Цели.
Обучающий аспект:
– закрепить знания о содержании рассказа “Великие путешественники”;
– познакомить учащихся с содержанием произведения “Любимое занятие”;
– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
– формировать выразительность при чтении диалога по ролям.
Развивающий аспект:
– развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в
формулировании вопросов и ответов;
– совершенствование техники чтения;
– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в
тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.
Коррекционный аспект:
– совершенствование слухового и зрительного восприятия;
– развитие творческого воображения посредством драматизации.
Воспитательный аспект:
– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
– воспитание уважительного отношения к труду и людям труда;
– формирование стремления к овладению различных профессиональных умений.
Ход урока
I. Организационный момент (наличие учебных принадлежностей). Объяснение правил работы с таблицей: за каждый вид работы ставится либо оценка, либо +. Затем подсчитывается число, которое является суммой всех полученных + и оценок. Соответственно, чем больше число, тем выше оценка за урок.
Таблица учебных достижений.
№1 игра |
№2 Тест “Главная мысль” |
№3 Вопрос-ответ |
№4 чтение |
№5 Инсценирование |
№6 Дополнительные виды работы |
Итого |
Беседа, предваряющая игру.
– С какой целью мы проводим игру в начале урока?
– С содержанием какого рассказа мы познакомились на предыдущем уроке чтения?
– “Великие путешественники”.
– Кто является автором этого рассказа?
– М.М. Зощенко.
– Кроме того, с помощью игры я узнаю, кто более внимательно читал это
произведение и запомнил все детали, упомянутые в тексте. За каждый правильный
ответ вы ставите себе + в первой колонке таблицы.
Дидактическая игра “Исправьте ошибки”. Правила: Я читаю предложения из рассказа, в которых я намеренно допустила ошибки. Ваша задача – обнаружить и исправить их.
1-я часть (восприятие на слух).
“Я подарил Сашке (Степке) фонарик (ножик) и он согласился взять меня в кругосветное путешествие”.
“На другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла в аптеку за лекарствами (ушла на речку полоскать белье), мы покинули нашу деревню Глинки (Пески)” – правописание.
“Позади (впереди) бежала Степкина собачка Дружок (Тузик)”– правописание
“Степка сказал: “Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение волкам (муравьям”).
“Папа сказал: “Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо хорошо знать русский язык и уметь считать до десяти” (географию и таблицу умножения)”.
2-я часть игры на слайде (зрительное восприятие).
Исключите слово-ошибку.
Итог игры: количество + запишите цифрой.
II. Повторение изученного материала.
Чтение диалога по ролям.
– Какова главная мысль рассказа “Великие путешественники”? Выберите правильный вариант ответа.
За каждый правильно выбранный вариант ответа поставьте себе +. Запишите количество плюсов цифрой во второй колонке таблицы.
Вывод: почему рассказ называется “Великие (знаменитые, известные) путешественники”? (Запись на доске – правописание.) В прямом ли значении употреблено слово ВЕЛИКИЕ? Вывод: М.М. Зощенко использует иронию.
Таким образом, автор иронично посмеивается над своими героями, называя их ВЕЛИКИМИ, то есть наоборот – далеко не великие. А почему?
Сообщение темы и целей урока.
Каждый рассказ М.М. Зощенко интересен и полезен, особенно для детей. Поэтому главными словами нашего урока будут являться следующие:
Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Зощенко, предназначенным для внеклассного прочтения. А его название вы попробуете угадать. Название состоит из двух слов. Первое слово – любимое.
– Какой частью речи оно является? (Имя прилагательное.)
– Скажите, с какой частью речи “дружит” имя прилагательное? (С именем
существительным.) Значит, второе слово в названии рассказа будет являться именем
существительным. А какого рода, числа и падежа оно будет? Как мы можем
определить грамматические признаки существительного, которого мы не знаем? (По
прилагательному.)
Дидактическая игра. По начальным буквам названий предметов, изображенных на картинках, составить слово, входящее в название рассказа (предметные картинки: заяц, астра, ножницы, якорь, топор, индюк, ель).
Итак, тема нашего урока:
Цели: познакомимся с содержанием, будем стараться выразительно читать по ролям, самостоятельно формулировать вопросы по содержанию, инсценировать прочитанный сюжет, и в конце урока мы попробуем ответить на самый главный вопрос: “Какие важные мысли хотел донести до своего читателя М.М. Зощенко?”.
Писатель ведет невидимый диалог с читателем через свое произведение. Он напрямую не говорит, чему он нас учит, а беседует с нами через героев, их поведение, речь, поступки.
Прежде, чем мы приступим к чтению рассказа, я хотела бы вам задать вопрос, взятый из текста этого произведения, немного его перефразируя. Кстати, его тоже задает учительница своим ученикам “Дети, расскажите мне, какое у вас любимое занятие дома?”
Физкультминутка. Но мы изменим задание. Вы не расскажите о своем любимом занятии, а вы его покажите с помощью жестов. А мы попробуем отгадать.
Итак, начинаем знакомство с рассказом. В тексте встречается диалог. Что такое диалог? Я читаю, а вы попытаетесь сформулировать свои вопросы по содержанию рассказа. За каждый хороший вопрос и правильный ответ ставим по + в колонку № 3.
Анализ:
– Где происходит действие рассказа? (В классе.)
– Назовите героев рассказа? (Учитель, ученики, Павлик, Федя.)
– О каких мнимых занятиях рассказали дети в начале рассказа? (Фото, марки,
шахматы, шашки.)
Дидактическая игра: расположите в той последовательности, в которой эти занятия представлены в рассказе.
– Кто первым сказал правду о своем занятии? (Павлик). Как его это
характеризует?
– Какое любимое занятие было у Павлика?
– Докажите, что Павлик боялся говорить о своем занятии?
– Почему Павлик боялся говорить о своем любимом занятии?
– О каком своем любимом занятии тихо прошептал Федя?
– Почему некоторые ребята сразу сказали неправду?
– Должны ли ребята стыдиться своих занятий? Почему?
Вывод: любое занятие, приносящее пользу людям, не выглядит смешным, а наоборот достойно уважения и почета.
Ведем учет количества +. Запись цифрой.
III. Закрепление.
Чтение по ролям учащимися. Исправление ошибок по ходу чтения. Работа над выразительностью.
Дидактическая игра. Выберите только те предметы или картинки, которые относятся к профессиям, упомянутым в тексте рассказа Анализ.
Какие профессии были упомянуты в рассказе (портной, дворник, ученый). Вывод: только из полезных занятий рождаются великолепные профессии.
За чтение ставим оценки в № 4 колонку.
Инсценирование сюжета произведения.
IV. Итог урока.
Найдите в тексте словосочетания или предложения, в которых заключена главная мысль всего рассказа? Вы согласны со словами “Хорошо расти с книгами Зощенко и умнеть”.
Работа с таблицей учебных достижений. Самостоятельное выставление оценок за урок.
Домашнее задание: чтение по ролям, инсценирование.