Женщина, которая потрясла мир. София Губайдулина

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Предмет: Отечественная музыкальная литература XX века (4-й год обучения предмету)

Цель урока: познакомить обучающихся с личностью и творчеством крупнейшего композитора ХХ века

Задачи урока:

  • раскрыть своеобразие личности композитора;
  • познакомить с творческим почерком композитора;
  • закрепить навыки аналитического мышления и разбора музыки на слух;
  • расширить рамки эмоционального восприятия, творческого воображения, кругозора;
  • закрепить навыки публичного выступления.

Тип урока: комбинированный (продолжительность урока 1,5 академических часа)

Обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация, СD-проигрыватель, аудиозаписи произведений С. Губайдулиной.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Установка на работу и доброжелательную атмосферу, концентрация внимания и активизация мышления ребят.

II. Повторение пройденного материала

Продолжая разговор об Отечественной музыке второй половины XX века, давайте повторим темы прошлых занятий, вспомнив имена композиторов, их музыку, стили, направления, темы, идеи, образы. Для этого нужно будет выполнить несколько заданий.

1. Заполнить таблицу (Приложение 1.1).
2. Выбрать из таблицы произведения, написанные в жанрах, представленных нетрадиционно или сочетающих в себе признаки различных жанров.
3. Назвать темы, идеи, образы в музыке отечественных композиторов ХХ века.
4. Вспомнить писателей и поэтов, на чьи сюжеты написаны произведения современных отечественных композиторов.
5. Свести в таблице понятия и определения (Приложение 1.2).
6. Практическая работа на закрепление пройденного материала и введение в новую тему.

Прослушать произведение (Приложение 2) и ответить на следующие вопросы:

– определить жанр музыки, обратив внимание на состав исполнителей (предполагаемые ответы: автор музыки – современный композитор; состав исполнителей не типичный, в нем параллельно и органично сосуществуют инструменты эстрадного и симфонического оркестров, возможно, это симфоническая поэма или симфоническая картина, концерт);
– определить стиль (предполагаемые ответы: классика, джаз, эстрада – полистилистика);
– определить композиторскую технику (предполагаемые ответы: сонористика, электронная музыка);
– обмен мнениями и впечатлениями.

Прозвучавшая музыка – Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического – принадлежит крупному современному композитору, ныне живущему, всемирно признанному и востребованному Софии Асгатовне Губайдулиной, чье творчество является темой нашего урока.

III. Работа с презентацией

Слайд 1. Титульный лист, тема.

Слайд 2. Её музыка сложна, как непрост наш нынешний мир. Она космична, так как отвлечена от обыденной жизни. Временами её музыка прозрачна и светла, ибо рождена женской душой, тонко чувствующей все оттенки жизни. Композитора привлекают крайности, и потому некоторые свои произведения она так и называет: « Шум и тишина», «Живое и не живое», «Светлое и тёмное».

Слайд 3. Близкий друг и соратник Софии Губайдулиной Альфред Шнитке сказал о ней: «Преобладание таинственного – это не только её суть, но и профессиональное качество. Она непонятное, и поэтому она – явление. И притом – не имеющее аналогий».

Слайд 4. По мнению ряда современников, София Губайдулина – первый композитор мира. О ней говорят, что она «композитор-женщина с мужской творческой мощью», «философ, экспериментатор». Суть её творческих устремлений можно выразить строками английского поэта Уильяма Блейка: «Есть ведомое, и есть неведомое, а между ними двери. Если бы двери восприятия были открыты, то человек увидел бы вещи такими, какие они есть на самом деле – бесконечными».

Слайд 5. София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в г. Чистополе, в семье молодого инженера-геодезиста Асгата Масгудовича, сына видного татарского муллы, которого прочили на пост муфтия, и учительницы младших классов общеобразовательной школы Елховой Феодосии Фёдоровны. В 1932 году семья переехала в Казань. Отец, как сын муллы, долгое время испытывал притеснения. Воспитание трёх детей целиком лежало на плечах мамы, которая отдавала всю свою энергию и талант, чтобы дать трём дочерям хорошее воспитание и образование.

Слайд 6. Как все обычные дети, большую часть времени три сестры проводили во дворе дома. Зимой катались на санках и самодельных лыжах, сделанных папой, а летом отправлялись купаться на реку Казанку. Было время и на музыкальные развлечения. Сонечка, которой было около четырёх-пяти лет, под звуки гармошки соседского мальчишки, с упоением детской души, танцевала, всегда создавая какой-то образ. Нередко зрителями стихийно возникавших детских «концертов» становились взрослые соседних домов. Однажды такой концерт стал судьбоносным, её способности были отмечены. Родители загорелись идеей учить девочек музыке. Так в доме появляется рояль «Слесарь», на котором начинаются первые опыты со звуком. Девочки пробовали защипнуть струны пальчиками, извлекали звук на педали, накладывали на струны листы бумаги, полотенце, вновь и вновь открывая для себя неизведанные звуковые богатства этого удивительного чудо-инструмента.

Слайд 7-8. В 5 лет Сонечка поступила в музыкальную школу, которую она позднее назвала «храмом детства», куда её постоянно тянуло и влекло. «Я чувствовала себя, хорошо только переступая порог музыкальной школы. С этого момента я находилась в священном пространстве: звуки, шедшие из классов, образовывали некий политональный сонор…». Огромное чувство любви девочка испытывала к первой учительнице музыки Екатерине Павловне Леонтьевой и директору музыкальной школы Рувиму Львовичу Полякову, которого она называла своим «духовным отцом». Эти два человека научили юную ученицу любить Баха, Моцарта, Бетховена. Вскоре начинаются и ее первые настоящие концерты.

Слайд 9. В 15 лет София поступает в музыкальное училище в класс фортепиано к преподавателю М.А.Пятницкой и факультативно занимается сочинением музыки. В 1949 году оканчивает училище с отличием.

Слайды 10-11. Через пять лет оканчивает с отличием Казанскую консерваторию по двум специальностям – фортепиано и композиции – у профессоров Г. Когана и А. Лемана. У студентки-пианистки никогда не было страха перед аудиторией, наоборот, на сцене она расцветала. Девушка обладала всеми данными, чтобы стать исполнительницей-виртуозом, однако по направлению А. Лемана София Губайдулина в 1954 году поступает в Московскую консерваторию на факультет композиции. Ведущими преподавателями-композиторами той поры являлись три профессора: Д. Кабалевский, Ю. Шапорин, А. Хачатурян. София обучалась сначала в классе Ю. Шапорина, с которым у первокурсницы не сложилось взаимопонимания, т.к. профессор не мог точно прочесть её своеобразные партитуры, а затем в классе Н. Пейко.
Вопрос к ученикам: назвать имена выдающихся выпускников и преподавателей Московской консерватории.
Окончив в 1963 году аспирантуру при Московской консерватории у В. Шебалина и став членом Союза композиторов, она выбрала путь свободного художника. Испытывая материальную нужду, единственным её заработком было сочинение музыки для кино.
Вопрос к ученикам: вспомнить и назвать имена композиторов, работавших в жанре киномузыки.

Слайд 12. Заострив внимание на фотографию слайда, задать вопрос: почему первый в России синтезатор носит необычное название АНС?
В 60-х годах в Москве, на базе Музея А.Н.Скрябина, под руководством физика Евгения Мурзина, была открыта «Московская электронная студия». Поиски новых звуковых возможностей привели молодого композитора в эту лабораторию электронной музыки. Работая рука об руку с Э. Денисовым, А. Шнитке, Э. Артемьевым, София Губайдулина экспериментировала с электронными тембрами и написала единственную электронную пьесу «Vivente — non vivente», потому что работать с «живыми» инструментами ей было предпочтительнее.

Слайд 13. В 1975 году София Асгатовна вместе с двумя другими композиторами Вячеславом Артемовым и Виктором Суслиным образовали ансамбль авангардной музыки «Астрея». Группа создавалась для коллективной игры без всяких нот и предварительного разучивания, на экзотических инструментах, чтобы обойтись без влияния какой-либо профессиональной школы. Собиранием таких инструментов занимался В. Артемов в различных фольклорных экспедициях. Это были узбекско-таджикский дутар, грузинские пандури, чонгури, салмури, армянский канон, чукотский арар, японские кото, шэн и другие. Их увлекала возможность дать живую жизнь музыкальному звуку, не умерщвляя его в партитуре. «Экстатически-демоническая» игра пробуждала в Губайдулиной «шаманское» начало, влекшее ее особенно к ударным инструментам.
В 1979 г. на VI съезде композиторов в докладе Т. Хренникова музыка Губайдулиной подверглась жёсткой критике, и она попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов авангардного направления. Музыка этих композиторов не исполнялась нигде, так как была официально запрещена. К 1991 году четверо из семи, в том числе и Губайдулина, покинули Россию.
Вопрос к ученикам: вспомнить I съезд композиторов 1948 г. и провести параллели.

Слайд 14. "Я Вам желаю идти Вашим “неправильным” путем",– такое напутствие ещё на выпускном экзамене в консерватории произнёс в поддержку выпускницы Губайдулиной Д. Шостакович. «Это удивительно, что такой человек нашёл самые важные слова, которые до сих пор для меня являются опорой. По существу, он пожелал мне быть собой, ни в коем случае не подчиняясь каким-то внешним обстоятельствам, внешним оценкам. Он поддержал мою независимость, моё стремление к свободе». Этот «неправильный путь» в итоге привёл композитора к мировому признанию.

Слайды 15. С. Губайдулина – автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Среди них хорошо известные нам «Чучело», «Маугли», «Человек и его птица». Её обычный образ жизни – непрерывное сочинение с выключенным телефоном.

Слайды 16. В ответе на вопрос корреспондента «Что движет вашим творчеством?», София Асгатовна ответила следующее: «Самое важное – это звучание мира, звучание всего, что меня окружает. Всё звучит: предметы, растения, люди, земля, звёзды. Если человек сосредоточится, то услышит это. Но это звучание слишком сложное для того, чтобы его записать, но хочется как-нибудь зафиксировать это…»

Слайды 17-18. Поразительная особенность музыки композитора – почти полное отсутствие «абсолютной» музыки. Фантастически начитана, философски образована. У большинства её композиций есть стихи, положенные на музыку, или спрятанные среди музыкальных линий, или ритуал, или какое-либо инструментальное действо. Некоторые композиции выявляют её увлечение мистическими идеями или христианским символизмом.
Её литературными источниками являются стихи древних египетских и персидских поэтов, поэзия Ф. Танцера, М. Цветаевой, Г. Айги. Близкими по духу и творчеству были также Б. Пастернак, О. Мандельштам, Р. М. Рильке, М. Ляндо, Н.Боков и др.
Вопрос к ученикам: кто из перечисленных поэтов был связан с г. Чистополь – родиной С.Губайдулиной?

Слайды 19-20. Главная тема творчества композитора – религия, которую она противопоставляет изнурительной суетности жизни. Из воспоминаний детства: « Когда родители поняли, что я была религиозна, они ужаснулись. Это было запрещено! Так что я начала скрывать свою эмоциональность, религиозную жизнь от взрослых, но она продолжала процветать в пределах меня. Музыка, естественно связанная с религией и звуком, непосредственно стала священной для меня. Нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки, чем восстановление через музыку духовной целостности человека, которого жизнь разрывает на части». Произведения религиозного содержания занимают большое место в её творчестве. Среди них композиции для ударных, вокально-инструментальные «Пасха по Иоанну», «Семь слов», «Аллилуйя», «Страсти по Иоанну». В них главными художественных образами-идеями являются Бог–вечность, вселенная – творение, человек – тварь, апокалипсис – расплата, хаос – гармония.
Вопросы к ученикам: жизнь и творчество какого композитора были точно также тесно связаны с религией? Вспомнить композиторов, обращавшихся к теме Востока.

Слайд 21. Для русских композиторов всегда была привлекательной тема Востока.
Губайдулина не стала исключением, тем более что в ней течёт не только русская кровь. Сама София Асгатовна, отвечая на вопрос, к какому народу она себя причисляет, говорит: " Я чувствую, что, в общем, во мне четыре крови, потому что с отцовской стороны, я татарка. С материнской стороны – славянка. Но очень большую роль для меня сыграл директор музыкальной школы. Его воспринимала как второго отца. Это еврейская кровь, и мои самые важные педагоги – евреи. И духовная пища – от немецкой культуры. Одним словом, самые разнообразные источники во мне жили". Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой София Асгатовна, объединить черты культур Запада и Востока. Её творчество – редкий, но яркий пример такого слияния. В её произведениях нет никакой восточной мелодики, а только естественно сливаются образы восточных и западных ощущений и мыслей в одно новое целое, как сливаются в её крови две крови – Востока и Запада.

Слайды 22-23. Официальная культурная политика государства требовала от музыки просветлённости и радости. Произведения С. Губайдулиной постоянно критиковались за «чересчур мрачный колорит». Несмотря на это, София Асгатовна осталась верной своему индивидуальному стилю. Она не причисляет себя ни к одному творческому течению, направлению, школе, используя при этом все музыкальные средства, существующие на свете. Её творчество – это эксперименты со звуком, который у композитора «дышит» и становится «зримым». Она стремится к совершенству ритма и формы, работает с математическими рядами чисел, вводит понятие консонантных и диссонантных ритмов. Стремится к тембровой чуткости. Вместо традиционной мелодики – мельчайшие музыкальные интонации, размещённые в разнообразных звуковых пространствах – диатонических, хроматических, микрохроматических. Традиционным элементом ее композиторского языка остаются паузы, позволяющие услышать то, что Губайдулина ценит превыше всего,– тишину.

Слайд 24. Новые композиторские техники потребовали создания множества различных символов, фиксирующих эту музыку, поэтому запись современной музыки очень сильно отличается от привычной нотной записи. Её партитуры часто называют звуковыми документами.

Слайд 25. Музыкальный инструмент для композитора – это всегда «личность, персонаж драмы». Она предпочитает работать с живыми инструментами, дополняя их традиционный состав экзотическими. Композитор говорит, что её привязанность к инструментам сродни привязанности к животным. «Я, помню, купила в Баку тар, привезла его домой и он, сам по себе, всё время звучал, он отзывался, что бы я ни делала. Мне захотелось петь, и он отвечал мне: у него такое тембровое свойство – отвечать. А дальше просто пыталась повторить это своё впечатление и с другими «зверями».

Слайды 26-28. Фотографии инструментов

Слайды 29-31. Когда-то при запрещении музыки Губайдулиной, спасением для неё стала поддержка со стороны талантливых отечественных исполнителей, настойчиво включавших ее произведения в свои концертные выступления. Среди исполнителей её музыки были и есть крупнейшие музыканты мира: дирижёры М. Росторопович, Г. Рождественский, В. Гергиев, А. Сладковский, скрипачи О. Каган, Г. Кремер, виолончелисты Вл. Тонха, И. Монигетти, Н. Гутман, Н. Шаховская, альтист Ю. Башмет, фаготист В. Попов, контрабасист А. Суслин, баянисты Ф. Липс, Ю. Шишкин, ударник М. Пекарский.

Слайды 32. Сегодня София Губайдулина – живой классик с блистательным настоящим. Она награждена многими престижными премиями, титулами, званиями разных стран мира. Среди них POLAR MUSIC PRIZE (Швеция, 2002), которую в мире культуры принято приравнивать к Нобелевской премии. В её честь проводятся международные конкурсы и фестивали. В Казани, к 75-летию композитора, в доме, где она жила, был открыт Центр современной музыки.

Слайды 33. В настоящее время София Асгатовна живет и продолжает свою активную творческую деятельность в Германии, которая давно стала её второй родиной.

Слайды 34. Своё всемирное признание композитор воспринимает как «возможность спокойно работать».

IV. Самостоятельная работа

– Сейчас мы будем слушать Концерт для кото, бас-кото, шэна и симфонического оркестра "В тени дерева" (Приложение 3). Эта эффектная музыка была написана под впечатлением от поездки в Японию в 1998г. Автор вспоминает: «В Токио мне подарили японский инструмент кото – с шелковыми струнами. Подарок я получила от Казое Савай – виртуозной японской исполнительницы. Я, конечно, не владею традицией подобного исполнения, но мне это и не надо: для меня кото – живое существо. Я делаю с этими шелковыми струнами все, что хочу, каждое прикосновение любым предметом, будь то деревянная, резиновая или стеклянная палочка, смычок, извлечение флажолетов – все рождает во мне фантазии».

Задание к прослушиванию. «Погрузиться» в музыкальное пространство произведения и:
– отметить свои впечатления, ассоциации, чувства, эмоции, ощущения;
– представить, чем наполнена атмосфера музыкального пространства (свет, звук, ритм, движение, гармония и пр.);
– прислушаться к тембровым краскам, новым и необычным звучаниям инструментов;
– попытаться раскрыть идею произведения.

Обсуждение и сравнение музыкальных впечатлений.

V. Итоги урока

1. Представителем какого направления в музыке является С.А. Губайдуллина?
2. Звучание каких инструментов вас заинтересовало, понравилось?
3. Ваше отношение к личности и творчеству композитора. Обмен мнениями.

Домашнее задание

1. Нарисовать «портрет» прослушанной музыки, подобрать видеоряд, придумать программу к музыке (на выбор).
2. Выписать произведения композитора по жанрам.

Список использованной литературы

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебник для ДМШ: Четвёртый год обучения предмету. М.: Музыка,2004.
  2. Горизонтова В. Не отступилась от лица. Казань.– 2001.– №8. – С.15-19.
  3. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? М.: Первое сентября, 2012.
  4. Пекарский М. Приношение прекрасной даме, приятной во всех отношениях. Казань.– 2001.– №8. – С.44-50.
  5. Холопова В.Н. Контрапункт Земли и неба http://www.famhist.ru/famhist/gub/004c3edc.htm
  6. Холопова В.Н. София Губайдулина в творческом общении с миром. Казань.– 2001.– №8. – С.38-43.
  7. Шарипов В. Фантомы музыки. Казань.– 2001.– №8. – С.32-37.