Урок русского языка по теме "В мире фразеологизмов… (Хорошо ли мы усвоили тему?)"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

1. Проверка усвоения всего комплекса норм культуры речи, связанных с изученным языковым явлением (фразеологизмы):

  • научиться определять лексическое значение фразеологизмов;
  • составлять предложения с ними;
  • находить их в тексте;
  • правильно употреблять их в речи.

2. Отработка полученных умений и навыков по теме:

  • развитие речи;
  • развитие навыков логического мышления, обобщения, анализа, синтеза;
  • развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах;
  • развитие внимания, памяти, умения сравнивать;
  • орфографическая, пунктуационная, грамматическая зоркость.

3. Воспитание интереса к предмету, желания и умения самостоятельно работать по данной теме. Воспитание культуры устного ответа.

Методы и приемы.

1. По способу получения и закрепления знаний:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный;
  • использование ИКТ.

2. По способу организации познавательного процесса:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • поисковый;
  • исследовательский;
  • индуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • технология сотрудничества (работа в группах);
  • дифференциация.

Изначально весь класс делится по желанию на три команды. К итоговому уроку ребята готовят (каждая группа) презентацию по данной теме (фразеологизмы). Перед уроком выбирается жюри, которое будет оценивать выступления команд. Членам жюри выдаются оценочные листы. За правильные ответы ребята получают призовые фишки, которые будут подсчитываться при подведении итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, прослушайте стихотворение В.Орлова “Ни пуха ни пера”.

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не дразнись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!”
Через час, едва живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле
Нет ни пуху, ни пера!

- Чего желала сыну мама?

- Когда люди желают друг другу “ни пуха ни пера”?

- Где в данном стихотворении эта фраза употребляется в прямом, а где в переносном значении?

“Ни пуха ни пера”- это фразеологическое выражение, устойчивое выражение. Таковых в русском языке очень много. Они не только украшают речь, делая ее образной. Они позволяют нам лучше узнать язык и, используя накопленные веками богатства, ярче выражать мысли.

Тема нашего урока - “В мире фразеологизмов”.

На предыдущих уроках мы познакомились с фразеологизмами, с их видами, с этимологией фразеологизмов. Сегодня у нас аукцион знаний по данной теме.

Мы должны:

- навострить уши (а некоторые еще и набрать в рот воды до поры до времени);

- собраться с силами;

- не валять дурака, а поработать в поте лица;

- без сучка и без задоринки ответить на все вопросы;

- в один миг выполнить все задания;

- не ударить в грязь лицом и не сесть в лужу перед жюри;

- чтобы я не ушла после урока с тяжелым сердцем.

Ну, ни пуха ни пера!

Эпиграф урока.

На всякий случай у меня есть цитаты.
Это лучший способ быть оригинальным. Вольтер

3. Просмотр и обсуждение презентаций каждой группы.

Ребята, вы самостоятельно работали над созданием своих презентаций по теории фразеологизмов. А сегодня вы представляете их на суд жюри и своих одноклассников.

1 группа – “В мире фразеологизмов”.

2 группа – “ Из истории фразеологизмов”.

3 группа – “Фразеологические обороты”.

(Все указанные презентации представлены в приложении к уроку.)

4. Закрепление изученного материала.

После комментированного просмотра презентаций ребята отвечают на вопросы на листочках через копировальную бумагу. Вопросы составлены по материалу, представленному в презентациях. После ответа на вопросы учащиеся сдают свои листочки с ответами, а затем самостоятельно сверяют свои ответы (на 2 листочке) с ответами на доске.

Вопросы.

  1. Совокупность устойчивых выражений, а также раздел языкознания, изучающий их?
  2. Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову?
  3. В каком словаре русского языка рядом со специальной пометой-знаком можно узнать значение фразеологизмов?
  4. По происхождению фразеологизмы бывают собственно-русские и …?
  5. Синоним слову “фразеологизм”?
  6. Как называются фразеологизмы, которые имеют не одно, а два или несколько значений?
  7. Какой ряд (синонимичный или антонимичный) образуют следующие фразеологизмы: “засучив рукава – в поте лица – не покладая рук”?
  8. Как называются краткие выражения из каких-либо известных литературных источников?

Ответы:

  1. Фразеология.
  2. Фразеологизмы.
  3. В толковом словаре русского языка.
  4. Заимствованные.
  5. Идиомы.
  6. Многозначные.
  7. Синонимичный ряд.
  8. Крылатые слова.

5. Фразеологическое лото.

От каждой команды вызывается один ученик. Участникам этой игры выдается набор карточек с фразеологизмами и их толкованием. Необходимо за отведенное время собрать лото, найти толкование каждому фразеологизму. Одному игроку выдается по 10 фразеологизмов.

Например:

Засучив рукавахорошо работать”.

“Встать с левой ногив плохом настроении”.

“Держать в ежовых рукавицахочень строго”.

6. Отгадай фразеологизм.

А) Предлагает ребятам отгадать фразеологизмы по рисункам, которые приготовила дома творческая группа. Необходимо назвать фразеологизм и дать ему объяснение.

Б) Предлагается назвать фразеологизм по рисунку – подсказке и дать ему толкование.

Например:

Как говорят об очень большой тесноте в помещении?

Рисунок (подсказка) – яблоко.

Фразеологизм (называют дети) – “Яблоку негде упасть”.

7. “Найди пару”.

Из данных ниже идиом необходимо составить антонимичные пары:

- Хоть иголки собирай.

- Заваривать кашу.

- По чайной ложке.

- Коломенская верста.

- Чуть свет.

- Повесить нос.

- Жить душа в душу.

- Сидеть сложа руки.

- Ни зги не видно.

- Воспрянуть духом.

- На ночь глядя.

- От горшка два вершка.

- Как кошка с собакой.

- Одним духом.

- Расхлебывать кашу.

- Не покладая рук.

8. Работа с текстом.

Каждой команде выдан текст. Необходимо найти в рассказе 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали,

а нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.

(Выражения в переносном значении подчеркнуты).

9. Вопросы-шутки.

- Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много? (Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.)

- В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Как дважды два знать)

- Может ли вопрос заболеть? (Да, во фразеологизме “больной вопрос”)

- Говорят: “Искать по горячим следам”. А может ли след быть холодным? (Да, во фразеологизме “И след простыл”)

- Может ли горе быть в жидком состоянии? (Да, во фразеологизме “Хлебнуть горя”)

- Есть ли глаза у правды? (Да, во фразеологизме “Смотреть правде в глаза”)

- Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? (Каша)

- Может ли правда иметь неприятный вкус? (Да, “горькая правда”)

- Какого цвета бывает тоска? (Зеленого - “тоска зеленая”)

10. Подведение итогов.

Ребята, на этом заканчивается сегодняшний аукцион знаний. Жюри подвело итоги нашей с вами работы. (Объявляются победители). Но главный итог – это то, что мы обогатили свой фразеологический запас, научились правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.

А напоследок несколько напутствий.

Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя.
А как войти потом обратно.
В жизни есть тропинки, есть пути.
Выбирай их осторожно.
Тяжело в доверие войти –
Выйти из него мгновенно можно.

11. Домашнее задание.

Необходимо написать рассказ про своего одноклассника (выдуманного персонажа) по данному началу, используя фразеологизмы.

Родился в семье мальчик. Игорем его назвали. Избалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Игорь решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: “Зовут его Игорешка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!”

Да, на уроках наш герой бил баклуши, …

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3