Формирование ключевых (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных) компетенций учащихся на уроках математики с ИКТ

Разделы: Математика


Цель политики модернизации образования в России состоит в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом уровне. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Поэтому особое внимание в своей работе уделяю формированию ключевых (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных) компетенций учащихся на уроках математики с использованием ИКТ, создавая условия для овладения учащимися озвученными компетенциями на уроках и во внеурочное время.

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции.

На своих уроках я способствую формированию следующих ключевых компетенций учеников:

  • коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
  • учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

Для того чтобы формировать компетенции, я должна знать на каком уровне сформированности учебной деятельности находятся мои ученики. Для этого необходимо провести диагностику. Для диагностики я использую шестиуровневую модель определения компетенции, разработанную Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой, дополненную В.И. Нифонтовым и С.И. Михеевым. Сюда входят основные и дополнительные признаки каждого уровня.

1. Отсутствие коммуникативных действий. Ученик не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение.
2. Односторонние коммуникативные действия. Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении.
3. Неадекватный перенос коммуникативных действий. Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что-либо свое, не на тему.
4. Адекватный перенос коммуникативных действий. Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему и нет, если тема не знакома.
5. Самостоятельное построение коммуникативных действий. Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой-либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы.
6. Свободное общение. Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию.

Уровни коммуникативных действий представлены на диаграмме.

На диаграмме видно, например, что уменьшается количество учеников, у которых отсутствуют коммуникативные действия с 22 до 3% за 3 года, но растёт число подростков, умеющих свободно общаться (с 7 до 19%).

Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Совместно с преподавателем литературы мы разработали анкету, с помощью которой определяем уровень информационной компетентности. Учащимся предлагается по пятибалльной системе дать ответы на вопросы:

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

Личные наблюдения и результаты анализа анкет, позволяют сделать вывод о том, что на начало 5 класса 95% учащихся, 6 - 80% и 81% семиклассников умеют работать с информацией (у пятиклассников самооценка явно завышена в связи с возрастными особенностями). 6-7 классы делают выбор более осознанно.

Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие предполагает использование личностно-деятельностного подхода. В основу его реализации положены определённые дидактические принципы, среди которых важную роль играет принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности. Согласно данному принципу обучение эффективно, если ученики как субъекты деятельности проявляют познавательную активность. Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому данный подход необходимо сочетать с технологическим подходом, направленным на использование информационно-коммуникационных технологий.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении изученного; при итоговом контроле.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения (повышается информационная насыщенность урока, наглядность, происходит ускорение темпа урока на 10-15%), позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его. Что в свою очередь несомненно является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию к обучению, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса моих учеников (по Г.В. Репкиной и Е.В. Заика).

При определении учебно-познавательного интереса я, например, выявила, что 11% моих пятиклассников находятся на I уровне (отсутствие интереса: основной диагностический признак уровня: интерес практически отсутствует (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал)). В 7 классе таких учеников нет. В течение 3-х лет наблюдается увеличение количества учащихся, находящихся на V уровне (устойчивый учебно-познавательный интерес: возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала)) и даже VI уровне (обобщенный учебно-познавательный интерес: возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач). 29%, 32%; 36% и 7%, 7%, 11% соответственно.

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления. Проведена диагностика сформированности учебной деятельности. По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:

  • положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
  • положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.

Деление на группы условно, и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Но к какой бы группе не был отнесен ученик, целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице.

Выборочные вопросы
1. Какой вид организации урока больше нравится?
  1. Обычный урок.
  2. Урок с компьютерной поддержкой.
 

6%
82%

 

5%
79%

 

7%
87%

2. Какой вид работы предпочитаете?
  1. Работать с учителем.
  2. Работать в группе.
  3. Самостоятельно работать с программой.
 

47%
35%
18%

 

38%
17%
45%

 

42%
10%
48%

Как видно из представленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа в течение 3-х лет нет. Если в 5 классе преобладает скорее интерес, некая интрига, дух соревнования, то семиклассники уже более осознанно руководствуются личными интересами, умениями, навыками работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках математики в частности, невозможно без компьютера. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

  • путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
  • путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
  • используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

При организации урока я учитываю то, что:

  • работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
  • одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;
  • использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;
  • компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Поэтому при проведении урока с использованием ИКТ я чередую напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку с помощью упражнений для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

В течение последних четырех лет я провожу один из пяти уроков в неделю в кабинете информатики, где каждый ученик в течение урока имеет возможность работы за ПК. В 5-6 классе я использовала для такого вида работы ИУМК “Компетентность. Инициатива. Творчество” (развивающий программный комплекс по математике для 5-6 классов. Томск. 2007). В этом году использую:

  • Электронное приложение к учебнику Алгебра-7 (Макарычев Ю.Н. И др), изд-во “Просвещение”, 2010;
  • “Новые возможности для усвоения курса математики”. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО “Дрофа”, ООО “ДОС”, 2003.
  • Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО “Дрофа”, ООО “ДОС”, 2002.
  • Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО “Дрофа”, ООО “ДОС”, 2003.
  • Материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Во внеурочное время для 5-6 классов проводила факультатив “Путешествие в конструирование” также с использованием ИКТ.

За дистанционным обучением - будущее. Поэтому третий год мы с учениками принимаем активное участие в работе дистанционной математической школы, организованной ООО “Школа-плюс”, г. Новосибирск.

На сайте школы в разделе “Дистанционное обучение” я начала разрабатывать для учащихся 6 классов курс “Работай без пробелов”, ориентированный учащимся, которые по каким-либо причинам часто пропускают школу (болезнь, соревнования и т. д.). Мои ученики принимают участие в различных дистанционных конкурсах.

Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. Я - учитель, и в данных условиях стараюсь строить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.