Цель школы - обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности. В своей школе мы стараемся создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей обеспечивающих успех в учебе; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
В основе нашей деятельности лежат следующие следующие концептуальные положения: системно-деятельностный подход в образовательном процессе, использование развивающих интерактивных технологий и личностно-ориентированное обучение.
Система деятельности по организации работы со способными детьми в нашей школе строится следующим образом:
1-й шаг. Диагностика потенциальных возможностей детей и их психолого-педагогическое сопровождение. Процесс выявления познавательных потребностей, склонностей, интеллектуальных и волевых качеств обучающихся обеспечивается поддержкой психологической службой школы, а также через специфические формы организации образовательного процесса. Задача родителей, педагогов и психолога, работающих в начальной школе, состоит в выявлении на ранних стадиях природных возможностей детей и оказание им помощи в их реализации. С этой целью психолог школы применяет систему тестов, позволяющих установить, какое сочетание свойств ребёнка может принести максимальный результат. Вместе с тем, для повышения эффективности диагностики требуется разработка более полного пакета диагностического инструментария, поиск и изучение дополнительных методик, основанных на валидности, доступности, информативности, ёмкости.
2-й шаг. Помощь учащимся в самореализации их творческих способностей. Перспективы детей определяются уровнем их достижений или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческой, общения и лидерства, художественной деятельности и психомоторной. Создание условий для развития и реализации способностей детей, активизации и поощрения их деятельности в интеллектуальной и академической сфере в нашем ОУ проводится по следующим направлениям:
- Внедрение в образовательную практику продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы со способными детьми и индивидуализацию образования, отвечающей современным образовательным запросам и творческим возможностям детей. Использование различных видов дистанционного обучения. Работа Дистанционной математической школы, Дистанционной экономической школы, Школы юного математика при поддержке центра образовательных проектов “Сигма”. В этом учебном году дистанционной формой обучения охвачено около 200 учеников.
- Включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов, спецкурсов, кружковой работы. Это позволяет часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям детей, способствует в дальнейшем специализации обучения. Учителями разработаны и проводятся 39факультативов, элективных курсов для 1-11 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через профильные классы.
- Организация работы НОУ . Научная и учебно-исследовательская деятельность является одним из важнейших методов построения индивидуальной образовательной траектории учащихся нашей школы и инструментом познания. Наряду с проектной деятельностью, активно внедряемой педагогами школы, научно-исследовательская деятельность позволяет в полном объёме запустить механизмы интеллектуальной реализации личности. Результаты школьной и районной научно-практической конференций показывают положительную динамику.
- Широкое привлечение учащихся 1-11 классов к участию в школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах, марафонах, турнирах, фестивалях и других образовательных проектах, а также участие в образовательных проектах районного, областного и Российского уровней, которые проводятся в течение всего учебного года (заочные, очные).
- Проведение “Недели науки”.
- Включение детей в орбиту детских сетевых сообществ.
Мы решаем и такую задачу как проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся и формирование такой личностной характеристики выпускника как “социально активный ученик”. Система ученического самоуправления, сложившаяся в нашей школе, проектная деятельность классных коллективов, интеллектуальные игры, школьная газета и традиционные воспитательные мероприятия, проводимые в ОУ позволяют ученикам проявить лидерский способности. Если дети будут сами принимать решение, сами включаться в процесс самоорганизации, проявлять инициативу, жить проблемами своего классного коллектива и своей школы то без сомнения мы подготовим достойного выпускника.
При реализации способностей детей в художественно-творческой сфере наше ОУ опирается на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования - музыкальная школа, школа искусств, центр дополнительного образования детей “Спутник”, привлекая их специалистов. Это позволило наладить работу студии “Декор”, студии народных танцев, хорового пения, театральной студии. У нас есть и свои собственные студии и кружки, которые ведут педагоги школы.
Большой набор спортивных кружков и секций - каратэ, теннис, лыжи, шахматы, волейбол, баскетбол - позволяет нашим ученикам проявить свои способности в психомоторной сфере.
Создавая эту среду мы придерживались принципа максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. У наших учеников есть широкая возможность проверить свои способности и в области профессионального самоопределения.
3-ья составляющая развивающей среды. В школе сложилась определённая система поддержки и стимулирования творческих и способных учащихся, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:
- своевременное публичное поощрение успехов школьников;
- вручение дипломов, сертификатов и подарков победителям интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсов;
- организация выставок творческих работ учащихся;
- сообщение о заслугах на родительских собраниях, школьных линейках и праздниках;
- единовременные премии победителям конкурса “Ученик года”;
- публикации в СМИ, энциклопедия “Лучшие люди России” ;
- размещение фотографий на доске почета.
4 шаг. Работа с родителями способных детей - это совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя; поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании).
5 шаг- развитие ресурсной базы (кадровой, методической, материально-технической), отвечающей современным образовательным запросам и творческим возможностям способных детей решается педагогическим коллективом по следующим направлениям:
- знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми через педагогические советы, заседания МО, обучение на курсах повышения квалификации, подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования.
- разработка научно-методического обеспечения учебных программ,
- разработка программы “Одарённые дети”;
- приобретение компьютерной техники и лабораторного оборудования по учебным предметам.
Следует отметить тот факт, что в ходе инновационной деятельности, педагоги проводили апробацию и внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс, таких как личностно-ориентированное обучение, технологию проектной и исследовательской деятельности и другие.
Мы понимаем, что учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими характеристиками:
- высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;
- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей
- общая эрудированность;
- владение современными педагогическими технологиями развития
- высокий уровень психологической подготовки.
И такие педагоги у нас есть. Благодаря целенаправленной работе всего коллектива сотрудников школы наши дети становятся успешными, проявляющими свои способности в различных областях.