Цель урока:
- научить изображать схематически графики функций y = ax2 + n и y = a(x-m)2;
- уметь указывать на рисунке соответствующую формулу для графика функций;
- строить с помощью шаблона параболы графики функций.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить сведения о свойствах квадратичной функции;
- ознакомить учащихся с графиками частных видов квадратичной;
- научить строить и выполнять преобразования графиков квадратичной функции.
Развивающие:
- развитие у учащихся аналитического мышления;
- развитие речи (расширение математического словаря).
Воспитательные:
- привитие практических умений и навыков по построению графиков;
- воспитание познавательной активности;
- воспитание ответственности;
- воспитание культуры диалога.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
План урока:
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Изучение нового материала.
- Тренировочные упражнения.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Сообщение домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
- Дайте определение функции.
- Какая функция называется квадратичной? Приведите примеры.
- Что представляет собой график функции y = ax2?
- В каких четвертях расположен график функции y = ax2 при а>0 и при а< 0?
III. Изучение нового материала
Пример 1
Построим графики функций y = x2 и y = - x2.
X | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Y = -x2 | -9 | -4 | -1 | 0 | -1 | -4 | -9 |
При любом значении х значения функций y = x2 и y = - x2 являются противоположными числами, значит соответствующие точки графиков симметричны относительно оси х (см. рис.1).
рис. 1
Вывод: График функции y= - ax2 можно получить из графика функции y = ax2 c помощью симметрии относительно оси х.
Пример 2
Построим графики функций y = x2 и y = x2 + 2.
Составим таблицу значений этих функций при одних и тех же значениях аргумента.
X | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y=x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
y=x2+ 2 | 11 | 6 | 3 | 2 | 3 | 6 | 11 |
Эта таблица подсказывает, что каждой точке (x0;y0) графика функции y = x2 соответствует точка (xo;y0+2) графика функции y = x2 + 2. Следовательно, график функции y = x2 + 2 получен в результате параллельного переноса графика функции y = x2 на две единицы вверх (см. рис. 2).
рис 2.
Аналогично график функции y = x2 - 4 можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = x2 на 4 единицы вниз (см. рис.3).
рис. 3
Вывод: График функции y= ax2 + n можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = ax2 на n единиц вверх, если n > 0 и на - n единиц вниз, если n <0.
Пример 3. Построим графики функций y = (x + 2)2 и y = (x - 2)2.
x | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
y=x2 | 16 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 | 16 |
y=(x+ 2)2 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 |
y= (x-2)2 | 36 | 25 | 16 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 |
По таблице видим, что график функции y=(x+2)2 получен в результате параллельного графика функции y = x2 на две единицы влево; график функции y=(x-2)2 получен в результате переноса на две единицы вправо (см. рис. 4 и рис. 5).
рис. 4
рис. 5
Вывод: График функции y=а(х-m)2 можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = ax2 на m единиц влево, если - m < 0 и на m единиц вправо, если m > 0.
Пример 4. Построим график функции y = (x -1)2 +3.
Решение:
Построим шаблон графика функции y = x2.
Параллельно перенесем график функции y=x2 на 1 единицу вправо. Получим график функции y = (x-1)2.
Параллельно перенесем график функции y= (x-1)2 на 3 единицы вверх. Получим график функции y = (x-1)2 +3 (см. рис. 6).
рис. 6
IV. Тренировочные упражнения
1. График какой функции получим, если график функции y = x2 параллельно перенесем:
- на 6 единиц вверх;
- на 9 единиц вправо;
- на 12 единиц вниз;
- на 7 единиц влево;
- на 2 единицы вправо и на 3 единицы вниз;
- на 1 единицу влево и на 1 единицу вверх?
2. Задайте формулами вида y = ax2 + n, y = a(x - m)2 , y = a(x - m)2 + n функции, графики которых изображены на рисунках:
рис. 7
рис. 8
рис. 9
рис. 10
рис. 11
рис. 12
V. Самостоятельная работа с последующей проверкой
(Учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями).
Вариант 1
1. Используя шаблон параболы y = x2 постройте график функции:
а) y = x2 – 4;
б) y = (x-3)2;
в) y = -x2 +3;
г) y = (x + 3)2 – 3
д) y = - (x + 1)2 + 2;
2. Дополнительное задание: изобразите схематически график функции: y=¼(x - 2)2 – 3.
Вариант 2
1. Используя шаблон параболы y = x2 постройте график функции:
а) y = x2 – 3;
б) y = (x+1)2;
в) y = - x2 + 2;
г) y = - (x - 1)2 + 3;
д) y = - (x + 2)2 + 4.
2. Дополнительное задание: изобразите схематически график функции: y= -¼(x + )2+3.
VI. Итог урока
Ответьте на вопросы:
- Как можно получить график функции y = ax2 + n, используя график функции y = ax2?
- Как можно получить график функции y = a(x - m)2, используя график функции y = ax2?
- Как можно получить график функции y = a(x - m)2 + n, используя график функции y = ax2?
VII. Задание на дом
Учебник «Алгебра 9» , авторы Ю.Н. Макарычев и др.
П. 6 №№ 107,108,110, на повторение № 119.