЗАЙКА
Ушки длинные у зайки.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)
В) Запись числа в тетради.
Мы тетрадку открываем,
Про наклон не забываем.
2. Минутка чистописания.
Замени выражение одним словом:
Густая, заросшая часть леса. (Чаща.)
– Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Щ”).
– Какие правила связаны с “щ”?
– В какую букву превратится Щ, лишь элемент в средине не напишешь? (Показ
учителем.)
– Что общего и чем различаются звуки “щ” и “ц” ?
(Общее: согласные, глухие, непарные; разница: “щ”– всегда мягкий, “ц” – всегда твердый.)
Списать, вставить пропущенную букву. (Доска.)
Пищ . ть, щ . плый, рощ . , щ . чий.
3. Повторение словарных слов.
– Словарные слова повторим, сигнальным карточками говорим.
Презентация. Слайд 1
с . рока
в . рона
п . тух
за . ц
л . сица
с . бака
– На какие группы можно разбить?
– По какому признаку я разбила на 2 группы эти слова?
Слайд 2
Сорока Ворона собака |
Петух Заяц лиса |
(по слогам)
Слайд 3
Сорока Ворона Собака Лиса |
Петух Заяц
|
(по роду)
(Можно: птицы и звери; дикие и домашние животные.)
4. А) Разгадаем ребусы, они подскажут тему урока .
Слайд 4
(Вася, Надя, Юля, Вова.)
– Как одним словом назвать слова, которые разгадали? (Имена.)
– На какие группы можно разбить эти слова? (Имена девочек и мальчиков, слова из
4 букв и 3 букв.)
– Послушайте отрывок из стихотворения З.Александровой.
Восемь Тань.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
– Как же можно различить этих девочек? (По фамилии.)
– Каким образом человек получает фамилию?
– Фамилия человеку переходит от родителей, обозначает его принадлежность к
определенной семье.
Слово “фамилия” значит семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии: Гончаров, Конюхов.
– Что еще есть у человека? (отчество)
Б) Сообщение тема урока.
– Сегодня будем говорить о правописании фамилии, имени, отчества.
Фамилия, имя, отчество – это имена собственные.
Физкультминутка.
(Дети поворачиваются в разные стороны, указывают рукой на одноклассников с данным именем.)
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
5. Изучение нового.
– Что заметили?
Слайд 5
А) Коля Зайцев ловит зайцев.
У Розы в руках розы.
Наша Поля вернулась с поля.
– Почему одно и то же слово написано то с большой буквы, то с маленькой?
– Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии?
Б) Дополним предложение.
Слайд 6
Зайцев, Роза, Поля – это имена … (собственные)
Имена собственные пишутся с …. буквы.
6. Закрепление изученного.
А) (читает учитель)
На снег упал Сережа, А за ним – Алеша, А за ним Ирина, А за ней Марина, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?
(В.Орлов)
– Как стих связан с темой нашего урока?
– Запишем имена в тетрадь. Какой же буквой будем выделять имена? (Прописной.)
– Вывод: – Большая буква в именах, фамилиях, отчествах – это орфограмма.
Подчеркните заглавную букву.
Б) Спишите, закончите предложение.
Слайд 7
Меня зовут … .
Моя фамилия … .
Меня учит . льга . иколаевна.
С какой буквы написали свое имя?
– Фамилию?
– Имя и отчество учителя?
7. Рефлексия.
– Приготовили цифры. Выберите, под какой цифрой все слова написаны правильно.
Слайд 8
1. Юля, Петров, сергеевна
2. юля, Петров, Сергеевна
3. Юля, Петров, Сергеевна
8. Итог.
– С каким правилом мы сегодня работали на уроке?
С заглавной буквы,
без сомнения,
Начинаем предложение,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
9. Игра “Имена” (класс можно разбить на две команды).
– Кто быстрее заполнит клетки, чтобы получились имена в столбиках.
М | И | Ш | А | |||
Л | Ю | Д | А | |||
10. Рефлексия.
– Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик.
Планируемые результаты.
Предметные.
Дать представления об имена собственных и правилах оформления имен собственных на письме.
Личностные.
Проявлять познавательную инициативу при выполнении заданий.
Познавательные.
Способность применить правило. Понимание и преобразование информации: сравнение омонимов (роза, зайцев, с поля). Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (собственные имена).
Регулятивные.
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить монологическое высказывание.
Литература.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).
- Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 1 (1–4) класс + Игровой материал на уроках в 1 классе. – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).
- Русский язык. 1 класс: Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой /Авт.-сост. И.В.Мукашева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 107с.