Социологическое исследование, изучающее “жизненную установку старшеклассников”, определило, что около четверти учащихся поддерживают традиционную позицию (“хочу изучать и знать все школьные предметы”), а 70 %- “знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Возможно, этот общественный запрос и явился стимулом становления профильного обучения на старшей ступени, как одного из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.
Анализируя цели профильного обучения с позиции старшеклассника, приходишь к выводу, что для него наиболее актуальным является желание получить более эффективную подготовку к освоению программ высшего профессионального образования.
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Чтобы реализовать её, школа должна оказать помощь учащемуся в выборе сферы деятельности, которая отвечала бы его способностям и возможностям, и организовать обучение в соответствии с выбранным направлением. В соответствии с вышесказанным одной из целей работы школы является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников профильной школы, обеспечивающей преемственность между общим и профессиональным образованием.
Для реализации вышепоставленной цели
определён следующий круг задач:
Наша старшая школа работает в инновационном режиме, главным условием которого является - дифференциация и индивидуализация процесса обучения. У старшеклассника есть право и предоставлена возможность выбора варианта получения дальнейшего образования на основе лучших традиций естественно – математического и гуманитарного образования. С 2005 года наше образовательное учреждение официально включено в список школ Новосибирской области, которые реализуют идеи профильного обучения.
В основе организации образовательного пространства для учащихся профильной школы лежит пакет нормативно-правовых документов: положение о профильном классе; стратегическое планирование введения системы профильного обучения (ПО); план разработки и реализации по этапам введения системы ПО; учебные планы и рабочие программы профилирующих предметов, элективных курсов; поурочное планирование работы учителей, школьное расписание занятий по ПО.
Подготовительный этап в организации учебного процесса в профильных классах осуществляется по следующему плану:
1. Организация предпрофильной подготовки – подсистемы профильного образования, которая “призвана выполнять сервисную услугу”, оказывая учащимся психолого-педагогическую поддержку в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда, а также создании условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Наша школа создает условия для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования, либо на старшей ступени в нашей школе в рамках профильного обучения. Достижение этой цели предполагает поэтапное введение различных форм дифференцированного обучения и реализации системы мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению. В начальной школе (3-4 класс), в среднем звене (5-7 класс) основной школы дифференциация обучения осуществляется на основе индивидуального подхода к учащимся. Овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека осуществляется через реализацию программ: “Авиамоделирование”, “Резьба по дереву”, “Вышивание лентами”, компьютерная программа “Моделирование и конструирование женской одежды”. На второй ступени основного общего образования организуются предпрофильные классы (классы повышенного уровня:математичесий, гуманитарный,спортивно-оздоровительный). В 8-9 классах осуществляется предпрофильная подготовка.
Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся девятых классов через:
1. Организацию курсов по выбору.
2. Информационную работу.
3. Профильную ориентацию.
Предпрофильная подготовка осуществляется через организацию ориентационных и предметных курсов, реализующихся за счет школьного компонента учебного плана.
Элективные предметные курсы помогают сформировать интерес и определиться с профилем. Учащимся необходимо сделать выбор этих курсов не менее двух раз в год.
Ориентационные курсы информируют о мире профессий, учат методам выбора, рассказывают о том, как строить деловую карьеру. Этой цели служит курс “Твоя профессиональная карьера”,
“Основы выбора профессии” в рамках предмета “ Технология” 9 класс. По окончании программы каждого курса по выбору ученики анкетировались с целью определения качества преподавания и предпочтений учащихся.
Отрадно отметить, что практически все предложенные элективные курсы для учащихся стали интересны. Таким образом, предпрофильная подготовка формирует интерес и положительную мотивацию, помогает сделать в 10-м классе осознанный выбор.
Диагностика профессиональных намерений позволяет уточнить планы на будущее и пути их реализации. Профессиональное консультирование и диагностика (анкетирование “Как вы относитесь к учебе по различным предметам”, выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению предпрофильных курсов) дают внутреннюю уверенность в правильности своего выбора.
В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.
Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей о возможностях продолжения образования или трудоустройства после 9-го класса, знакомство с учреждениями профессионального образования и их образовательных программ, условий приема и т.д. занимает 1/3 объема предпрофильной подготовки. Информационная работа - это
- Выявление образовательных запросов учащихся, окончивших 8 класс;
- информирование родителей через классные родительские собрания о созданной системе ППП (8 класс);
- ознакомление учащихся и их родителей с информацией о профессиях и курсами по выбору (8 класс);
- ознакомление родителей и учащихся с нормативно-правовыми основами построения системы ППП и профильного обучения (9 класс);
- информирование педагогического коллектива о задачах работы и нормативно-правовых документах;
- ознакомление учащихся и их родителей с информацией об образовательных учреждениях г. Новосибирска и области (День открытых дверей ОУ – 9 класс).
В рамках предпрофильной подготовки особое внимание уделяется профильной ориентации - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом. С этой целью в школе создана и организована работа профориентационного центра, задача которого - комплексная работа с учащимися девятых классов по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Это предполагает:
- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения при выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Предпрофильная подготовка – гибкая система, зависящая от множества факторов: от особенностей социально-образовательной среды, кадрового потенциала, профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося. Заинтересованность школы в ППП будет состоять в том, чтобы укомплектовать 10 профильные классы учащимися, демонстрирующими наиболее высокие способности к освоению профильных дисциплин, расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, создать систему отслеживания результатов предпрофильной подготовки.
2. Выявление потребностей учащихся 9 классов в изучении профильных предметов.
Уточнение заявок на занятия по индивидуальным программам:
- получение информационного материала через анкетирование;
- анализ анкетирования и составление списка заказов на следующий год.
3. Сбор и обработка предварительной информации обо всех учащихся (успеваемость, результаты диагностики психолога, результаты собеседования), подавших заявку на зачисление в профильный класс.
4. Заседание годичной команды учителей и классных руководителей по определению списочного состава класса.
5. Открытое собрание учащихся профильного класса (после утверждения списочного состава класса).
6. Планирование адаптационного периода.
7. Заседание годичной команды по итогам адаптационного периода.
8. Организация и проведение родительского собрания.
Обучение в профильной школе организовано на основе Регионального учебного плана для 10(11) класса, реализующего стандарт первого поколения. Базовые общеобразовательные предметы- предметы федерального компонента направлены на завершение образовательной подготовки учащихся. Профильными общеобразовательными предметами являются: математика и физика (физико-математический профиль); русский язык, литература, история (гуманитарный профиль); информатика и ИКТ и математика (информационно-технологический профиль, объем времени которых составляет 33% от всей учебной нагрузки.
Реализация часов компонента образовательного учреждения через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальных консультаций и занятий на отделении “Довузовская подготовка” позволяет учащимся выстраивать собственные траектории обучения. В перспективе - обучение по индивидуальным учебным планам. Основу преподавательского состава профильной школы представляют учителя первой и высшей квалификационных категорий. Они создают в образовательном процессе субъект - субъектные отношения, являющиеся главным условием для развития творческой саморазвивающейся личности, используя следующие виды современных педагогических технологий.
Педагогическая технология | % учителей их использующих |
Педагогика сотрудничества | 25 |
Система Е.П. Ильина | 3 |
Развитие критического мышления через чтение и письмо | 23 |
Проблемно-диалогическое обучение | 3 |
Технология уровневой дифференциации | 4 |
Технология индивидуализации обучения | 19 |
Групповые технологии | 8 |
Компьютерные технологии | 13 |
Лекционно – семинарско-зачетная система | 10 |
Выбор этих педагогических технологий не случаен и направлен на социализацию учащихся и достижение ими высоких результатов.
Некоторые скептики утверждают, что профилизация – это веяние богатого зарубежного опыта, хотя надо отметить, что отечественный опыт по организации профильного обучения не менее богат и уходит своими корнями к 1864 году. Меняются люди, настроения, идеи, но при всех этих переменах все более отчетливей проявляется ответственность за результаты образования, эффективность образовательного процесса и своевременную корректировку. Что может быть в этой ситуации выходом?
Обращение к педагогической диагностике.
В нашей школе она осуществляется по направлениям:
9. Предварительная диагностика.
- Диагностика преподавательского состава.
- Диагностика учащихся.
- Диагностика родителей.
Реализация 1 направления осуществляется через следующие мероприятия:
- определение основных тенденций востребованности учебных курсов (предметов) на базовом и профильном уровнях:анкетирование учащихся, опрос родителей.
- Экспертиза программ, материалов контрольных работ.
Реализация 2 направления осуществляется через:
- выявление и оценку готовности учителей школы к работе в условиях ПО;
- проверку качества преподавания профильных курсов;
- самооценку комфортности учителей в ОУ;
- видение учителями жизненной перспективы своих учеников;
- выявление причин, мешающих учителям работать в системе ПО.
Реализация 3 направления осуществляется через изучение:
- качества усвоения теоретических знаний по базовым и профильным предметам учебного плана
- качества овладения школьниками основными ключевыми компетенциями;
- способности учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач;
- мотивации к учению в режиме ПО;
- комфортности учащихся в ОУ;
- пожеланий учащихся в адрес ОУ.
Диагностика родителей призвана оценить качество:
- учебной подготовки их детей в ОУ;
- воспитательной работы;
- профориентационной работы и т.д.
Об эффективности работы в системе ПО говорит также результативность выпускников профильной школы на предметных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях, итоговой аттестации выпускников и готовность к продолжению образования.
Анализ современных научных исследований позволил выделить профильно-значимые характеристики, имеющие перспективное значение при овладении программой определённого профильного обучения.
Физико-математический класс:
- интерес к техническому моделированию, вычислительным подсчетам;
- быстрая ориентация в искусственных знаках (формулах), схемах, графиках;
- механическая память;
- уровень развития долговременной памяти выше среднего;
- усидчивость;
- высокий уровень рефлексии;
- интровертированность;
- сильная, подвижная нервная система;
- доминирование регуляторной системы левого полушария.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что профилизация - это необходимое условие процесса становления личности, как части того общества, которому она принадлежит.