“Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя”.
В. Сухомлинский
В последние годы наблюдается резкое снижение интереса детей к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе. Всем ясно, что лишь совместными усилиями учителей, воспитателей, библиотекаря, руководителей кружков и секций и при родительском участии можно добиться желаемых результатов в развитии ребёнка.
Чтение – основа учения. Без развития у школьников навыков чтения: осмысленного, правильного, беглого, выразительного – не может идти речи о дальнейшем обучении.
От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остаётся для них не реализованным источником знаний.
Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного и внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребёнка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Много лет работая с детьми, читая работы ведущих специалистов библиотечного дела И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой и др. по проблемам детского чтения, проанализировав читательскую активность наших школьников, я давно определила для себя тему, над которой надо работать и работать.
Выбор темы развития интереса к чтению у младших школьников не случаен. Он определился из давно назревшей проблемы детского “нечтения”, воспитательных и образовательных задач нашей школы. Учащиеся моего класса имеют некоторые отклонения в состоянии здоровья и развития: в нервно-психическом, речевом развитии, поведенческие отклонения. Некоторым детям присущи плохая память, быстрая утомляемость, рассеянное внимание, низкий кругозор, слабая мотивация учения. Есть дети у которых отстаёт словесно-логическое мышление, однако достаточно хорошо развито наглядно-действенное. Поэтому они очень любят рисовать, вырезать лепить, шить, петь, танцевать, заниматься в спортивных секциях, участвовать в инсценировках, посещают музыкальную школу.
В любом мероприятии мы обязательно используем смену видов деятельности. Если занятия проводятся совместно с библиотекарем, информация библиотекаря чередуется с коллективным чтением стихов, отгадыванием загадок, викторин, просмотром иллюстраций и рассказыванием, узнаванием и обсуждением, инсценированием. К урокам книги ведётся предварительная работа воспитателей с детьми в группе продлённого дня. Обязательна отработка техники чтения, работа над текстом. Дети рисуют, делают поделки из бумаги на литературные сюжеты. Провести сухую беседу с нашими детьми – это потерять напрасно время. Без наглядных средств, без игровых моментов, без смены вида деятельности внимание не удержать, да и дисциплину тоже. Но если у ребенка будет вызван интерес – будет и отдача.
Поэтому во многом пришлось пересмотреть содержание и формы массовых мероприятий и занятий по основам информационной культуры. К примеру, занятия по основам информационной культуры превратились в уроки-знакомства с предметами, книгами, понятиями.
Конечно, сложно подобрать наглядный материал ко всем занятиям. И здесь к нам на помощь пришёл компьютер. Он стал нашим незаменимым помощником во всех классных и библиотечных мероприятиях. Как полезен оказался компьютер для наших ребят!
Гиперактивных – усмиряет,
безграмотных – поправляет,
невнимательных - постоянно напоминает, да и может проучить, удалив всё безвозвратно
И читать заставляет! - тексты набирать надо?
А у малышей даже вызывает дух соперничества: кто из них лучше прочитает. И они стараются. Ведь обязательным при проведении бесед-презентаций стало самостоятельное чтение вслух заголовков, коротких стихов, загадок, чтение хором. Это способствует развитию техники чтения. Можно и подпевать, если песенка знакома. И поют! Неудивительно: многие презентации сопровождаются песнями или мелодиями, которые создают хороший настрой для эмоционального усвоения материала. Часто беседы сопровождаются просмотром иллюстраций с заданием: “Угадай, что это?” или “Кто это?”, или ответами на вопросы мини-викторин. На таких мероприятиях не ставят оценок, здесь принимается любое рассуждение ребёнка о прочитанном. Сидя кружком около экрана, мы вместе смотрим, говорим, обсуждаем, рассказываем, вспоминаем, фантазируем, порой ведём душевную беседу.
Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения (чистоговорки). Например.
Ла-ло-лу-лы-ли - в океане киты плыли
На-на-ну-ны-ни - руку в воду окуни.
Ти-ты-то-ту-та - лисица у куста.
Си-сы-со-су-са - на носу сидит оса.
Ро-ры-ра - у мышонка есть нора.
Ри-ру-ро - у мальчика ведро.
Ра-ро-ры - подарили нам шары.
Ро-ра-ри – на ветках снегири.
За-зо-зу - мы поймали стрекозу.
Зи-зе-за - приближается гроза.
Зо-за-зы - убегаем от грозы.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Су-су-су - кошка любит колбасу.
Со-со-со - мы сменили колесо.
Та-та-та - я веду с собой кота.
Ту-ту-ту - я расту, расту, расту.
Ти-ти-ти - пол должны мы подмести.
Затем следуют скороговорки. Школьники знают их очень много, находят в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими одноклассниками.
Вот некоторые из них.
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова, на траве дрова.
Шёл Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку –
Рак за руку Грека цап!
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Белые бараны били в барабаны.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
Сорок сорок - сорок морок.
Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли,
Лaвиpовaли, дa тaк и не вылaвиpовaли.
Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушёл Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон
С 1 класса стала искать интересные приёмы развития устной речи учащихся, так как после знакомства с детьми поняла, не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.
Нужны были такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – “развивай свою речь” - и одновременно служили бы этой цели.
Малышам ближе всего игра, и я начала искать, придумывать “речевые игры”. Их я провожу в начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке. Вот некоторые из них.
“Шкатулка сказок”. В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: “Раз, два, три! Ну-ка, сказка выходи!” Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановит сказку. Достали красный – это костёр. жёлтый цыплёнок. Сказку можно начинать: “Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру”. Достали чёрный кружок – это туча. “Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас”. Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.
“Сочиняй-ка”. Придумай 10 новых применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обвёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.
“Бывает – не бывает”. Дети придумывают разные предложения: выпал град; Поезд прибывает в 15 часов; Медведь залез на дерево. Класс утверждает: бывает это или не бывает.
“Найди пару”. Сотрудничество в парах. Ученикам раздаются рукавицы с буквами (печатными, заглавными, строчными и письменными). Ученики должны найти пару, сесть за парты и рассказать друг другу о своей букве, что о ней знают. Затем называют два-три слова, где встречается это буква. Сначала они договариваются, кто будет учителем, а кто учеником, затем меняются. Когда у них всё будет готово, поднимают руку.
“Рисунок узнай-ка”. Детям раздаются карточки с предложениями, а на доске расставлены рисунки. Школьники читают своё предложение и думают, какому рисунку оно соответствует. (Чтение предложений про себя, чтение предложений вслух). Затем подходят к рисунку на каком изображено его предложение. Рассказывают.
Дети очень любят загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки. Они вызывают у ребят живой интерес, заставляют хорошо подумать над смысловым значением пословиц и поговорок.
Для уроков обучения грамоте в 1 классе я подобрала несколько загадок, пословиц, поговорок. Многие из них дети видят в красочно оформленных альбомах, на плакатах, которые я раздаю ученикам или вывешиваю на доске: “Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл”; “Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой ножке”; “Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут”; “Красное коромысло над рекой повисло”; “Вот он, гриб боровик, и красив он, и велик” и т.п.
Для уроков чтения я подбираю элементы устного народного творчества по следующим темам:
О Родине (“Любовь к Родине сильнее смерти”, “Жить – Родине служить”, “Родина – мать, умей за неё постоять”, “Где смелость, там и победа”, “Нет ничего краше, чем Родина наша”, “Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей”);
О небе, земле, явлениях природы (“Голубой шатёр весь мир накрыл”, “Декабрь год кончает, а зиму начинает”, “Много снегу – много хлеба, много воды – много травы”);
О воде, реках, ручьях (“Летом бежит, а зимой стоит”);
О растениях (“Не огонь, а жжётся”);
О рыбах, земноводных (“Под мостиком виляет хвостиком”);
О птицах (“Рук нет, а строить умеет”);
Овощи и огород (“Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, слёзы проливает”);
О добре и зле (“Тому тяжело, кто помнит зло”, “Кто скоро помог, тот дважды помог”. “Доброе дело – великое счастье”, “Кто сеет мир, пожнёт счастье”, “Язык острее мяча”);
О правде и лжи (“По кривой дороге поломаешь ноги”, “Слово – серебро, молчанье – золото”, “Умный себя винит, глупый – своего товарища”);
Об умении и трудолюбии ( “Труд кормит, а лень портит”, “Делу время, а потехе час”
О совести и чести (“Добрая совесть не боится клеветы”, “Всякий человек в деле познаётся”).
Они используются при объяснении нового материала, при закреплении нового материала, при закреплении пройденного, при индивидуальном опросе учащихся.
Закрепление материала проходит очень живо, интересно, дети осваивают новые задания. А сколько воспитательных моментов при этом решается.
После таких уроков, где мы активно используем элементы фольклора, ребята с удовольствием участвуют в олимпиадах, конкурсах. Для них учащиеся сами подбирают самые разнообразные поговорки, потешки, пословицы.