Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Для того чтобы быть успешным в жизни, (например иметь желаемую профессию) необходимо формировать в себе умение учиться, а значит – находить полезную и нужную информацию для достижения своей цели. Считаю на уроках важным и актуальным поднимать темы формирования у детей способности адекватной реакции на окружающий мир, воспитания сопротивления к лености и легкомыслию. Выявление жизненной позиции можно построить на отрицательных примерах литературных произведений. Ученики обсуждая мотивы поведения героев, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Все это способствует формированию самоутверждения ученика.
Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.
Метапредметные
- познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
- коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
- Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2011.
- Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
- компьютерная презентация
- раздаточный материал
- Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011г.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Метапредметные
- познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
- регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | ||
Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся | Проверка готовности рабочего места к уроку. |
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со схемами и словами. |
Этап мотивации и целеполагания | ||
Организация фронтальной работы. – Прочитай и определи жанр произведения (Слайд 3) – Что такое псевдоним? – Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним? – Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях, цель написания басен. – Чем отличается басня? (Слайд 4) |
Чтение текста на слайде3 Учащиеся определяют жанр, определяют псевдоним баснописца. Учащиеся высказывают свои предположения, рассуждают. |
Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации. |
Подготовка к первичному восприятию текста. | ||
Организация фронтальной работы. – Отгадайте загадку и решите ребус. (Слайд 5) – Догадайтесь, с какой басней мы сегодня познакомимся? – Кто написал эту басню? (Слайд 6) – Иван Крылов позаимствовал идею басни о Стрекозе и Муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у менее известного древнегреческого писателя Эзопа (Слайд 7) – Кто сформулирует тему нашего урока? |
Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни. Учащиеся определяют тему урока. |
На этом этапе учителю необходимо озвучить названия басен, написанных И. Крыловым. |
Этап первичного восприятия | ||
Организация фронтальной работы. – Послушайте, басню "Стрекоза и Муравей". Читает текст артист театра и кино Игорь Масюк. (Слайд 7) Проверка первичного восприятия: – Понравилась ли вам басня? – Попробуйте сформулировать тему басни, о чем она? – Прочитайте басню еще раз. Проверка вторичного чтения. Организация работы в группах. – Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни (слайд 8) |
Учащиеся на слух воспринимают текст басни Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют. Самостоятельное чтение басни. Работа в группах. Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой. |
Учителю необходимо вспомнить о том, что значит определить тему. |
Анализ литературного произведения | ||
Мотивация перечитывания и анализа произведения: – Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений. Работа с лексическим значением слов и выражений. (Слайды 9-11) |
Предположения детей о лексическом значении устаревших слов и выражений: зима катит в глаза, помертвело чисто поле, злой тоской удручена, вешние воды, кум, кумушка. |
|
Организация фронтальной работы учащихся: – Дайте характеристику персонажам басни (Слайд 12) – Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его. – Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12) – Жалко ли вам Стрекозу? – Правильно ли поступил Муравей? |
Учащиеся дают характеристику героям басни. Учащиеся высказывают и отстаивают свое мнение. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников. |
|
Организация самостоятельной работы учащихся: – Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.) – Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу. – Посмотрите на экран (Слайд 13) – Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу (Слайд 14) – Какая пословица подходит к басне и почему? Рассказ учителя об истории создания памятника баснописца (Слайд 15) |
Ученики выполняют задания Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора. Ученики внимательно слушают рассказ о создании памятника в Летнем саду. |
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов с карточками |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия. | ||
Организация оценочной деятельности. – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто написал эту басню? – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Какое задание вам понравилось больше? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? – Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке; – желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше; – зеленый – старался, но работал неактивно |
Высказывания детей. Учащиеся учатся выслушивать ответы одноклассников. Самооценка деятельности на уроке. Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами. |