Уроки чтения в формировании коммуникативных умений у учащихся коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется, прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Их речь характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического уровней. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что не только обедняет все виды его деятельности, но и затрудняет процесс успешной адаптации и интеграции в общество.

Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становится причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие и может стать причиной новых конфликтов, что осложняет деятельность человека, его отношения с окружающими людьми.

Поэтому на уроках чтения задачу формирования речи учащихся с ОВЗ я решаю в контексте развития навыков коммуникации и общения. Информационно-коммуникативная функция общения является основой организации любого учебного процесса, который применительно к специальной школе выполняет разнообразные коррекционные задачи, среди них особое внимание уделяется средствам развития речи у детей с умственной отсталостью.

Речевые задачи, решаемые на уроках чтения:

– помочь учащимся осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;
– улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность;
– повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.

В качестве основы обучения создаются диалогические ситуации, взятые из произведений художественной литературы, изучаемых на уроках чтения. В этом контексте определяется объем, последовательность и содержание текстов. Кроме того, увеличение тематического диапазона для коллективного обсуждения на уроке осуществляется за счет обращения к личному опыту учащихся. Таким образом, расширение тематического репертуара позволяет использовать речь не только как средство для усвоения содержания, главной мысли прочитанного произведения, но и как средство познания окружающей действительности (особенности человеческих взаимоотношений, свой внутренний мир: чувства, мысли, переживания). С учетом сниженной мотивации речевой деятельности, скудного словарного запаса у детей с умственной отсталостью, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения, опираясь на слова и выражения, взятые непосредственно из текста произведения, и в то же время быть заинтересованным в предмете разговора.

Использование игровых форм на уроке с опорой на спонтанный опыт и создание собственных речевых конструкций и действий в общении, наиболее эффективно, так как именно игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи, к ее эмоциональным компонентам. Динамичная игра-драматизация на основе сюжета изучаемого произведения позволяет не только осуществлять коррекцию недостатков произношения, словарного запаса, но и обогащать речь словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, взятыми непосредственно из текстов и формировать неречевые средства (жесты, мимика), служащие основой для создания коммуникативных действий. Участвуя в драматизации, учащиеся преодолевают речевую замкнутость, учатся самостоятельно выражать свои мысли.

Таким образом, формирование устной диалогической речи на уроках чтения, рассматриваемое в контексте развития навыков коммуникации, позволяет решать проблемы, связанные с нарушением общения, что в свою очередь влияет на успешность социальной адаптации учащихся с ОВЗ.