Актуальность.
Одним из «уязвимых» является переходный период от дошкольного к школьному детству. Несформированность на предшествующем этапе как необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков, может привести к школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, недисциплинированности. Причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), недостаточное развитие произвольной сферы, несформированность дошкольных видов мышления и недостаточное развитие речевой сферы, внутренней позиции школьника, низкий уровень познавательной потребности и интереса.
На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.
В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе.
Все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования обеспечения успешной адаптации детей к условиям школы.
Гипотеза.
Ребенок успешно адаптируется к новым социальным условиям при переходе в школу при следующих условиях: если у него сформированы следующие интегративные качества:
- физически развитый;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе общепринятых норм и правил поведения;
- способный, решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- имеющий, первичные представления об окружающем мире;
- овладевший, универсальными предпосылками к учебной деятельности;
- овладевший, необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Наиболее яркое проявление данных качеств можно наблюдать в коллективных мероприятиях соревновательного характера.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: содействие адаптации ребенка к новым социальным условиям: к обучению в школе.
Задачи:
- Продолжать формировать компетентность дошкольников:
а) коммуникативную – умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и
неречевых средств, отстаивать свою позицию в совместной деятельности;
б) социальную – умение учитывать желание других людей, способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками
в) интеллектуальную – умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять речевое планирование, проявлять осведомленность в разных сферах жизни;
г) физическую – умение владеть своим телом, различными видами движений, оценивать свой физический облик и заботиться о своем здоровье. - Развивать у детей эмпатию: умение сочувствовать, сопереживать другому человеку, содействовать ему.
- Способствовать развитию у детей способности к созданию нового продукта, отличающегося оригинальностью, вариативностью.
- Воспитывать у детей способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, противоречащих установленным нормам.
- Стимулировать проявление инициативности в разных видах деятельности.
- Развивать у детей самостоятельность и ответственность в решении различных задач.
- Продолжать формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
Цель, поставленная перед детьми: выяснить, как дети готовы к школе.
Срок реализации проекта: с сентября 2011г. по май 2012г.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели подготовительной группы, физинструктор, музыкальный руководитель, родители.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Цель: сбор информации по теме проекта.
Задачи:
- Разработать материально-техническую базу проекта: собрать и проанализировать художественную, научно-популярную литературу для взрослых и детей, пополнить развивающие центры в группах.
- Обобщить методическую литературу по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация» (6-7 лет).
- Разработать конспекты совместной деятельности: спортивного соревнования, интеллектуальной межгрупповой викторины, КВН с играми-соревнованиями социальной направленности; дидактические игры и наглядные пособия.
2 этап. Основной.
Цель: реализация проекта.
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственный | Участники |
1 | Физкультурное соревнование «По дороге в школу» | февраль | Воспитатели подготовительных групп, физинструктор | Дети и педагоги подготовительных групп |
2 | Интеллектуальная межгрупповая викторина «Умники и умницы» | март | Воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель | Дети и педагоги подготовительных групп |
3 | КВН «Скоро в школу» (игры-соревнования социальной направленности) | апрель | Воспитатели подготовительных групп, психолог | Дети и педагоги подготовительных групп |
3 этап. Заключительный.
Цель: представление опыта работы родителям и педагогам ДОУ.
Электронная презентация проекта и выпуск газеты для родителей.
Анализ результатов проекта.
Результатом реализации проекта будет проведенная диагностика, которая покажет уровень готовности детей к школе. Диагностику запланировали провести в 2 этапа: начальную в конце сентября и заключительную в мае, чтобы иметь возможность сравнить результаты работы. За основу критериев был взят «Портрет выпускника», рекомендованный программой «Истоки» с учетом ФГТ.
Критерии оценки дошкольников.
Коммуникация: в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями.
Познание:
- имеет представление о рукотворном мире;
- имеет представление о своем городе, своей стране;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы) для познания окружающего;
- может работать в едином ритме и темпе с другими детьми в группе.
Социализация:
- может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;
- регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил.
Безопасность:
- владеет нормами безопасного поведения, знает, как вести себя при пожаре, наводнении, как вызвать скорую помощь, службу спасения;
- знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.
Физическая культура:
- признаки психомоторного благополучия преобладают над признаками психомоторного неблагополучия;
- перекладывает по-одному двумя пальцами группы мелких предметов в коробку.
КВН «Скоро в школу»
Задачи:
- Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми.
- Формировать умение договариваться.
- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, умение выполнять установленные нормы поведения.
- Продолжать формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности.
Оборудование:
- табло с фишками-оценками для жюри; костюм Кляксы;
- план-схема перекрёстка, где присутствуют проезжая часть, тротуар, здания, в том числе жилой дом и школа, дорожные знаки, светофоры с разным горящим светом; фломастеры;
- разрезные картинки с изображением школьных принадлежностей; карточки по типу «Лото»: 1 большая картинка с изображением пожара и несколько маленьких с изображением действий, совершаемых в данной ситуации; то же самое для ситуации наводнения;
- два конверта, в одном набор карточек с буквами П А Е Л Н, во втором с буквами Р К У А Ч;
- две карточки с вредными советами;
- подарки для участников.
Ход занятия
Звучит музыка, группы входят в зал.
Ведущий приветствует команды: Здравствуйте дорогие друзья, будущие первоклассники! Совсем скоро вы отправитесь в школу. И сегодня мы проведем КВН, в котором команды постараются показать свои знания, смекалку, проявить чувство товарищества, так необходимые в школе. Сегодня в КВН участвуют команды «….» и «….».
Ведущий представляет жюри игры.
Начинаем нашу игру.
Первый конкурс «Приветствие команд».
Первой начинает команда «….», вторая – команда «…..».
Пока жюри обсуждает результаты этого конкурса, проведём небольшую разминку.
Каждой команде раздается несколько разрезных картинок с изображением школьных предметов. Каждый участник команды должен найти, у кого из детей на детали изображен тот же предмет, что и у него, составить общую картинку и сесть вместе с этими детьми.
Таким образом, каждая команда делится на мини-группы, которые в дальнейшем и выполняют по очереди разные задания.
Объявляем результаты конкурса. Слово жюри. Жюри объявляет результаты, обращает внимание на табло. «Где же оценки? Вместо них одна большая клякса!»
Звучит музыка, появляется клякса.
Клякса: Что здесь происходит? Я чувствую, что я заболеваю? В чем дело?
Ведущий: Успокойтесь, пожалуйста. И скажите, кто вы? Почему вы начали болеть?
Клякса: Я король ошибок и опечаток – клякса. Я думал, что вы меня узнали. А начал я болеть потому, что здесь у вас происходит что-то странное, подозрительное, нехорошее, опасное. Вот я и примчался поскорее.
Ведущий: Ты, наверное, ошибся, клякса. У нас все очень хорошо. Мы проводим КВН для детей, чтобы узнать, хорошо ли они готовы к школе. А кроме того, веселимся, радуемся, болеем друг за друга.
Клякса: Значит, вы веселитесь, радуетесь, да еще и дружите?
Ведущий: Да.
Клякса: Это-то и плохо. Я этого просто не переношу. Не дам вам веселиться. Я сам проведу ваш КВН. Задам такие задания, с которыми вы не справитесь. А тогда и вся моя болезнь пройдет.
Ведущий: Ну, хорошо, Клякса. Дам тебе возможность избавиться от болезни. Разрешим тебе провести конкурс «Один дома».
Но сначала послушаем результаты первого конкурса (жюри объявляют результаты).
Клякса: Итак, начинаем конкурс «Один дома».
Команде «….» необходимо разложить по порядку карточки с изображением тех действий, которые необходимо совершать в случае возникновения пожара.
Команде «…..» разложить карточки с изображением действий в случае наводнения.
А я посмотрю, как вы справитесь. Не может быть, чтобы никто не ошибся. Участвует от каждой команды 1 мини-группа. Остальные участники смотрят и после того, как мини-группа разложит карточки, могут проверить правильность выполнения задания. И после этого ответ демонстрируется членам жюри.
Клякса: Ну что, справились! Со следующим заданием точно не справитесь. А это задание «Кто быстрее составит слово о школьных принадлежностях».
Следующей мини-группе от каждой команды дается набор кубиков с буквами (или карточки с пятью буквам):
- П А Е Л Н
- Р К У А Ч
Надо догадаться какое это слово и выложить его для обозрения (пенал, ручка). А можно договориться, какое это слово, встать в колонну и по одному подбегать к мольберту и по очереди выкладывать по 1 букве.
Ведущий: Ой, Клякса! Что-то ты бледнеешь прямо на глазах. Может тебя чернилами побрызгать?
Клякса: Не надо, мне и так хорошо. Пусть жюри подсчитает баллы, а я проведу еще один конкурс.
Ведущий: Попробуй. Следующий конкурс «Правила поведения в школе».
Клякса: Я его сам придумаю. У вас все задания легкие. Я буду читать, а вы объясняйте, правильно это или нет. Капитан следующей мини-группы выбирает того, у кого правильный ответ и кто будет отвечать.
Звучат вредные советы.
Ведущий: Жюри оценивает конкурс» (жюри объявляет результаты 2 конкурсов, общий счет).
Клякса: Что-то мне совсем плохо стало, это вы виноваты, все правильно делаете.
Ведущий: Ну, раз ты себя так плохо чувствуешь, давай я проведу конкурсы, а ты станешь почетным членом жюри. Будешь выставлять оценки на табло.
А мы продолжаем наш праздник. И сейчас одно из самых сложных испытаний «Конкурс капитанов».
Капитанов попрошу выйти на середину зала. Вам вместе с командой в течение трех минут предстоит обсудить и показать ваши действия в следующих ситуациях: «Я заблудился», «Я встретил незнакомого человека». Получайте задания, начинаем.
Жюри оценивает конкурс, объявляет результаты.
Клякса: Ой, не справлюсь я, наверное, с вами. И знаете, вы и поссориться не можете, ну хоть бы одну ошибочку допустили. Придется лекарство пить. А то до табло не дойду» (Выпивает, выставляет оценки).
Ведущий: А мы с вами проводим последний конкурс в нашей игре «Дети на дорогах».
Скоро все вы пойдете в школу. Вам будет необходимо суметь найти дорогу от дома до школы. А пройти ее надо так, чтобы не заблудиться, не попасть под машину, не нарушить правила дорожного движения. Как вы к этому готовы, нам покажет этот конкурс. Я приглашаю от каждой команды по 5 человек, следующую мини-группу.
Задание – нарисовать самый безопасный путь, каким можно дойти от дома до школы. Оценивается скорость и правильность выполнения задания. Начинаем.
Жюри оценивает результаты.
Ведущий: Общий счет мы сейчас увидим на табло. А где же клякса? Куда он делся? Посмотрите, клякса исчез. Только чернильная лужица от него и осталась. Это мы все вместе смогли его победить, потому что вы умеете дружить, договариваться, отстаивать своё мнение, работать в команде, знаете много правил безопасности. Всё это очень пригодиться вам и в школе. А сейчас слово предоставляется нашему жюри.
Объявляются результаты игры, дарятся подарки.
Ведущий: На этом наша игра веселых и находчивых завершилась. До следующих встреч, до свидания!
Литература:
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и дополн./Н.И. Гуткина.- СПб.: Питер, 2006.
- Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. М. 2001.
- Мокан Д.Г. Детский сад и школа: преемственность в работе.//Ребёнок в детском саду. 2004. №2. с.63-68.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. Ростов н/Д: Феникс. 2005.