Развитие речевой активности детей (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время появилось много разных программ воспитания и обучения дошкольников. Наш детский сад работает по программе «Истоки» составленной авторским коллективом центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Программа «Истоки» - программа нового типа, которая предоставляет мне простор для творческого использования педагогических технологий, дает право выбора тех или иных способов решения задач, а также создание конкретных условий воспитания и развития детей, что позволяет перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.

Работая, с детьми с общим недоразвитием речи на протяжении нескольких лет я пришла к выводу, что на каждом этапе развития у детей отмечается общеличностная незрелость, несовершенство познавательной деятельности, снижение обучаемости. Дети испытывали интеллектуальную пассивность. Каждый нуждался в индивидуальной работе с учетом его возможностей и особенностей. Проведя, диагностическое обследование я выявила:

  • отклонение в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не окордионированные);
  • излишне вялая или наоборот напряженная рука (дети не справлялись с заданиями, решение, которых требовало развитие тонкой моторики);
  • воспитанники не могли правильно и четко произносить звуки родного языка;
  • не проявляли интерес к составлению рассказов;
  • слабо развита познавательная активность.

Анализ исходного состояния позволил поставить цель: Развитие речевой активности детей для полноценных контактов с окружающим миром, через активизацию словесной и моторной памяти с использованием творческих и интеллектуальных способностей. Для достижения этой цели я наметила следующие задачи:

  • развивать речевые способности детей через умение вслушиваться, вглядываться и искать взором, через активизацию моторной и словесной памяти;
  • способствовать развитию мелкой и общей моторики рук;
  • активизировать творческое воображение, память, логическое мышление, через систему игровых занятий;
  • осуществлять синхронизацию темпа движения руки и темпа говорения через слух и взор;
  • воспитывать обращенность детей друг к другу, желание действовать сообща, оказывать помощь и поддержку.

Свою работу осуществляла по следующему алгоритму – разработала методический комплекс материалов:

  • программу деятельности для детей 5 – 7 лет « Подготовка руки к письму», позволяющую в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализатора, развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память;
  • систематизировала дидактический материал, который способствует развитию у детей памяти, воображения, логического мышления с учетом возрастных особенностей в разных видах учебно-игровой деятельности.

В практике своей работы использую педагогические технологии на основе личностной ориентации, такие как:

  • гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, которая позволила мне воплотить в жизнь группы идеи добра, заботы, взаимного уважения, человечности отношений между людьми.
  • «Педагогика сотрудничества» - изменила мою позицию по отношению к детям (мы с детьми «на равных», мы с детьми сотрудничаем).
  • использование «Социо-игровых подходов к педагогике» (Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов) способствовали налаживанию межличностных отношений между детьми.

Освоила, и внедрила в практику опыт работы М.Монтессори, который помог мне создать максимально благоприятную среду, обеспечивающую комфортное самочувствие ребенка и расцвет всех его способностей. Реализацию поставленных задач начала с организации развивающей педагогической среды пространства общения. В группе дети общаются не только в просторной игровой комнате, но и в созданных для них мини-театре, мини-библиотеке, мини-музее, в уголках уединения, где находится удобная мебель для создания сюжетно-ролевых игр.

Для развития познавательного интереса и повышения интереса к исследовательской деятельности в нашей группе создана мини-лаборатория, которая является базовой, специфической и игровой деятельностью детей (работа предполагает « превращение» детей в ученых, которые проводят опыты. Эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества). В группе функционирует мини-библиотека для воспитания интереса детей к книге, активного воздействия на чувство и разум ребенка, развитие его восприимчивости, эмоциональности.

Изучила литературу по социо-игровым подходам к педагогике, побывала на практических занятиях, семинарах, поняла, что работать будет значительно проще и интереснее, если видоизменить уже известное дело, использовать игровую форму освоения нового.

Считаю, что в игре ребенок знакомится с окружающим миром, формирует словарь, учится составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете, овладевает умением учитывать совокупность признаков предметов или явлений. Игра имеет огромное влияние на формирование личности ребенка, развитие его речевой активности. Оформила в группе уголок игр для развития мелкой моторики рук.

Поэтому все занятия стараюсь проводить в игровой форме. Например, при знакомстве детей с домашними животными провожу сюжетно-ролевую игру «Ферма». При знакомстве с тестом и его свойствами « превращаю детей в пекарей». Часто в своей работе использую игрушки – аналоги. Они помогают формировать у детей отчетливые представления о специфических особенностях живых существ, отметить главные отличия игрушки от живого существа, принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами. При знакомстве детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе провожу в форме дидактической игры «МЧС».

Работу по развитию математических способностей я начала с освоения позы пишущего в следующей последовательности: самостоятельно ориентироваться в назывании рук (правая и левая), выбирать нужный разворот рук, знать ориентацию движений к себе или от себя, от руки рисовать что-либо с формами квадрата, уметь восстанавливать вид цифры по условному звуковому, ритмическому рисунку (та-ти-та). Затем проводила такую форму работы, как написание графических диктантов, составила варианты графических диктантов и в системе проводила эту работу, что помогло мне научить детей безошибочно ориентироваться на листе бумаги, закрепить счет, умение работать в заданном темпе, развить внимание, умение проводить параллельные друг другу полосы. Проводила игры «Стрельба по мишеням», «Рыбная ловля», которые позволяют детям синхронизировать темп движения руки и темп говорения через слух и взор.

К концу обучения у детей активизировалась мыслительная деятельность, творческий подход в поиске способов решения. При знакомстве с цифрой проводила игры «Построй цифру», «Вылепи цифру», «Угадай на ощупь». При рассматривании «Аквариума» предлагала разнообразные задания. Работу по развитию математических способностей провожу во всех видах деятельности. В занятия трудом включаю овладение спицами, набираем петли на спицы с проговариванием дней недели, месяцев, прямого и обратного счета в пределах 20.

Вместе с детьми освоила различные виды художественно техники: акварель, карандаш, гуашь, фломастеры, мелки, зубной порошок. Помогала овладеть навыками и умениями работы с инструментами: рисование-карандаш и кисть, в аппликации – ножницы, в лепке – стека, в вышивании – игла. Поощряла изобразительную деятельность детей, оформляла с детьми выставки рисунков и поделок на разные темы. Организовала кружок «Оригами» (поделки из картона и бумаги), который позволяет развить фантазию, творчество, умение выполнять работу коллективно, добиваться результата. В детском саду проходили конкурсы «Маски-шоу», «Конкурс изобретателей» (по конструированию из различных материалов), конкурс « Оригами –шок», где дети нашей группы принимали активное участие и занимали призовые места. Такие конкурсы помогают развивать ребенку творчество, умение работать в коллективе, развитию изобретательности.

Организовывая детскую деятельность, стараюсь установить баланс умственной и физической активности, свободного времени и отдыха детей. В любое занятие ( математика, развитие речи, аппликация;) ввожу различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Играя в подвижные игры, стараюсь сопровождать их неожиданными, смешными ситуациями, вызывая искренний смех, следовательно, по одному этому они незаменимые корректоры в оздоровлении детей. Также в подвижных играх формируется выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу. Приобщая дошкольников к здоровому образу жизни, я стараюсь вооружать их умениями и навыками, воспитываю волю для преодоления трудностей, закладываю основу для нормальной жизни без вредных привычек.

Свою педагогическую деятельность координирую с деятельностью учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования и социальными институтами (музеями, библиотекой, школами, Домом детского творчества). Дети неоднократно принимали активное участие в спортивных соревнованиях между садами и школами, участвовали в выставках, были награждены грамотами и дипломами за призовые места, что позволило ввести детей в мир искусства, формировать их художественную культуру, развивать образное мышление, художественное восприятие, формировать потребности в сохранении своего здоровья.

Свою работу строю в тесном сотрудничестве с семьей. В работе с родителями я использую как традиционные формы (собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (развлечения, викторины, праздники – День Матери, День семьи, участие в городском конкурсе «Мой любимый огород», в проекте «Зимняя планета детства»). Хочу отметить, что участие родителей в жизни детского сада дает очень хорошие результаты. Родители участвуют вместе с детьми, взаимодействуют, сопереживают в необычных ситуациях. У нас устанавливаются партнерские отношения, а это очень важно в работе с детьми.

Достижения высокого уровня компетентности воспитанников в группе считаю, стало возможным, благодаря использованию технологии «Педагогика сотрудничества», «Социо – игровых подходов к педагогике» через использование разнообразных и нетрадиционных форм и методов воспитания и обучения, которые способствовали:

  • сохранению и укреплению здоровья детей;
  • созданию атмосферы заинтересованности;
  • развитию познавательного интереса;
  • конструктивно-творческих возможностей;
  • повышению поисково-исследовательской деятельности.