Дидактическая цель занятия: обеспечить изучение студентами особенностей физико-географического положения России.
Развивающие задачи:
- развивать умения студентов анализировать географическое содержание карт.
- вырабатывать умение самостоятельного составления ментальных карт.
Воспитательные задачи:
- воспитывать групповую сплоченность у студентов;
- формировать положительное отношение к знаниям.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма урока:
урок-лекция.Методы: объяснительно-иллюстративный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, атласы по географии Росси (8 класс) М.: Дрофа, 2011, ПК, презентация.
I. Организационный этап
Мы начинаем изучение раздела “География России” в большом курсе “Физическая география”. В его изучении я рекомендую вам опираться на основные источники информации (слайд 1).
Значение курса в будущей профессии техника-картографа:
Карты России: общегеографические, тематические, топографические – востребованы в отраслях народного хозяйства страны и в том числе в обучении.
Знание географической основы карт обеспечивает достоверное нанесение на картографическую основу географических объектов.
Тема занятия: “Географическое положение России” (слайд 2).
Цель занятия: обеспечить усвоение особенностей физико-географического положения России.
II. Формирование новых знаний и умений.
Географическое положение страны определяет основные особенности её природы (климата, рельефа, внутренних вод, растительного и животного мира) и жизнедеятельности населения.
Географическое положение России трактуется как местоположение объекта в пространстве относительно других объектов природы. Понятие включает в себя три составляющие: физико-географическое положение, математико-географическое положение, опирающиеся на историко-географическое положение (слайд 3).
Площадь нашей страны постоянно менялась в ходе истории, а значит, менялись географические параметры. Современные границы России установились в 1991 году после распада СССР.
Запись студентами определений в тетрадь.
Группа разбивается на команды по 3-4 человека. В ходе изучения материала идёт сбор информации для составления ментальной карты России по теме занятия.
МАТЕМАТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Площадь страны (слайд 4).
- Расположение страны относительно Северного полярного круга и северного тропика и экватора и нулевого меридиана? (слайд 5)
- Как расположена страна относительно Северного полярного круга и северного тропика и экватора и нулевого меридиана?
- Географические координаты - это величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана (широта и долгота).
- Крайние точки страны (слайд 6–11).
- Назовите крайние точки страны
- Географический центр России (слайд 12).
- Протяженность границ и территории (слайд 13–19)
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Положение на материке и по частям света (слайд 20-22).
- Расположение России относительно частей Мирового океана (слайд 23)
- Найдите их на карте.
- Какие моря не подписаны на картосхеме?
- Пограничные формы рельефа (слайд 24).
- Какие горы и реки располагаются по границе России?
- Характер границ (слайд 25) [1].
Обобщение информации происходит в ходе диалога по вопросу:
Какие особенности природы и хозяйственной деятельности населения России определяет её географическое положение?
Большая протяженность с запада на восток.
- Разница во времени по часовым поясам (слайд 26).
- Континентальность климата.
Россия расположена в самой северной части материка.
- Большая часть ее территории лежит севернее 60° с.ш.
- Южнее 50° с.ш. находится лишь около 5% территории России.
- 65% территории расположено в зоне многолетней мерзлоты.
- Берега омывают преимущественно ледовитые северные моря.
Дополнительные денежные вложения при ведении хозяйства.
- Необходимость строить утепленные отапливаемые жилища, затрачивать дополнительные запасы топлива для работы производств при низких температурах.
- Для того чтобы не замерзнуть за одну зиму жители России сжигают не менее 500 млн. тонн топлива (40 млрд. долларов).
Большие ограничения в развитии сельского хозяйства (зона рискованного земледелия).
- Недостаток тепла на севере и влаги в южной части – обычное для нашего земледелия явление. Каждое десятилетие случаются крупные неурожаи.
Богатство природных условий и ресурсов.
III. Рефлексия.
Итогом освоения материала выступает составление командами ментальных карт России, вычерченная в размер листа бумаги А2.
В ментальной карте есть изюминка: она отражает все то, что помнит автор карты. Она строится от руки, соблюдая относительную соразмерность географических объектов. Сначала вычерчивается контур объекта с показом основных изгибов государственной границы страны. Затем на контур наносятся названия пограничных объектов: крайних точек, полуостровов, заливов и островов, рек и гор. Столько сколько успеете, потому что время ограничено. Эстетика оформления играет не маловажную роль при оценке.
IV. Домашнее задание.
- Изучить параграф “Географическое положение и границы России” в учебнике
- Раковская Э.М. Давыдова М.И. Физическая география России. - М.: Владос.
V. Подведение итогов работы на уроке.
Список литературы:
- Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: учебник для пед. вузов. В 2 ч. - М: Владос, 2003.