“Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие”
М.Монтель
Как быстро меняется сегодня наш мир! Совсем недавно мы робко пробовали компьютер, затем открыли для себя интернет… Для оснащения кабинетов и уроков предлагается, на данный момент, огромный выбор наглядных пособий, электронных учебников, аудио-звукозаписей, видео материалов, музыкальные и шумовые инструменты, всё, что “вашей душе угодно”… Стремительность, с которой меняется вокруг нас мир и наше бытиё, даёт нам огромные возможности сделать урок увлекательным творческим процессом.
Я считаю: если соединить учебную и кружковую деятельность, то можно получить хорошие результаты. Так на примере своего опыта работы, хочу поделиться различными методиками вовлечения в активную музыкально-вокальную деятельность учащихся.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для I-VII классов начальной и основной школы выделяются две линии: “Основы музыкальной культуры” и “Опыт музыкально-творческой деятельности”. Опыт музыкально-творческой деятельности пронизывает все учебные темы и находит свое выражение в совершенствовании музыкально-творческой деятельности и более глубоких представлениях об искусстве исполнения музыки как искусстве интерпретации.
При изучении русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется на основе понимания сущности музыкального исполнительства как искусства интерпретации и проявляется в процессе:
- личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности;
- сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;
- художественного исполнения и творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;
- творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;
- пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание;
- индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными;
- создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов;
- создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;
- импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
- инсценировки народных песен;
- создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;
- создания музыкально-литературных композиций;
- прослеживания связей между “легкой” и “серьезной” музыкой;
- выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Если проанализировать что должен учащийся, то легко придёте к выводу о нехватке часов для подготовки и погружении в музыкально-творческую, проектную деятельность. В 45 минут за урок, при одном часе в неделю – это просто не возможно. Как быть в таких условиях? Ведь ребёнок не только слушает, смотрит, анализирует, запоминает, но и желает сам играть, пробовать свои возможности. Поэтому, те дети кто действительно желают научиться играть на гитаре, ударной установке, красиво петь, я предлагаю им ходить на занятие кружков “Освоение игры на гитаре” и “Вокально-эстрадное исполнительство”. Где проходит обучение игры на гитаре, электрогитаре приме, бас-электрогитаре, ударной установки и освоение технике вокально-эстрадного исполнительства. По мере освоения и достижения определённых результатов, планирую дальнейшую совместную учебную, кружковую деятельность. А это не что иное, как интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Необходимыми условиями для совместной интеграционной деятельности учителя являются:
1) ясное виденье сквозного построения тем в учебной и кружковой деятельности;
2) представление и знание возможностей учащихся того или иного возрастного состава детей;
3) знание музыкального репертуара и его сложности, изучаемые на уроках и занятиях кружка;
4) сопоставление времени изучения на уроке и занятиях (так чтобы была возможность использования исполнительских возможностей детей в кружковой деятельности на уроке в общеобразовательном процессе);
5) учёт календарных дат и праздников, с целью расширения показа, выхода результатов работы на более большие аудитории;
6) наличие оснащенности музыкальными инструментами и материалами для уроков и занятий.
Если учитывать все эти условия и уровень развития творческих способностей, то следует отметить, что планировать совместную деятельность в плане вокально-эстрадного исполнительства, можно и с начальной школы, но исполнение на музыкальных инструментах только с 7 класса, учитывая индивидуальные способности ребёнка и уровень подготовки. Так с учётом всех выше изложенных требований, результаты исполнительской и интеграционной деятельности, в моей программе, используются на уроках:
Класс, № урока и занятия | Музыкальный материал | Тема занятия кружков “Вокально-эстрадное исполнительство”, “Освоение игры на гитаре” | Тема четверти и урока в общеобразовательной школе | Дата проведения уроков и занятий |
3 класс, младшая вокальная группа Урок № 5, 3-я ч. №33 - 42 занятия зависит от выбранного номера |
Любой готовый номер для выступления из репертуара вокальной группы | Тема занятия: “Реализация творческих возможностей в музыке”, “Звуки которые нас окружают”, “Звуки которые приятны для слухового ощущения”. | Т.ч. “Крупные музыкальные жанры” Т.у. “Музыка и поэзия” | Первая неделя февраля |
4 класс, младшая вокальная группа Урок № 5,6 (IV ч.), Занятие №51 - 60 |
Песни бурятских композиторов, которые есть в репертуаре группы. | Тема занятия: “Красота звука, использование природы звучания звука”, “Каждое выступление, как маленький спектакль” | Т.ч. “Музыкальная жизнь Бурятии” Т.у. “Музыка композиторов Бурятии” | Первая, вторая неделя мая |
7 класс № урока – 5, 7, 9. Старшая вокальная группа. Группа гитаристов 2 и 3-го года обучения |
“Белый шиповник” А.Рыбникова из
рок-оперы “Юнона и Авось”. Песни по выбору исполнителей (известных поп музыкантов). Песни выдающихся исполнителей бардов |
Темы занятий вокального кружка:
“Опера – самый сложный вид искусства” 3-я
четверть и до конца 4-ой ч. Темы кружка “Освоение игры на гитаре”: “Баре и полубаре” с сентября месяца и в течении всего года. |
Тема урока: “Рок – опера”, “Поп музыка”, “Авторская песня” | Конец апреля - май |
Не скрою, такая работа требует огромной длительной подготовки, но если у вас всё получиться – результат не заставит себя ждать. Этот урок останется в жизни каждого ребёнка на всю жизнь. Повышается количество учащихся желающих записаться на кружки. Повышается уровень музыкального образования детей. Для внеклассной и внеурочной деятельности школы всегда есть готовые номера.
Перед детьми открывается новый мир – мир творческой реализации. Кто ощутил хоть раз плоды воплощения своих творческих идей и почувствовал удовлетворение, тот будет снова и снова стремиться к этому. У учителей музыки есть миссия – протянуть детям невидимые нити музыкальной культуры, чтобы помочь им стать “Детьми будущего” и жить в мире без границ. Ведь для музыки границ не было никогда. Ведь только музыка или музыкальная деятельность дарит детям мгновения чудесного человеческого самовыражения.
Литература
1. Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Алеев В.В. Музыка. 1-4, 5-8 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений/В.В. Алеев [и др.]. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989. – 193 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.В. Давыдов. – М.:Академия. 2004 – 288 с.
5. Замятина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие/Т.А. Замятина. – М.: Издательство Глобус, 2010. – 169 с.