Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с новой частью речи – местоимением.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с местоимением, как частью речи, его ролью в речи;
- развивать умение распознавать местоимение в речи, правильно употреблять их;
- развивать навыки грамотности.
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
- учить проводить сравнение.
- Регулятивные УУД:
- формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
- Коммуникативные УУД:
- формирование умение работать в паре, в группе;
- учить договариваться, приходить к общему решению.
Личностные:
- формировать, положительное отношение к процессу обучению;
- формировать интерес к учебному материалу;
- формирование адекватной самооценки;
- воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Оборудование:
- интерактивная доска ActivInspire;
- пульты для голосования;
- шапочки мышки и лягушки, бейджики;
- карточки для каждой команды, фотографии животных;
- карточки с заданием к стихотворению (для работы в парах);
- УМК «Школа России» учебник русского языка В. П. Канакина В.Г. Горецкий, 2 класс.
Ход урока
I. Организация класса.
(Слайд 1)
II. Актуализация знаний.
Инсценировка сказки «Теремок». (Слайд 2)
Стоит в поле теремок. (Слайд 3)
Он не низок, не высок.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает: (Слайд 4)
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить!
Стали они вдвоём жить. (Слайд 5)
- Откуда эти строчки?
- Чем закончилась сказка?
- Почему?
- Кто запомнил, что говорится о теремке? (Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок.)
- Как вы понимаете, он не низок не высок?
- А на что указывает слово он? (Теремок.)
- Кто продолжит дальше?
- Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка?
- Иди ко мне жить!
- Стали они вдвоём жить.
- Кто называет себя словом я? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка.)
- А почему мышку называют мышка-норушка?
- А лягушка-квакушка?
- К кому обращаются ты? (К лягушке.)
- А кто они стали жить вдвоём? (Мышка и лягушка.)
- Кто запомнил слова, на которые, сейчас мы обратили внимание? (Они, я, ты.)
- Как бы вы их назвали?
- Как вы думаете, как учёные назвали эти слова?
- Мы сегодня узнаем, как называются такие слова.
III. Работа по теме урока.
1. Работа в группах.
Продолжим работу в группах (исследователи, учёные и писатели).
1) Исследователи.
- Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы могучие когти и чуткие уши. Охотится сова вечером или ночью.
- Сова хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником. У неё могучие когти и чуткие уши. Охотится она вечером или ночью.
Задание:
- Что прочитали? Докажите.
- Какой тип речи? Докажите.
- Что общего? Чем отличаются? Докажите.
- Какой текст читать интереснее? Почему?
2) Учёные.
Задание:
- Прочитайте.
- Вставьте пропущенные слова (сова, она, неё, оно, он).
- Сова хищная птица. Из всех видов хищников ... считается лучшим охотником. У ... могучие когти и чуткие уши. Охотится ... вечером или ночью.
3) Писатели.
Задание:
- Рассмотрите картинки.
- Прочитайте слова.
- Соедините слова с картинками.
Проверка.
1) Писатели. (Слайд 6)
- Расскажите, что вы делали?
- Про кого мы можем сказать – я?
- Мы – вместе.
- Как можно про меня сказать? (Вы.)
2) Исследователи. (Слайд 7)
- Сравнивают два текста, доказывают.
3) Учёные (2 группы). (Вывешивают по очереди плакаты с выполненным заданием.)
- Что вы прочитали?
- Докажите.
- Что надо сделать? (На доске тексты двух групп.)
- Сравните 2 текста.
- Чем отличаются?
Физкультурная минутка.
2. Работа по учебнику.
- Перечитайте слова, которые нам помогли составить более яркие тексты?
- Какую работу они выполняют? (На что они указывают?) (Указывают на предмет, но его не называют.)
- Как бы вы назвали такие слова, которые указывают на предмет, но его не называют?
- Вы придумали хорошие названия?
- Как же эти слова назвали учёные, мы узнаем из учебной статьи.
- Откройте учебник по закладке.
- Прочитайте учебную статью. (Слайд 8)
- Что нового узнали? (Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Указывают на предмет, но его не называют.)
(Учитель вытаскивает на интерактивной доске закладки с правильными ответами.)
- Просмотрите учебную статью ещё раз.
- Что ещё мы не сказали про местоимение? (Слайд 9) (Местоимение – это часть речи.)
- Как учёные назвали эти слова?
- Что вы узнали про местоимения?
- Какие местоимения вы запомнили?
- Почему их назвали местоимения?
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах.
- А сейчас продолжим работу в парах.
- Прочитайте.
- Выпишите местоимения.
- Докажите.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
Проверка.
- Заканчиваем.
- Расскажите, что вы делали?
- А сколько местоимений вы выписали?
- Прочитайте.
- Читаем 1 строчку.
- Что вы выписали?
- Послушайте, как я буду доказывать.
- Если я сорву цветок,
- Я, это местоимение, оно указывает на меня, но меня не называет.
- Давайте прочитаем последние 2 строчки вместе.
- Что же произойдёт? (Не будет красоты, не будет доброты, радости, улыбки, цветов.)
- О чём мы должны помнить? (Нельзя рвать цветы.)
- Что же вы узнали сегодня на уроке?
- Продолжаем работать.
2. Голосование.
(Слайд 10)
- Выберите правильное утверждение:
1) Местоимения обозначают предмет.
2) Местоимения указывают на предмет.
3) Местоимения называют предмет.
3. Голосование.
(Слайд 11)
- Выбери столбик, где все местоимения:
1) Он, сосна, ты, я, дом.
2) Я, ты, она, вы, оно, они.
3) Яма, мы, кот, он, сон.
V. Рефлексия.
1. Просмотр отрывка из мультфильма. (Слайд 12)
- Внимательно посмотрите отрывки из мультфильма «Теремок».
- Запишите местоимения.
- Сколько местоимений записали? (Ты, я.)
- Как вы думаете, меня местоимение это или нет?
- Просмотрите следующий отрывок. Выпишите местоимения. (Слайд 13)
- Назовите местоимения, которые вы выписали. (Я, ты, меня.)
- Всех это местоимение или нет? Докажите?
- Какие новые местоимения узнали? (Меня, всех.)
2. Выполнение задания повышенной сложности. (Слайд 14)
- Предлагаю сложное задание.
- Прочитайте.
- Что здесь сложного?
- Потеряно слово.
- Найдите местоимения и составьте слово. (Слайд 15)
VI. Подведение итогов урока.
- Мне очень приятно было с вами работать.
- Какую учебную задачу решали?
- Что вы запомнили про местоимение? (Слайд 16)
- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Покажите его.
Домашнее задание: упр. 173.
(Слайд 17)