Урок математики по теме "Действия с обыкновенными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока.

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по темам: "обыкновенные дроби", "Правильные и неправильные дроби", "Сравнение обыкновенных дробей".
  • повторение и закрепление приобретённых знаний.
  • умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.

Развивающие:

  • расширение кругозора учащихся.
  • развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
  • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  • развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
  • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
  • воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Тип урока: урок повторения и закрепления приобретённых знаний.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Ученик должен знать:

  • понятия обыкновенные дроби, правильные и неправильные;
  • правила сравнения обыкновенных дробей;
  • технологию решения основных типов задач на дроби:
  • нахождение части от целого;
  • нахождение целого по его части;
  • какую часть одно число составляет от другого;
  • технологию различных способов сравнения дробей (с помощью различных моделей дробей, координатного луча, правила);

Ученик должен уметь:

  • распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильные дроби;
  • сравнивать дроби с одинаковыми числителями;
  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;
  • сравнивать правильные, неправильные и 1;
  • с помощью моделей О.Д., координатного луча или правил;
  • решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части;
  • отмечать дроби на числовом луче.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Поэт Р.Сеф написал такие строчки:

Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот вечно хнычет и скучает.

А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.

2. Мотивация урока.

- Скажите, как называется планета, на которой мы живем?

- Какие еще бывают планеты?

- А хотели бы вы побывать на другой планете или поближе на неё посмотреть?

Сегодня на уроке у нас с вами есть такая возможность. Тема нашего урока “Действия с обыкновенными дробями”. Вспомним что такое дробь, как сравниваются обыкновенные дроби, какие дроби называются правильными и неправильными, закрепим умения и навыки решения текстовых задач. Но сначала помогите мне вернуть в текст сбежавшие слова.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать – обыкновенной.

Посвятим мы наш сегодня урок космосу. На космическом корабле мы слетаем к несколькими планетам и познакомимся с ними. А обыкновенные дроби помогут нам в пути узнать много нового.

Каждый из вас получит маршрутный лист, в который по ходу путешествия будет заносить свои результаты. Оценка за урок – ваш суммарный результат.

3. Актуализация опорных знаний.

Чтобы запустить корабль надо ответить на эти вопросы:

Вопросы:

1. Какая дробь называется правильной?

2. Какая дробь называется неправильной?

3. Сформулируйте алгоритм сравнения дробей.

4. Как найти часть от числа?

5. Как найти число по его части?

Итак, корабль запущен. Мы направляемся к планете Меркурий. Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, и весь свой путь по орбите вокруг Солнца он проходит всего за 88 дней. Меркурий - самая маленькая из всех планет, не считая Плутона. Поверхность этого небольшого мирка достаточно горяча, чтобы расплавить олово и свинец. Едва ли там есть какая-нибудь атмосфера, а твёрдый грунт весь покрыт кратерами. Планета названа древними римлянами в честь бога торговли быстроногого Меркурия, поскольку она движется по небу быстрее других планет.

Чтобы высадиться на этой планете и немного погулять по ней, надо выполнить задание.

Задание 1. Выполните сравнение.

Взаимопроверка (работа в парах)

I вариант   II вариант
а) 5/12 и 7/12   а) 8/15 и 4/15
б) 8/9 и 4/9   б) 5/11 и 6/11
в) 5/8 и 8/5   в) 8/9 и 9/8
г) 5/11 и 5/7   г) 4/11 и 4/7

Результаты (максимум 4 балла) заносятся в маршрутный лист.

Молодцы следующая на нашем пути планета это Марс.  Марс - планета, похожая на Землю, но меньше по величине и холоднее. На Марсе имеются глубокие каньоны, гигантские вулканы и обширные пустыни. Вокруг Красной планеты, как ещё называют Марс, летают две небольшие Луны. Эта планета названа в честь Марса – древнеримского бога войны.

На Марсе много вулканов и поэтому в целях нашей безопасности мы не будем на неё высаживаться. Мы пролетаем мимо знаменитого вулкана на марсе, название которого зашифровано.

Задание 2.

I вариант

Выпишите все правильные дроби в порядке возрастания.

II вариант

Выпишите все неправильные дроби в порядке возрастания.

5/3 и 4/11 м 4/3 л
1/11 о 7/3 м 5/11 п
3/3 о 3/11 и 8/3 п

Результаты (максимум 7 балла) заносятся в маршрутный лист.

Да совершенно верно Олимпус – огромный вулкан, расположенный в Северном полушарии Марса. Высота Олимпа от основания до вершины составляет 26 км, это самая высокая гора в Солнечной системе.

Мы с вами подлетаем к нашей следующей планете Юпитер. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, его диаметр в 11 раз превосходит диаметр Земли, а масса в 318 раз больше массы Земли. Путь Юпитера по орбите вокруг Солнца занимает 12 лет, при этом среднее расстояние до Солнца равно 800 млн км. Пояса облаков в атмосфере и Большое Красное пятно делают Юпитер весьма живописной планетой.

Большая часть атмосферы Юпитера оказалась бы губительной для людей. В дополнение к преобладающим газам - водороду и гелию - там содержится также метан, ядовитый аммиак, водяные пары и ацетилен. Мы сможем подлететь и рассмотреть её поближе, если решим задачу.

Задание 3. Решите задачу.

В кружке занимаются 28 человек. Девочки составляют 4/7 всех участников кружка. Сколько девочек занимается в кружке?

Результаты (максимум 3 балла) заносятся в маршрутный лист.

Следующая планета у нас по курсу это Венера. Венера - вторая от Солнца планета, имеющая почти круговую орбиту, которую она обходит за 225 земных суток на расстоянии 108 млн км от Солнца. Поворот вокруг оси Венера совершает за 243 земных дня - максимальное время среди всех планет. По своим размерам Венера лишь немного меньше Земли, и масса у неё почти такая же. По этим причинам Венеру иногда называют близнецом или сестрой Земли. Однако поверхность и атмосфера этих двух планет совершенно различны. На Земле есть реки, озёра, океаны и атмосфера, которой мы дышим. Венера - обжигающе горячая планета с плотной атмосферой, которая была бы губительной для человека.

Для того чтобы совершить посадку необходимо решить еще одну задачу.

Задание 4. Решите задачу.

Возле школы растут березы и сосны. Березы составляют 2/3 всех деревьев. Сколько всего деревьев возле школы, если берез 42.

Результаты (максимум 3 балла) заносятся в маршрутный лист.

Молодцы.

Наше путешествие подходит к концу и надо возвращаться домой. Летим. А чтобы, было не скучно потанцуем.

Физкультминутка.

Кто проснуться не успел
Тот остался не у дел!
Остальные повернулись
И соседу улыбнулись!
2/4 приседают
3/6 им помогают!
5/10 потянулись
И в окошки улыбнулись!
7/7 сказали вдруг
Математика – наш друг!
Дроби снова изучаем
И друг другу помогаем!

Мы приближаемся надо запросить место для посадки (подается звуковой сигнал). Нас просят подтвердить, что мы люди с планеты Земля.

Задание 5. Ответьте на вопросы.

- Какую часть составляют 7 дм3 от 1 м3?

- Какую часть составляют 17 ч от суток?

- Какую часть составляют 5 коп. от 12 рублей?

- Сколько центнеров в ? тонне?

- Сколько грамм в 1/5 кг?

Результаты (максимум 6 балла) заносятся в маршрутный лист.

Ну, вот мы и дома. Сегодня мы познакомились с несколькими планетами Меркурием, Марсом, Юпитером и Венерой. А помогали нам в этом путешествии наши друзья - обыкновенные дроби.

Оставьте в книге отзывов свои записи – впечатления о путешествии (на путевом листе ученики записывают, что им понравилось, чему они научились).

Подводим итоги: от 14-16 – “3”, от 17-20 – “4”, 21-23 – “5”.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что человек похож на дробь, знаменатель которой – это то, что он думает о себе, а числитель – это то, что думают о нем.

Я желаю участникам нашего путешествия, чтобы числитель в вашей жизни был больше знаменателя.

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!

До скорых встреч.