Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Его психологическое благополучие и здоровье во многом зависит от педагогической позиции, уровня психологической культуры и грамотности педагога. С другой стороны, педагогическая профессия выливается в напряженный труд, и педагог сам нуждается в психологической помощи и поддержке.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Напряженной педагогическую деятельность делают:
- ситуации взаимодействия педагога с детьми (поведенческие, эмоциональные нарушения у детей, психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т.д.);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией дошкольного учреждения (резкие расхождения во мнениях, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений, перегруженность поручениями и т.д.);
- ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимательность со стороны родителей к воспитанию детей, расхождение в оценке ребенка педагогом и родителями и т.д.);
- ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.
Задача психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.
В целом, взаимодействие психолога с членами педагогического коллектива строится на основании модели психологического сопровождения педагогических работников в зависимости от стажа работы Н.В. Клюевой, переработанной и дополненной исходя из собственного опыта (см. таблицу).
Таблица
Особенности психологического
сопровождения
педагогических работников в зависимости от
стажа работы.
Стаж работы | Характеристика профессиональной деятельности педагога | Психологическое сопровождение |
1-3 лет | Адаптация выпускника учебного
заведения к условиям работы в ОУ: - знает достаточно много, но мало умеет; - сосредоточен на себе, на своих возможностях; - ориентируется на такие ценности, как “семья”, “близкие люди”, “друзья”; - использует дисциплинарные методы воздействия; - в общении с детьми преобладают приказы, тон негативно окрашен. |
Основные задачи: в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Наиболее эффективные методы: - анализ проблемных педагогических ситуаций; - видеотренинги профессионального педагогического общения; - групповые консультации; - посещение занятий психологом и опытными педагогами с последующим их обсуждением; - тренинг педагогической осознанности с целью формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям (Л. Мардер); - тренинги командообразования. |
6-10 лет | Стабилизация профессиональной
деятельности, формирование педагогической
позиции: - совершенствование методов и приемов обучения; - уменьшение количества конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах коллег и родителей воспитанников; - повышение значимости профессиональной деятельности в жизни. |
Основная задача: помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) в совершенствовании профессионального мастерства. Наиболее эффективные методы: - тренинг личностного роста; - индивидуальная консультативная помощь; - мероприятия, направленные на профилактику эмоционального выгорания. |
10-16 лет | “Педагогический кризис”,
связанный с осознанием противоречия между
желанием что-то изменить (методы работы, стиль
общения с людьми и др.) и возможностями: - проявление большего интереса к детям; - умение наладить конструктивные отношения с родителями. |
Основная задача: предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности. Наиболее эффективные методы: - формировать способность к восприятию нового; - развивать творческий потенциал. |
Для выбора наиболее эффективных форм психологического сопровождения в работе с педагогическим коллективом необходимо определиться с диагностическим инструментарием. Психолог может использовать следующие методики:
- комплексный метод экспресс-диагностики педагога, включающий самооценку педагогом стиля педагогического общения и профессиональных качеств (Р.В. Овчарова);
- оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями (на основе методики В.Ф. Ряховского) [7];
- методика изучения воспитательной эффективности педагогического общения Ю.Н. Вьюнковой [2];
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [16];
- комплексная оценка проявления стресса Ю.В. Щербатых [17];
- тест-опросник “Оценка профессиональной направленности личности педагога” [14];
- метод изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и Н.Ю. Хрящевой [11];
- методика определения индекса групповой сплоченности коллектива К.Э. Сишора [13];
- тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” К. Томаса [14];
- опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе” [5];
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [10];
- методика изучения привлекательности работы (ПТР-1) [11];
- методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова;
- диагностика доминирующей стратегии психологической защиты [12].
Взаимодействие с психолога с молодыми педагогами большей частью относится к консультативно-просветительскому направлению работы, целью которого является консультирование и информирование педагогов по проблемам развития, обучения, воспитания, общения, а также по результатам проведенной диагностики. С целью оптимизации взаимоотношений педагогов детского сада с детьми, их родителями и коллегами проводится психологическое просвещение персонала через беседы, выступления на педсоветах, медико-педагогических совещаниях, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование, деловые игры, тренинги (включающие психогимнастику, ролевые игры, проигрывание и анализ педагогических ситуаций).
Темы групповых консультаций подбираются с целью удовлетворения актуальных потребностей педагогов по определенной тематике, например:
- “Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения” (совместно с тифлопедагогом). На консультации рассматриваются психологические особенности детей с нарушениями зрения (косоглазия, амблиопия и т.д.), а также направления работы по коррекции эмоционально-волевой и личностной сфер, зрительного восприятия (игры, гимнастики), мобилизации сохранных анализаторов через развитие мелкой моторики слухового восприятия.
- “Как провести родительское собрание”. Рассматриваются этапы подготовки родительского собрания, психологические особенности организации этапа подготовки, проведения родительского собрания, осмысления итогов. Предлагаются нетрадиционные формы проведения собраний, а также такие оригинальные организационные моменты как ритуал “Волшебная шкатулка”, ведение родительских дневников.
- “Отверженный ребенок: как ему можно помочь”. На консультации рассматриваются основные причины появления отвергаемого ребенка в детском коллективе. В ходе мозгового штурма вырабатываются психолого-педагогические рекомендации помощи ребенку, отвергаемому детским коллективом.
- “Коммуникативные игры” (совместно со старшим воспитателем). На консультации воспитатели знакомятся и проигрывают коммуникативные игры, способствующие формированию доброжелательных отношений в группе, для каждого возрастного периода.
- “Психолого–педагогические особенности построения предметно–развивающей среды”. На консультации рассматриваются традиционные и нетрадиционные формы предметной среды, направленной на развитие эмоционально–личностной сферы детей.
Групповые консультации содержат практические рекомендации, разработки и оригинальные идеи, и проводятся в форме свободного общения и обсуждения предложенного материала с использованием элементов метода мозгового штурма, работы балинтовских групп. Разработка и проведение групповых консультаций является творческим процессом, приносит подчас неожиданные результаты, а живое обсуждение затрагиваемых вопросов способствует сплочению коллектива.
На начальном этапе профессиональной деятельности очень важно начать формировать у молодых педагогов личностно-ориентированную позицию к ребенку. Для этого используется тренинг педагогической осознанности, разработанный Л. Мардер [8].
Данная тренинговая программа предназначена для начала работы по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализации изменения педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми. Её цели:
1. Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.
2. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем.
3. Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
В оригинале программа рассчитана на пятичасовые занятия в течение трех дней. Однако, такой график не удобен для проведения занятий с педагогами детского сада. Поэтому программа была переработана для проведения занятий по 2 часа в течение недели, в удобное для педагогов время во время тихого часа.
С целью облегчения процесса адаптации молодых педагогов к условиям работы, установления доброжелательных отношений с коллегами регулярно проводятся тренинги командообразования, разработанные И. В. Вачковым, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ф. Фроловым, Т.М. Грабенко [4], А.С. Прутченковым, С. Медведской [9].
При взаимодействии с педагогами, имеющими средний стаж профессиональной деятельности (6-10 лет), ведущим направлением становится индивидуальное консультирование. Психологическое консультирование состоит в том, что психолог, пользуясь специальными знаниями, своим опытом, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении своей проблемы. Хорошим подспорьем при подготовке к консультации являются супервизорское общение с психологами, самообразование, изучение методической литературы [1, 6].
Отдельно хочется выделить формы работы, направленные на профилактику эмоционального выгорания и помогающие более комфортно адаптироваться к напряженным факторам деятельности и обучить способам саморегуляции эмоционального состояния (приемы релаксации, специальные физические и дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоционального состояния, развить навыки нахождения и снятия “мышечных зажимов”). С этой целью были разработаны:
- программа групповых занятий для педагогов и специалистов, помогающих профессий, по профилактике профессионального выгорания “Место, где мне хорошо”,
- тренинговые занятия “Маленький дворик”, “Я – капитан”.
Занятия содержат упражнения на развитие умения слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого. Педагоги получают представление о принципах бесконфликтного общения, освоив навык “Я - высказывания”, отработав техники активного, пассивного, эмпатического слушания. На занятиях прорабатываются достаточно важные для педагога навыки рефлексии и эмпатии.
Основная работа с педагогами, имеющими большой стаж, направлена на предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности. Педагог - психолог оказывает помощь старшему воспитателю в организации работы творческих групп, проведении методических тренингов (например, по использованию арт- и игротерапевтических техник в работе с детьми), больших психологических игр и групповых занятий. Так, для развития творческого потенциала педагогов, формирования способности к восприятию нового, раскрытия скрытых ресурсов и возможностей было разработано тренинговое занятие “Страна Фантазия”.
Аттестация педагогических кадров – очень важный процесс, с помощью которого обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования. Взаимодействие психологической и методической служб учреждения необходимо для развития и активизации профессионально важных качеств личности педагога с целью успешного прохождения им аттестации. Психологическое сопровождение педагога в период подготовки к аттестации и во время её прохождения проводится по программе Т. Трошковой, Е. Кобалёновой [15], дополненной материалами, изложенными в книге А.С. Галанова “Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю” [3].
Литература
1. Алешина Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1999.
2. Вьюнкова Ю.Н. Воспитательная эффективность педагогического общения // Начальная школа”, 1998. - №5.
3. Галанов А.С. Как пройти аттестацию Советы психолога учителю. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. – СПб.: Речь, 2011.
5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999.
7. Кротова Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание”, 2007. - №9.
8. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям // Школьный психолог, 2003. - №22.
9. Медведская С. Аквариум. Большая психологическая игра // Школьный психолог, 2006. - №16.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.
11. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб.: Питер, 2000.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом “Бахрах”, 1998.
13. Психологические тесты / Под ред А.А. Карелина.- М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2011.
15. Трошкова Т., Кабаленова Е. Модель взаимодействия. Программа сопровождения педагога в период подготовки к аттестации и во время ее прохождения // Школьный психолог, 2009. - №17.
16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
17. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.