Цели.
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
- Развитие коммуникативных навыков: бесконфликтно работать в группе, эффективно распределять роли, осуществлять совместный поиск, обрабатывать и представлять полученную информацию.
- Формирование представления о патриотизме и патриотах России начала XVII века.
Оборудование:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4кл. М.: Просвещение 2009 г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 кл. М.: Просвещение 2011 г.
- Атлас. - Отечественная история. М.: Просвещение 2009 г.
- Компьютеры с подключенным интернетом, мультимедийный проектор, экран.
- Презентация «С чего начинается Родина».
- Планшеты детям для выполнения исследовательской работы в группах.
- Толковые словари (библиотечный фонд).
Таблица (в редакции автора)
Ход урока
1. Орг. момент Дети вошли в класс, встали около своих мест. Дети садятся. |
Учитель выразительно читает. Вот
опять звенит звонок, |
2. Введение в тему Учащиеся перебирают в памяти факты с предыдущего урока, пытаются объяснить какой период следующий. |
Учитель. Знакомясь с
историей России, мы не раз узнавали о тяжелых
временах, выпадавших на долю народов России.
Огромным трудом, часто великими потерями, но с
честью и достоинством преодолевались эти
трудности. Учитель называет тему урока: «Патриоты России» и нас интересует период, какой? (Вспомните предыдущий урок) |
3. Основная часть а) Эмоциональный настрой (приложение) После прослушивания музыки и просмотра слайд программы ребята устно рассказывают о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Учитель записывает слова на доске Учитель оформляет на доске кластер Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает на доске ключевые слова Узнать (вспомнить). Применить знания. Сделать вывод. |
Учитель предлагает послушать
песню «С чего начинается Родина?» слова
В.Баснера, музыка М.Матусовского в сопровождении
слайд программы и подумать, какие чувства она
вызывает. Учитель. Какие чувства вы испытали, слушая музыку? Учащиеся. Гордость за свою Родину. Грусть. Радость за то, какая у нас красивая природа. Учитель. Что для вас означает слово Родина? Учащиеся. Наша страна. - Друзья. Родной дом. - Мама и папа, сестренка. - Моя улица. Учитель. Назовите родственные слова слову Родина Учащиеся. одной, род, родители, родственники. Учитель. Подберите синонимы к слову Родина. Учащиеся. Отчизна, Отечество, Россия. Учитель. А тему нашего урока напомните... Учащиеся. Тема нашего урока «Патриоты России» и нас интересует начало XVII века. Учитель. А теперь, ребята, давайте поставим перед собой цели нашей совместной работы: Узнать (вспомнить) Что такое патриотизм, кто такой патриот. Применить знания во время обсуждения, кого можно назвать патриотом. Сделать вывод получили ли мы полезную информацию о патриотах и патриотизме и смогли ли найти примеры из истории России начала XVII века. |
б) Постановка проблемы Учащиеся задумываются, в большинстве своем дают ошибочные ответы. |
Учитель. Ребята, вы можете
сейчас точно сказать, что такое патриотизм? Учащиеся. Пока нет. |
в) Выдвижение гипотезы Ребята высказывают предположение о том ,что означают слова патриотизм и патриот. Учитель выписывает на доску предположения детей. |
Учитель. И вновь обращаемся к
цели, нам нужно узнать (вспомнить) что такое
патриотизм, кто такой патриот. Ребята, давайте
предположим! Учащиеся. Патриотизм – любовь к Родине, клятва, честь, верность. Патриот – это человек, который любит свою Родину. |
г) Работа в группах над
понятиями. (Группы получили четкое задание, были определены временные рамки, распределены роли, работу начинаем одновременно) Задание дается на 12 минут, после этого с полученной информацией дети возвращаются в класс (сопровождают их учащиеся старшей школы) |
Учитель. Ребята, какую работу
необходимо проделать, чтобы сформулировать
понятия «патриотизм» и «патриот»? Учащиеся. Можно провести исследовательскую работу. Посмотреть в интернете. Проверить по словарю. У кого-нибудь спросить. Учитель. А как нам сэкономить время на уроке? Учащиеся. Разделиться на группы. Учитель помогает разделиться и распределить роли. 1 группа идет на улицу к прохожим 2 группа - к учителю истории 3 группа - в библиотеку, работать со словарями 4 группа работает с интернет-источниками |
д) Проверка гипотезы Учащиеся полученную информацию размещают на доске, рассказывают, где ее получили и какие трудности возникли. Ребята выполняют задание в рабочей тетради. |
Учитель. Молодцы, ребята!
Гипотеза наша частично подтвердилась. А теперь я
прочитаю со слайда определение, которое
подготовила. Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриот – это человек, который любит свою родину, готов к подвигам во имя ее интересов, и интересов своего народа. - А что нам предлагает рабочая тетрадь? С. 32 задание №3... - И вновь обращаемся к цели: Узнать (вспомнить) что такое патриотизм, кто такой патриот Узнали? ... Учащиеся. Узнали! |
е) Актуализация знаний Ребята вспоминают содержание прошлого урока. Учитель чертит схему на доске. Учащиеся вспоминают содержание предыдущих уроков |
Учитель. Ребята, а какая
вторая цель была у нас? Учащиеся. Применить знания во время обсуждения, кого можно назвать патриотом. Учитель. ебята вспомните из предыдущих уроков кто правил Россией в XVI веке 50 лет? Учащиеся. ван Грозный. Учитель. Почему его так называли? Учащиеся. Он рос сиротой, с детства на его судьбу выпало немало испытаний. Став взрослым он сам был беспощадным, жестоким, несправедливым правителем. Учитель. В конце XVI века царем становится Иван Федорович – тихий, добрый (в народе его называли Тишайший). У царя не было детей. После его смерти престол опустел. Царская корона переходила из рук в руки. Другая беда разразилась в это время – голод. Начались народные волнения. Этот период в истории назвали смутным временем. - Ребята, что вы чувствуете, когда слышите слово «смутное»? Учащиеся. Это значит ничего не видно, ничего не понятно. Учитель. А сейчас я прошу вас подумать, можно ли назвать Ивана Грозного и Федора Ивановича патриотами России? Учащиеся. Думаем, что нет. Иван Грозный был очень жестоким, по его вине погибло много русских людей. Федор Иванович не совершил подвига во имя народа. Учитель. Из истории нам известно, что многие народы мира хотели покорить Русь. Назовите эти народы. Учащиеся. Это степные кочевники монголо-татары, шведы и немецкие рыцари – крестоносцы. |
ж) Изучение нового Учитель показывает на слайд, где изображена карта России того периода. Учащиеся обращаются к атласам, которые лежат у них на столах. Находят город Новгород и западную часть России, занятую поляками Учитель показывает на карте передвижение ополчения, учащиеся следят по атласам. Иван IV. Федор Ив. К.Минин. Д.Пожарский. |
Рассказ учителя. - В начале XVII века русская земля на северо-западе и западе была занята врагами – поляками. Древний Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости. Судьбу Отечества взял в свои руки народ. Постоять за родную землю призвал русских людей торговый человек Кузьма Минин из Нижнего Новгорода. Для борьбы с врагом было создано народное ополчение. Чтобы его вооружить, нужны были немалые средства. К.Минин сделал первый взнос, его примеру последовали другие горожане. Во главе собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Иванович Пожарский. Народное ополчение двинулось к Москве. - В яростной схватке русские разбили польское войско и вынудили покинуть Москву. Так в начале XVII века народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в борьбе с иноземными захватчиками отстояли независимость России. Учитель. И вновь обращаемся к схеме. Можно назвать К.Минина и Д.Пожарского патриотами? Почему? Учащиеся. Конечно можно, потому что они очень любили свою Родину и ничего не пожалели для того чтобы она была свободна. Даже своей жизни не пожалели, ведь их могли убить. Учитель. Ребята, я с вами согласна. Вот теперь мы можем провести стрелки от слова «Патриоты» к фамилиям. |
з) Закрепление изученного (Работа в парах по тетрадям на печатной основе, когда ответ готов, дети берутся за руки и поднимают их вверх) Учащиеся вспоминают содержание предыдущих уроков |
Учитель. Ребята, сейчас будем
работать в парах. Посмотрите на иллюстрацию в
рабочих тетрадях. Cтр. 31 и скажите, кому и где был поставлен этот памятник? Учащиеся. Памятник поставлен в Москве. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 году» (дети читают надпись на памятнике). Учитель. Ребята, как вы думаете с какими деятелями русской истории можно поставить в один ряд К.Минина и Д.Пожарского. Учащиеся. С Александром Невским, Дмитрием Донским, Иваном Калитой и Иваном III. Учитель. Ребята, предлагаю еще раз вернуться к нашей схеме. Можем ли и их назвать патриотами России? Учащиеся. Да, можем. Потому что все они любили свою Родину и храбро сражались за ее независимость. Очень мудро поступали, отстаивая ее интересы. Вновь обращаемся к нашем целям урока. Мы хотели применить знания во время обсуждения, кого можно назвать патриотом. Применили. |
4. Итог урока. Рефлексия. Предложения написаны на слайде: Сегодня я узнал (ла)… Понял (ла)… Почувствовал (ла ).. Урок дал мне для жизни… Было трудно… Мне нравилось… |
Учитель. Ребята, а сейчас мы
должны сделать вывод. Это последний пункт в наших целях. - Все ли люди могут стать патриотами? Учащиеся. Нет, только те, кто любит свою Родину и готов ее защищать. Учитель. Ребята, мы ставили перед собой цели, достигли ли их? Учащиеся. Мы хотели узнать (вспомнить) что такое патриотизм, кто такой патриот. Узнали... Мы хотели применить знания во время обсуждения, кого можно назвать патриотом. Применили... Мы получили полезную информацию о патриотах и патриотизме и смогли найти примеры из истории России начала XVII века. Учитель. Ребята, предлагаю вам продолжить предложения: Учащиеся. Сегодня я узнал, что такое патриотизм и кого можно назвать патриотами. - Я поняла, что нужно любить и беречь свою Родину. - Мне интересно было работать в группах. - Мне понравилось задавать вопросы прохожим. - Было трудно, когда прохожие не хотели отвечать на вопросы. Учитель. Домашнее задание: привести примеры из истории России или истории своей семьи. - Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали. Похлопаем друг другу. |