Урок окружающего мира по теме "Водоемы Зеленограда"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Сформировать представление о водоёмах нашего края.
  2. Познакомить с понятием “искусственный водоём” и “естественный водоём”,со значением водоёмов ии их охраной.
  3. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать и анализировать,
  4. Воспитывать любовь к родному краю.

1. Вступительная беседа

- Какую большую тему мы изучаем? (Родной край – часть большой страны)

- А как называется наша страна?

- Что мы называем родным краем?

- В каком городе мы живём?

- Зеленоград – это часть нашей большой Родины.

2. Сообщение темы урока

- Тему нашего урока вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

1) Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой (пруд).

2) Водный поток, имеющий исток и устье (ручей).

3) Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой (озеро).

4) Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами (море).

5) Огромное пространство солёной воды на Земле (океан).

6) Постоянный природный водный поток (река).

7) Выход подземных вод на поверхность (ключ).

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Водоёмы)

- Каким цветом обозначены водоёмы на карте?

- Какую часть поверхности Земли занимают водоёмы? (2/3)

- Одинакова ли вода на вкус?

- А какая она бывает?

- Где вода солёная?

- Где вода пресная?

- На какие две группы делятся водоёмы? (Искусственные и естественные)

- Разделите водоёмы на 2 группы. (На доске карточки с названием водоёмов. Ученик раскладывает их по группам. Остальные дети работают в тетрадях с. 49)

3. Работа над новым материалом

- Есть ли водоёмы в нашем городе?

- Назовите. (Большой городской пруд, река Каменка, Школьное озеро, Чёрное озеро, Быково болото, река Горетовка, Михайловский пруд)

- Это малая часть, самые крупные.

- Как вы думаете, водоёмы Зеленограда – искусственные или естественные? (Есть и те, и другие)

- Вы получили задание - найти, систематизировать материал о каком либо зеленоградском водоёме и рассказать об этом в классе.

- Давайте послушаем, что же вы узнали.

1-й ученик: Большой городской пруд (Ангстрем) расположен в центре Зеленограда, в пойме реки Сходни. Занимает большую площадь – примерно 10 гектаров. Длина его – полтора километра. По дну пруда протекает река Сходня, закрытая в трубы.

2-й ученик: Я расскажу о Школьном озере. Находится оно в 10 микрорайоне, имеет достаточно большую площадь. Длина озера – полкилометра, площадь – примерно 5 гектаров.

В прошлом веке, когда прокладывали дорогу Москва – Петербург, этот пруд выкопали для того, чтобы качать воду для паровозов. Поэтому он назывался Водокачка. Сейчас он называется Школьным, потому что рядом находятся школы. Этот водоём – место отдыха жителей, т.к. на берегу озера находится пляж. В воде можно увидеть жуков –плавунцов, лягушек, ракушек, летают стрекозы, а иногда даже опускаются дикие утки.

3-й ученик: Я расскажу о реке Каменка. Это левый приток Горетовки. В прошлом общая длина составляла около 4 километров. Сейчас река сохранилась в открытом русле на протяжении нижних 500 метров. Частичнозаключена в коллектор. Название происходит от названия “камень”, что указывает на каменистый характер дна и берегов. Впадает в реку Горетовка.

4-й ученик: Чёрное озеро - это бывший торфяной карьер. Своё название получил из-за тёмногоцвета воды, так как в ней много торфа. Площадь открытой воды – около 3 гектаров. Расположено озеро в 6 микрорайоне. В воде живут караси, бычки, лягушки, растут водоросли, камыши, кувшинки. Здесь иногда гнездится пара сизых чаек. Чёрному озеру посвятила стихи жительница нашего города Людмила Князева.

Ода Чёрному озеру.
Водой шоколадной
Любого дарящее,
Ключами своими
В жару холодящее,
Не рукотворное ты –
Настоящее,
Силу природы любовно
Хранящее.
Чёрное озеро –
Сказка! Жемчужина!
Знойному городу
Летом отдушина.
Пусть сберегут тебя
Неравнодушные.
Вот окунёмся –
И все станем лучше мы.

5-й ученик: В глубине 1-го микрорайона находится декоративный пруд Быково болото. Это прекрасное место отдыха для жителей города. Вокруг пруда растут ивы, тополи, клёны. В воде водится рыба. Несколько лет в тёплое время года на пруд выпускают двух лебедей, которые всё лето радуют людей. В пруд запускали карпа и стерлядь, но прижились они или нет – неизвестно.

6-й ученик: Михайловский пруд находится в 15 микрорайоне на реке Каменка. Площадь пруда составляет около 1 гектара. Своё название пруд получил в честь деревни Михайловка, которая располагалась раньше на этом месте. Пруд служит местом отдыха жителей. На берегах пруда можно увидеть даже рыболовов, что говорит о том, что в пруду водится рыба.

- Молодцы! Узнали много интересного.

- А теперь отдохнём.

Физминутка.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

- О какой роли водоёмов в жизни людей мы узнали из физминутки? (Рядом с водоёмом человек отдыхает)

- Для чего ещё нам нужны водоёмы, узнаем из статьи учебника.

Работа с учебником. С. 15.

- Прочитайте самостоятельно первые два абзаца.

- Расскажите, какое значение имеют водоёмы в жизни людей.

- Чтобы пруды, озёра, реки нас радовали, какими они должны быть? (Чистыми)

- Что можете сказать о наших зеленоградских водоёмах? (Не очень чистые, загрязняются городскими предприятиями, моют машины, бросают мусор)

- Мы с вами читали рассказ “Бутылочная почта”.

- Вспомните, как автор рассказывает о том, что передают будущим поколениям бутылки, брошенные в воду?

- Если бы мы с вами могли побродить по дну прудов, то ужаснулись бы. Давайте прочитаем, что там можно обнаружить.

Работа с учебником. С.18 “Клад на дне реки”.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Попробуйте составить памятку для нас, людей, которые хотят любоваться чистыми водоёмами.

- Какие главные правила должны соблюдать люди?

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не засоряй берега водоёмов.

3. Не мой транспорт в водоёмах.

- Давайте постараемся сохранить чистоту и красоту наших рек, прудов, озёр.

- Несмотря на то , что водоёмы находятся в черте города, они обитаемы. В них кипит жизнь. Плавают рыбы, живут своей жизнью насекомые, растут водные растения.

- О ком эти загадки?

Крылья есть, да не летает.
Ног нет, а не догонишь. (Рыба)

По дну реки гулять идёт
И ножницы с собой несёт. (Рак)

Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

Сидит Арина,
Не говорит – терпима.
А речь начнёт –
Досада возьмёт. (Лягушка)

- Какое общее название объединяет слова – отгадки? (Обитатели водоёмов)

- В какой воде они живут? (В пресной)

- Сейчас посмотрим видеофильм о жизни пресного водоёма. Запомните названия животных и растений, которые увидите в фильме.

Просмотр видеофильма.

- Каких животных и растения запомнили?

- Как по-другому называют камыш?

- Почему жук – плавунец изредка поднимается к поверхности воды?

- Что происходит с окраской карася?

- А сейчас ребята расскажут о своих летних наблюдениях за водоёмами. Все они находятся в Московской области. (Ребята показывают слайд-шоу по своим наблюдениям и рассказывают, что интересного они увидели).

4. Итог урока. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- О чём ещё хотелось бы узнать?

- Какие водоёмы нашего города запомнили?

- Как надо относиться к водоёмам?