Воспитание гражданственности у младших школьников в проектной деятельности

Разделы: Начальная школа


Сложна и многообразна работа учителя и именно учителя начальных классов, сколько ему надо знать и уметь, чтобы найти подход к каждому ученику, сделать каждого индивидуальностью.

Рассматривая возможности для формирования гражданской позиции, мы исходим прежде всего из того положения, что забота о людях доступна каждому возрасту. Это тот стержень, который, по выражению В.А. Сухомлинского, объединяет и первоклассника , и десятиклассника, и ученика, и учителя. Забота — это азбука нравственности.

Формирование — это процесс, то есть последовательная деятельность. Каков характер этой деятельности, какие главные признаки она должна иметь, чтобы получился желаемый результат?

Забота трактуется как деятельность на благо кого-либо. Значит, действовать можно и на благо себе, и на благо других. Каково это соотношение, чем оно определяется?

Вот здесь-то и важно, чтобы, прежде всего была заботы о других людях и о себе как о товарище других людей.

Гражданская забота требует от человека высокой нравственности. Однако мы знаем, что знания, не окрашенные эмоциями , чувствами, не переходят в убеждения. Лишь тогда, когда гражданская забота наполнена творчеством, происходит полная отдача сил на общее дело, на поиск лучшего решения стоящей задачи.

Творчество — это напряжение духовных и интеллектуальных сил человека, направленных на создание чего-либо нового. Творческая гражданская забота говорит нам о неравнодушном, нравственно мотивированном действии человека.

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Одна из важнейших методических, организационных задач саморазвития школьника - предоставить детям самостоятельность, дать возможность проявить их творческие способности.

Формы и методы деятельности учащихся могут быть разнообразны: туристические походы, полемические клубы, многообразное общение, работа исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции, целевые программы и т.д.

Я бы хотела рассказать о проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный ощутимый результат. Поэтому в основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

На одном из уроков окружающего мира в первом классе по теме: “Мы разные по внешнему виду и по возрасту”, мы делали с учащимися книжки “Наши семьи на фото”. В рабочей тетради было составлено родословное дерево. Детям очень понравилось рассказывать о том, кем же были их бабушки, дедушки, прадедушки, прабабушки, чем они занимались, где жили. Ребята погрузились в атмосферу исследования своей семьи. Прошло лето. Первого сентября на классном часу по теме: “Это гордое слово – Победа”, мои ученики сами вспомнили о своих родственниках, которые участвовали в ВОВ, принимали участия в боевых действия в Афганистане, в Чечне, поэтому я выбрала для себя тему проекта “Эхо Войны”.

Во многих семьях сохранились и есть документы, сведения, письма, вырезки из газет, связанные с войной. На основании этих материалов, которые хранились в семье, дети готовили свои выступления. Были сделаны журналы.

Один из учеников Житарь Мирон, когда он обратился к своей бабушке рассказать о войне, Ольга Егоровна достала много документов, которые были собраны ей. Бабушка написала своему внуку письмо. Мирон с удовольствием рассказал своим о истории связанной с его дедушкой, которая его больше всего тронула.

Часть учеников подготовили рассказы, фотографии, презентации о детях, участниках ВВО. Лучшие выступления вошли в групповой проект Пионеры- герои. Моя ученица, у которой дедушка и папа танкисты выпустила альбом. На уроке труда она научила весь класс рисовать танк, сделав аппликацию у нас получились удивительные открытки к 23 февраля. Вот уже 2 года я участвую в программе познавательно-экскурсионной игры Чуден град Москов. Близки и понятны задачи ,которые ставит игра.

Задачи игры:

для учащихся:

  • развитие гражданского самосознания, воспитание уважения к истории и культуре своего города, своего народа;
  • формирование потребности приобщаться к историческим и культурным ценностям;
  • развитие эмоционально-чувственной природы восприятия истории и культуры, традиций города Москвы-столицы многонационального государства;

для педагогов:

  • активизация познавательной исследовательской и художественно-творческой, общественно-полезной деятельности учащихся в позитивной социокультурной адаптации детей и молодежи в мегаполисе Москвы;
  • актуализация форм, методов и содержания гражданского и патриотического воспитания в программно-методическом обеспечении образовательного процесса.

Атмосферу дома определяет его дух. Я хочу, чтобы в моем классе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья... Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств”.