Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Для того чтобы быть успешным в жизни, (например иметь желаемую профессию) необходимо формировать в себе умение учиться, а значит – находить полезную и нужную информацию для достижения своей цели. Считаю на уроках важным и актуальным поднимать темы формирования у детей способности адекватной реакции на окружающий мир, воспитания сопротивления к лености и легкомыслию. Выявление жизненной позиции можно построить на отрицательных примерах литературных произведений. Ученики обсуждая мотивы поведения героев, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Все это способствует формированию самоутверждения ученика.

Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

  • Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2011.
  • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
  • компьютерная презентация
  • раздаточный материал
  • Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011г.

Планируемые результаты: 

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметные

  • познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
  • регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока 

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент
Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся Проверка готовности рабочего места к уроку.
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со схемами и словами.
Этап мотивации и целеполагания
Организация фронтальной работы.
– Прочитай и определи жанр произведения (Слайд 3)
– Что такое псевдоним?
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях, цель написания басен.
– Чем отличается басня? (Слайд 4)

Чтение текста на слайде3 Учащиеся определяют жанр, определяют псевдоним баснописца.
Учащиеся высказывают свои предположения, рассуждают.


Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации.
Подготовка к первичному восприятию текста.
Организация фронтальной работы.
Отгадайте загадку и решите ребус. (Слайд 5)
– Догадайтесь, с какой басней мы сегодня познакомимся?
– Кто написал эту басню? (Слайд 6)
– Иван Крылов позаимствовал идею басни о Стрекозе и Муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у менее известного древнегреческого писателя Эзопа (Слайд 7)
– Кто сформулирует тему нашего урока?

Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни.



Учащиеся определяют тему урока.

На этом этапе учителю необходимо озвучить названия басен, написанных И. Крыловым.

Этап первичного восприятия
Организация фронтальной работы.
– Послушайте, басню "Стрекоза и Муравей". Читает текст артист театра и кино Игорь Масюк. (Слайд 7)
Проверка первичного восприятия:
– Понравилась ли вам басня?
– Попробуйте сформулировать тему басни, о чем она?
– Прочитайте басню еще раз. Проверка вторичного чтения. Организация работы в группах.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни (слайд 8)

Учащиеся на слух воспринимают текст басни


Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.
Самостоятельное чтение басни.
Работа в группах. Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой.





Учителю необходимо вспомнить о том, что значит определить тему.




Анализ литературного произведения
Мотивация перечитывания и анализа произведения:
– Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений. Работа с лексическим значением слов и выражений. (Слайды 9-11)

Предположения детей о лексическом значении устаревших слов и выражений: зима катит в глаза, помертвело чисто поле, злой тоской удручена, вешние воды, кум, кумушка.
 
Организация фронтальной работы учащихся:
– Дайте характеристику персонажам басни (Слайд 12)
– Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?

Учащиеся дают характеристику героям басни.


Учащиеся высказывают и отстаивают свое мнение.
Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников.
 
Организация самостоятельной работы учащихся:
Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран (Слайд 13)
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу (Слайд 14)
– Какая пословица подходит к басне и почему?
Рассказ учителя об истории создания памятника баснописца (Слайд 15)

Ученики выполняют задания

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.


Ученики внимательно слушают рассказ о создании памятника в Летнем саду.

Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов с карточками
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Организация оценочной деятельности.
С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно

Высказывания детей.
Учащиеся учатся выслушивать ответы одноклассников.



Самооценка деятельности на уроке.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.