Открытый урок математики на тему "Правильные и неправильные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  1. Ввести понятие правильных и неправильных дробей, смешанных чисел, показать эти дроби в сравнении с 1; формировать умения составлять и записывать дроби, решать задачи с использованием неправильных дробей.
  2. Развитие математического мышления и логической мышления учащихся, умения делать выводы, высказывать свои чувства и мысли, расширять кругозор учащихся, умение видеть знакомое в незнакомом, выполнять разноуровневые задания.
  3. Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания.

Содержание темы. Данная тема программы 5 класса по математике учебника Абылкасымовой.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организационные формы общения. Индивидуальная, парная, коллективная.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели
  2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий стандартного уровня.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Наглядность: Разноуровневые задания, презентация, электронный учебник, картинки.

Ход урока

1. Мотивационная беседа.

Стих о математике: (музыка) Ребята! О какой царице наук идет речь? (Математике)

Мы снова на уроке математики и сегодня научимся различать правильные и неправильные дроби, познакомимся со смешанными числами, сравнивать эти дроби с 1.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Устный счет на слух и по таблице.

2) Работа по электронному учебнику: глава Доли. Дробь № 8

Один ученик у компьютера

3) Назовите: какая часть фигуры закрашена? Назовите числитель и знаменатель и что они показывают?

Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?

Что показывает числитель обыкновенной дроби?

У доски.

Индивидуальная работа по карточкам (3 ученика).

Пирог разрезан на 8 равных частей. Смотри рисунок №1.

Какая часть пирога лежит на тарелке? Смотри рисунок №1, рисунок №2, рисунок № 3.

3. Изучение нового материала

Запишем тему урока в тетрадь.

Итак, обратимся к заданиям опроса: какие дроби получили?

Что характерно в их записи? Сравните числители и знаменатели.

После ответов детей: – правильная дробь в учебнике правило на стр. 117 и на слайде.

неправильные дроби стр. 118.

Сравните дроби и с дробью или с 1.

Смотри рисунки № 1, № 2 , № 3. Вывод: записываем в тетрадь.

правильные дроби (меньше 1), в них числитель меньше знаменателя

неправильные дроби (больше или равна 1), в них числитель ≥ знаменателя.

Смешанные числа.

Посмотрите на рисунок № 3. Сколько целого пирога лежит на тарелке? 1 и : записываем 1   – смешанное число, прочитаем определение на стр. 119.

Перечислите правильные дроби, неправильные дроби из ряда предыдущего дом задания.

Вывод:

  1. Правильная дробь – это дробь, числитель которой меньше знаменателя. Такая дробь всегда меньше единицы.
  2. Неправильная дробь – дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.
  3. Неправильная дробь, в которой числитель больше знаменателя, больше единицы. Если же в дроби числитель и знаменатель равны, то такая дробь равна единице.
  4. Смешанное число – число, содержащее, в себе целую часть и правильную дробь.


Неправильная дробь


правильная дробь

4. Физультминутка (с муз. сопровождением по слайду)

Разноуровневые задания по карточкам (элементы методики Караева).

Взаимопроверка. Выставление баллов.

Домашнее задание:

Придумать самим 2 задания:

  1. На отыскание правильной и неправильной дробей.
  2. На сравнение дробей.

Записать эти задания на лист (карточку)

Прорешать все задания в тетради.

Подсчет баллов и перевод в оценки

оценка “3” _________ от 3 до 4 ответов

оценка “4”__________ от 5 до 6 ответов

оценка “5”___________от 7 и более ответов.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу и мы с вами послушаем Притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу".
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма".
– Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
– Кто работал так, как первый человек?
– Кто работал добросовестно?
– Кто принимал участие в строительстве храма?

5. Итог урока. Оценки.

Резервный материал: Сообщение на тему: (читает Кузнецова Вика).

Исторические сведения:
В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола "дробить" - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – "ломаные числа". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать”, "разбивать", "раздроблять".
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово "дробь". Названия "числитель" и "знаменатель" ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

Приложение