Цели:
- Ввести понятие правильных и неправильных дробей, смешанных чисел, показать эти дроби в сравнении с 1; формировать умения составлять и записывать дроби, решать задачи с использованием неправильных дробей.
- Развитие математического мышления и логической мышления учащихся, умения делать выводы, высказывать свои чувства и мысли, расширять кругозор учащихся, умение видеть знакомое в незнакомом, выполнять разноуровневые задания.
- Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания.
Содержание темы. Данная тема программы 5 класса по математике учебника Абылкасымовой.
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Организационные формы общения. Индивидуальная, парная, коллективная.
Структура урока.
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели
- Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
- Изучение нового материала.
- Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий стандартного уровня.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Наглядность: Разноуровневые задания, презентация, электронный учебник, картинки.
Ход урока
1. Мотивационная беседа.
Стих о математике: (музыка) Ребята! О какой царице наук идет речь? (Математике)
Мы снова на уроке математики и сегодня научимся различать правильные и неправильные дроби, познакомимся со смешанными числами, сравнивать эти дроби с 1.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Устный счет на слух и по таблице.
2) Работа по электронному учебнику: глава Доли. Дробь № 8
Один ученик у компьютера
3) Назовите: какая часть фигуры закрашена? Назовите числитель и знаменатель и что они показывают?
Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?
Что показывает числитель обыкновенной дроби?
У доски.
Индивидуальная работа по карточкам (3 ученика).
Пирог разрезан на 8 равных частей. Смотри рисунок №1.
Какая часть пирога лежит на тарелке? Смотри рисунок №1, рисунок №2, рисунок № 3.
3. Изучение нового материала
Запишем тему урока в тетрадь.
Итак, обратимся к заданиям опроса: какие дроби получили?
Что характерно в их записи? Сравните числители и знаменатели.
После ответов детей: – правильная дробь в учебнике правило на стр. 117 и на слайде.
неправильные дроби стр. 118.
Сравните дроби и с дробью или с 1.
Смотри рисунки № 1, № 2 , № 3. Вывод: записываем в тетрадь.
правильные дроби (меньше 1), в них числитель меньше знаменателя
неправильные дроби (больше или равна 1), в них числитель ≥ знаменателя.
Смешанные числа.
Посмотрите на рисунок № 3. Сколько целого пирога лежит на тарелке? 1 и : записываем 1 – смешанное число, прочитаем определение на стр. 119.
Перечислите правильные дроби, неправильные дроби из ряда предыдущего дом задания.
Вывод:
- Правильная дробь – это дробь, числитель которой меньше знаменателя. Такая дробь всегда меньше единицы.
- Неправильная дробь – дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.
- Неправильная дробь, в которой числитель больше знаменателя, больше единицы. Если же в дроби числитель и знаменатель равны, то такая дробь равна единице.
- Смешанное число – число, содержащее, в себе целую часть и правильную дробь.
Неправильная дробь
правильная дробь
4. Физультминутка (с муз. сопровождением по слайду)
Разноуровневые задания по карточкам (элементы методики Караева).
Взаимопроверка. Выставление баллов.
Домашнее задание:
Придумать самим 2 задания:
- На отыскание правильной и неправильной дробей.
- На сравнение дробей.
Записать эти задания на лист (карточку)
Прорешать все задания в тетради.
Подсчет баллов и перевод в оценки
оценка “3” _________ от 3 до 4 ответов
оценка “4”__________ от 5 до 6 ответов
оценка “5”___________от 7 и более ответов.
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу и мы с вами послушаем Притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем
тележки с камнями для строительства.
Мудрец остановился и задал каждому по
вопросу.
У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что
целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я
добросовестно выполнял свою работу".
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал
участие в строительстве Храма".
– Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
– Кто работал так, как первый человек?
– Кто работал добросовестно?
– Кто принимал участие в строительстве храма?
5. Итог урока. Оценки.
Резервный материал: Сообщение на тему: (читает Кузнецова Вика).
Исторические сведения:
В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от
глагола "дробить" - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в
VIII веке) дроби так и назывались – "ломаные числа". У других народов название
дроби также связано с глаголами "ломать”, "разбивать", "раздроблять".
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали
использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано
европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например,
числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около
300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и
распространять современную запись дробей, был итальянский купец и
путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г.
Он ввел слово "дробь". Названия "числитель" и "знаменатель" ввел в XIII веке
Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.