Географическое положение России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: границы России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Дидактическая цель занятия: обеспечить изучение студентами особенностей физико-географического положения России.

Развивающие задачи:

  • развивать умения студентов анализировать географическое содержание карт.
  • вырабатывать умение самостоятельного составления ментальных карт.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать групповую сплоченность у студентов;
  • формировать положительное отношение к знаниям.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма урока: урок-лекция.

Методы: объяснительно-иллюстративный, рефлексия.

Оборудование: физическая карта России, атласы по географии Росси (8 класс) М.: Дрофа, 2011, ПК, презентация.

I. Организационный этап

Мы начинаем изучение раздела “География России” в большом курсе “Физическая география”. В его изучении я рекомендую вам опираться на основные источники информации (слайд 1).

Значение курса в будущей профессии техника-картографа:

Карты России: общегеографические, тематические, топографические – востребованы в отраслях народного хозяйства страны и в том числе в обучении.

Знание географической основы карт обеспечивает достоверное нанесение на картографическую основу географических объектов.

Тема занятия: “Географическое положение России” (слайд 2).

Цель занятия: обеспечить усвоение особенностей физико-географического положения России.

II. Формирование новых знаний и умений.

Географическое положение страны определяет основные особенности её природы (климата, рельефа, внутренних вод, растительного и животного мира) и жизнедеятельности населения.

Географическое положение России трактуется как местоположение объекта в пространстве относительно других объектов природы. Понятие включает в себя три составляющие: физико-географическое положение, математико-географическое положение, опирающиеся на историко-географическое положение (слайд 3).

Площадь нашей страны постоянно менялась в ходе истории, а значит, менялись географические параметры. Современные границы России установились в 1991 году после распада СССР.

Запись студентами определений в тетрадь.

Группа разбивается на команды по 3-4 человека. В ходе изучения материала идёт сбор информации для составления ментальной карты России по теме занятия.

МАТЕМАТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  • Площадь страны (слайд 4).
  • Расположение страны относительно Северного полярного круга и северного тропика и экватора и нулевого меридиана? (слайд 5)
  • Как расположена страна относительно Северного полярного круга и северного тропика и экватора и нулевого меридиана?
  • Географические координаты - это величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана (широта и долгота).
  • Крайние точки страны (слайд 6–11).
  • Назовите крайние точки страны
  • Географический центр России (слайд 12).
  • Протяженность границ и территории (слайд 13–19)

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  • Положение на материке и по частям света (слайд 20-22).
  • Расположение России относительно частей Мирового океана (слайд 23)
  • Найдите их на карте.
  • Какие моря не подписаны на картосхеме?
  • Пограничные формы рельефа (слайд 24).
  • Какие горы и реки располагаются по границе России?
  • Характер границ (слайд 25) [1].

Обобщение информации происходит в ходе диалога по вопросу:

Какие особенности природы и хозяйственной деятельности населения России определяет её географическое положение?

Большая протяженность с запада на восток.

  • Разница во времени по часовым поясам (слайд 26).
  • Континентальность климата.

Россия расположена в самой северной части материка.

  • Большая часть ее территории лежит севернее 60° с.ш.
  • Южнее 50° с.ш. находится лишь около 5% территории России.
  • 65% территории расположено в зоне многолетней мерзлоты.
  • Берега омывают преимущественно ледовитые северные моря.

Дополнительные денежные вложения при ведении хозяйства.

  • Необходимость строить утепленные отапливаемые жилища, затрачивать дополнительные запасы топлива для работы производств при низких температурах.
  • Для того чтобы не замерзнуть за одну зиму жители России сжигают не менее 500 млн. тонн топлива (40 млрд. долларов).

Большие ограничения в развитии сельского хозяйства (зона рискованного земледелия).

  • Недостаток тепла на севере и влаги в южной части обычное для нашего земледелия явление. Каждое десятилетие случаются крупные неурожаи.

Богатство природных условий и ресурсов.

III. Рефлексия.

Итогом освоения материала выступает составление командами ментальных карт России, вычерченная в размер листа бумаги А2.

В ментальной карте есть изюминка: она отражает все то, что помнит автор карты. Она строится от руки, соблюдая относительную соразмерность географических объектов. Сначала вычерчивается контур объекта с показом основных изгибов государственной границы страны. Затем на контур наносятся названия пограничных объектов: крайних точек, полуостровов, заливов и островов, рек и гор. Столько сколько успеете, потому что время ограничено. Эстетика оформления играет не маловажную роль при оценке.

IV. Домашнее задание.

  1. Изучить параграф “Географическое положение и границы России” в учебнике
  2. Раковская Э.М. Давыдова М.И. Физическая география России. - М.: Владос.

V. Подведение итогов работы на уроке.

Список литературы:

  1. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: учебник для пед. вузов. В 2 ч. - М: Владос, 2003.