Цели:
обучение умению узнавать в тексте уточняющие
члены предложения, расстановки знаков
препинания при уточняющих членах, закрепление
теоретических знаний по теме;
Наглядность.
- Таблица опорного конспекта.
- Подборка текстов.
- Стенд (критерии комментария устного ответа).
- Раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. (Упр. 129)
- Какие случаи обособления уточняющих членов встретились в упражнении? Перечислите.
- Взаимопроверка (оценивание работ учащимися).
2. – По данной на доске модели-схеме устно составить предложение. Прокомментировать схему.
(Учащиеся составляют предложение с уточняющим обстоятельством времени).
3. Работа с опорным конспектом “в парах” (учащиеся рассказывают друг другу теорию).
- Озвучивание опорного конспекта – связный рассказ в научном стиле (один ученик у доски).
- Класс слушает критически и оценивающе.
- Комментарий устного ответа. Дополнения. Ответы учащихся.
(Критерии рецензирования устного ответа на стенде:
- Полнота знаний по теме.
- Речевое оформление ответа.
- Качество приводимых примеров.)
4. Целеполагание.
- Теория нового материала изучена, далее следует серия тренировочных уроков по закреплению изученного. Какую цель урока мы сегодня выявили? (Версии учащихся редактирует учитель и зачитывается цель). Записывается тема урока в тетради.
5. Работа с текстом. (Текст написан на доске)
- Чтение про себя. – Чего не хватает? (Пропущены орфограммы, знаки препинания)
- Списывая, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы графически. (1-2 ученика у доски, остальные в тетрадях).
- Какие орфограммы и пунктограммы повторили? (Вывод)
- К какому стилю речи относится текст? Доказать.
- Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов? (Коллективные ответы-рассуждения учащихся)
В…сной _ в середине апреля _ дыш…тся ле…ко. В л…су _ под д…ревьями _ ещё л…жит сне… . А на южных склонах _ на проталинах _ появляется первая тра…ка. Всё пахнет весной. Каждая травинка _ источающая горьковатый ар…мат _ раду…тся солнцу. Б…рюзовое небо отражается в серебряном зерк…ле р…ки _ освободившейся ото льда.
- Приём клиширования текста. Используя в качестве уточняемых и уточняющих членов следующие сочетания слов, продолжить, распространить предложение, расставить знаки препинания.
Примерные клише:
Впереди, почти у самого горизонта, … .
На берегу, … , распушилась верба.
6. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания по карточкам).
- Возможна работа “в парах”. Тетради в конце урока сдаются с целью промежуточного контроля.
Карточки
“5”
(Творческий уровень)
На небе ярко сверкают звёзды льющие с вышины своё голубое мерцание. Облака налетая на луну превращают её сияние в светлый туман. Всё дремлет. Воздух тёплый пахучий даже не колышется. Над лугом в низине поднимается туман. Поражённые красотой ночи спят берёзы одетые в ночной туман.
Задания:
- Озаглавьте текст. Определите стиль текста, докажите свой выбор.
- Перепишите, расставляя знаки препинания, графически объясните.
- Составьте план ответа по теме “Уточняющие члены предложения”.
- Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.
“4”
(Повышенный уровень)
В лесу в оврагах блестят ложбины налитые весенней водой. В воде мелкой прозрачной отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Река освободившаяся ото льда величаво несёт свои воды. Скворцы прилетевшие в марте поселяются в новых скворечниках шумно поправляют гнёзда растрёпанные зимними вьюгами. Лучше всего наблюдать за ними рано утром до восхода солнца.
Задания:
- Перепишите, расставьте знаки препинания, графически объясните.
- Составьте и запишите предложения, используя в качестве уточняющих обстоятельств следующие сочетания слов: в глухом лесу, недалеко от старого болота, в десять часов утра.
“3”
(Обязательный уровень)
- На опушке под еловой лапой мы нашли большой гриб.
- Зимой даже в сильные морозы он продолжал купаться.
- Никто кроме сорок не наблюдал за ним.
- За исключением двух заболевших на субботник вышел весь класс.
- В лесу под деревьями ещё лежал снег.
- На левом берегу реки у парома чернели подводы.
- Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.
- Гроза началась вечером часу в десятом.
- Над лесом в низине поднялся туман.
- Издали с востока шёл скорый поезд.
- Бабушка очень любила грибы особенно грузди.
Задания:
- Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
- Обозначьте уточняющие члены предложения.
7. Итоги урока.
Возврат к цели урока.
- Выполнили цель?
- Что отработали?
- Ваши личные открытия?
- Понравился урок?
- Оценки.
8. Домашнее задание. – Упр. № 334.