Музыкальный вечер, посвященный 260-летию со дня рождения Муцио Клементи"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Ход музыкального вечера

Добрый вечер. В нашей музыкальной гостиной, мы проводим вечер, посвященный 260-летию со дня рождения выдающегося композитора и педагога – Муцио Клементи (рисунок 1).

Рисунок 1

У него было много почитателей таланта, он посвятил себя музыке, ученикам, творчеству.

Великий человек, известный и неизвестный...

Муцио Клементи появился на свет 23 января 1752 года в Риме, в семье ювелира – Николо Клементи, страстного любителя музыки. Талант мальчика раскрылся очень быстро: уже в 6 лет Муцио пел по нотам. Отец, Николо Клементи, заметив талант и дарование мальчика, решил, что его сын должен продолжать совершенствовать свое мастерство и в серьез заняться музыкальными занятиями. Для этого он приглашает двух выдающихся композиторов. В возрасте 7 лет, Клементи брал уроки гармонии у органиста Кордичелли, а затем продолжал учиться пению у Дж. Сантарелли. Они взялись заниматься с мальчиком и к 9 годам подготовили его к участию в конкурсе на место органиста, которое тот благополучно и занял.

В 14 лет Клементи отправился в Англию, где выступает с концертами, пользующимися огромной популярностью у публики. А через некоторое время, родители получают уведомление, что их сын получил место капельмейстера итальянской оперы в Лондоне, хотя Муцио нет и 20 лет.

Продолжая совершенствовать свое мастерство игры на фортепиано. Клементи постепенно снискал славу блестящего виртуоза и замечательного педагога.

Как композитор он написал много симфоний, фортепианных концертов, камерно-инструментальных произведений. Центральное место в его творческом наследии занимают фортепианные сонаты. Они охватывают большой временной период. Первые сонаты создавались одновременно с композициями К.Ф.Э.Баха, а последние – с сонатами Шуберта и Вебера. Широко издававшиеся при жизни Клементи в Англии, Франции, Германии, его сонаты в некоторых музыкальных учебных заведениях (например, в Пражской консерватории) подлежали обязательному изучению наряду с произведениями таких признанных музыкальных авторитетов как И.С.Бах и В.А. Моцарт.

В наше время фортепианное творчество Клементи по популярности уступает наследию Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта. Однако интерес к нему в последние годы существенно возрос, что в целом связано с более широким обращением исполнителей к музыке композиторов XVIII века,

В одном из телевизионных интервью Владимир Горовиц говорил о том, что знакомство с сонатами Клементи позволило ему по-новому оценить развитие классической сонаты – от клавирного стиля Гайдна и Моцарта к фортепианному стилю Бетховена, увидеть в музыке Клементи ростки новой техники, нового понимания инструмента, нового инструментального тематизма. И, эти слова, сказанные выдающимся пианистом Владимиром Горовицом, мы можем отнести к следующему произведению.

В исполнении Бобылевой Полины, 2 класс, мы услышим Сонатину до мажор, 1 часть, преп. Максимова М.В.

Время, в которое творил Клементи – это 18 век. Век великих композиторов, а точнее венских классиков. Сам Гайдн жмет руку юному дарованию и обещает успех. И даже Бетховен рукоплещет Клементи. Ну а как же Моцарт?

1781 год...

Клементи путешествует по Европе с концертами.

Он король сонат! Во время первого концертного турне, через Страсбург и Мюнхен, Клементи прибыл в Вену.

Он был на четыре года старше Моцарта и не пользовался в то время большой известностью на континенте. Но молва о нем предшествовала его первому европейскому турне, и император Иосиф Второй (рисунок 2) устроил состязание между первым пианистом Австрии и первым пианистом за ее пределами.

Рисунок 2

Иосиф II горел желанием услышать Клементи и предложить ему померяться силами с Моцартом. На этом состязании, композиторы должны были импровизировать и исполнять отрывки из собственных произведений, оба импровизировали так искусно, что австрийский император Иосиф II объявил ничью. Клементи был искренне поражен импровизациями Моцарта и долго восхищался им, не уставая об этом рассказывать.

А более поздние произведения Моцарта в себя некоторые фортепианные эффекты явно иностранного происхождения, которые появились, скорее всего, под влиянием работ Клементи. А тему Сонаты си-бемоль, которую исполнял в этом поединке Клементи, Моцарт впоследствии использовал в увертюре к «Волшебной флейте».

На сцену приглашается – Юсупова Настя, 4 класс, мы услышим Сонатину соль мажор, 2 часть.

Успех концертного турне способствовал дальнейшей деятельности Клементи на этом поприще, и в 1785 годе он отправляется в Париж, где покоряет своей игрой французскую королеву Марию-Антуанетту.

Музыкальная слава композитора не увядает. Он основывает в Лондоне филармоническое общество и дирижирует симфоническими оркестрами, вносит большой вклад в развитие фортепианного искусства (рисунок 3).

Рисунок 3

Современники называли Клементи «отцом фортепианной музыки». Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, он был блестящим виртуозом, поражал свободой и изяществом игры, четкостью пальцевой техники. Клементи воспитал в свое время целую плеяду замечательных учеников, во многом определивших развитие фортепианного исполнительства на долгие годы вперед, среди них такие известные музыканты, как Фильд, Кленгель, Крамер, Мейербер. Свой исполнительский и педагогический опыт композитор обобщил в уникальном труде «Методика игры на фортепиано», явившемся одним из лучших музыкальных пособий своего времени. Но и до сих пор, каждый ученик современной музыкальной школы знает; для того чтобы эффективно развивать технику игры на фортепиано, просто необходимо играть этюды Клементи. А у Клементи их достаточное количество.

Традиция написания этюдов появилась в начале 19 века, в связи с ростом популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространненым явлением. Это и пьесы Кремера, Карла Черни и Клементи, эти произведения не были предназначены для публичного выступления. Однако вскоре, и при участии Клементи, ситуация изменилась, и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами. Наиболее ценное в творчестве Клементи – этюды, оказавшие заметное влияние на развитие фортепианной техники и формирование фортепианного стиля ряда композиторов первой половины 19в. Широкой известностью пользуется сборник этюдов Клементи «Gradus ad Parnassum» («Ступень к Парнасу»), изданный в 1825 году. Клементи был блестящим виртуозом и с юных лет поражал беглостью и изяществом игры. И сейчас, ученица Гусева Галя, исполнит нам один из этюдов, с которого Клементи начал свой творческий путь.

С 1785 по 1802 год Клементи практически прекратил публичные концертные выступления и занялся педагогической и композиторской деятельностью. Кроме того, за эти семь лет, он основал и стал совладельцем нескольких музыкальных издательств и фабрик музыкальных инструментов.

За пятьдесят лет работы в жанре фортепианной сонаты Клементи сочинил семьдесят четыре сонаты и сонатины. В связи с виртуозной и педагогической деятельностью самого Клементи, а также в соответствии с исполнительской практикой XVIII века, в сонатном творчестве композитора можно выделить две главные разновидности сонат: сонаты для виртуозов, отличающиеся крупными размерами и технической сложностью, и более компактные по размерам и технически несложные сонаты для любителей.

В ранние и зрелые периоды в творчестве Клементи преобладают сонаты бравурного характера, которые изобилуют техническими трудностями, требующие виртуозного исполнения, сонаты торжественного патетического характера. Сонаты, сочиненные в театральном стиле и для любителей – относятся к более позднему периоду его творчества.

Сейчас, мы услышим одну из виртуозных сонат Клементи, которую он сочинил в 1885 году. В исполнении Торгашовой Т.В.

Композитор, опираясь на достижения итал. школы (Д. Скарлатти, П. Парадизи) и Ф. Э. Баха, способствовал утверждению классич. формы фп. сонаты. Большинство его сонат состоят из 3 частей (с развёрнутым финалом, преим. в форме рондо). Они отмечены богатством мелодико-тематич. материала, разнообразием фп. фактуры, интересными тембровыми и динамич. находками, исполнение их требует от пианиста высокого уровня технич. мастерства. Фортепианное творчество Клементи оказало влияние на современников (Й. Гайдна, Л. Бетховена).

Существенное значение для формирования клементиевской фортепианной сонаты имел особый социальный статус Клементи-музыканта. Он получил широчайшую известность в первую очередь не как композитор (и тем более не композитор опер, которые никогда не писал), а как солист-виртуоз. Огромный авторитет в этом качестве обеспечивал ему широкую популярность и как фортепианного педагога. В условиях коммерциализированной концертной жизни Лондона и широкой моды на фортепианную игру, которая обеспечивала постоянный приток учащихся – как потенциальных виртуозов, так и огромнейшего количества музыкантов-любителей – Клементи не нуждался в придворной службе подобно многим его современникам. Став одним из первых свободных художников, он тем самым связал XVIII и XIX век. Виртуозное исполнительство и педагогика были не просто тесно связаны с его фортепианными сонатами, но даже подчиняли их себе. Клементи-виртуозу требовался эффектный концертный репертуар для своих выступлений. Но и конечно, знакомясь с сонатами Клементи, на нашем вечере, его музыку исполняют только начинающие виртуозы.

И на сцену приглашается, один из них, – Никитин Сергей, 4 курс. Сонатина фа мажор, 1 часть, преп. Шабарова Н. Н.

Кроме сонатин, Клементи, принадлежит также ряд фортепианных пьес других жанров, среди них – оратории и увертюры, концерты для фортепиано с концертом, органные и фортепианные пьесы. Свой исполнительский и педагогический опыт Клементи обобщил в труде «Методика игры на фортепиано», явившемся одним из передовых методических пособий своего времени.

В начале лета 1802 года Клементи начал тур по Европе, который продолжался восемь лет. Его первая остановка была Париж. Причины поездки были, прежде всего, коммерческие, т.е. продавать фортепиано и провести переговоры о правах на печатание и продажу новой музыки от различных издательств и авторов. В течение этого времени он также давал много уроков и провел ряд концертов в частных домах. Помимо Джона Фильда, который сопровождал Клементи в Россию и обосновался в качестве учителя музыки генерала Маркловского, учениками Клементи были немецкие пианисты Карл Зойнер, Александр Кленгель и Людвиг Бергер, учитель Мендельсона.

Эти годы Клементи провел в Париже, Вене, Санкт-Петербурге, Берлине, Дрездене, Праге, Цюрихе и Лейпциге, он также побывал в Италии и, конечно, останавливался в Риме, Милане и Неаполе.

Клементи не только композитор, он дирижер, педагог. Также принял непосредственное участие в усовершенствовании фортепианной механики. Как издатель выпустил в свет сочинения современников, в том числе впервые в Англии – ряд произведений Бетховена, а также собственные обработки сочинений композиторов 18 века. В 1823 году Клементи участвовал в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии. Кроме сонатин, Клементи, принадлежит также ряд фортепианных пьес других жанров, среди них – оратории и увертюры, концерты для фортепиано с оркестром, органные и фортепианные пьесы. И сейчас, мы услышим одно из них.

На сцену приглашается Ряхина Юля, ученица 7 класса, преп. Кругляшова Н.Н.
«Вальс»

Виртуозный компонент, оказавший воздействие на всё сонатное творчество Клементи, наиболее мощно проявился в его бравурных и патетических композициях. Уже ор. 2 отчётливо обозначил не только оригинальный стиль клементиевской виртуозной сонаты, но и целую ветвь в развитии романтической разновидности жанра.

Для клементиевской фортепианной сонаты в целом существенны и другие признаки. Связанный с «огненным темпераментом» самого Клементи и – «накаленной» атмосферой публичных концертов особенный эмоциональный строй, которые отвечали требованиям концертной обстановки и спецификой английского фортепиано, для которого сочинял Клементи, фактурные приметы: широкий диапозон звучания и характерная «грузность».

Из итальянских мастеров наибольшее влияние на Клементи оказал Д.Скарлатти. Виртуозный клавирный стиль его композиций явился для Клементи образцом и своеобразным фондом. Творчески его, переработав, он создал собственный новаторский, виртуозный фортепианный стиль.

Мощный художественный авторитет Гайдна и Моцарта обусловил заметное воздействие их сонат на Клементи. Однако, это не затмило собственной творческой индивидуальности композитора, которая оказалась достаточно значимой для того, чтобы заметно повлиять на Гайдна, Моцарта и Бетховена в плане виртуозности и фактурного изложения. А Бетховен под влиянием Клементи даже создает свою бравурную сонату Соль мажор.

В исполнении Телегиной Т.Е. и Иренковой Л.Г., мы услышим, не менее известное произведение Клементи – Сонату № 2, фа мажор.

Сонатное наследие композитора как особое историческое явление в рамках классической сонаты одновременно тесно связано с венской традицией и отлично от нее. Оно дало толчок рождению новой раннеромантической виртуозной сонаты. Сонаты, созданные Клементи в эпоху, когда профессия исполнителя-виртуоза только начала приобретать самостоятельность, сегодня не представляют лишь историческую, «музейную» ценность. Наряду с произведениями других композиторов, окружавших Гайдна, Моцарта и Бетховена, они позволяют если не полностью воссоздать, то, по крайне мере, до некоторой степени ощутить многокрасочность, разнообразие, богатство и плодотворность музыкальной жизни второй половины 18-начала 19 веков, не сводимую к избранному числу признанных шедевров.

Итальянский мэтр умер в 1832 году в Лондоне после непродолжительной болезни в возрасте 80 лет, оставив не только большое состояние, но и великое множество сборников произведений, являющихся величайшими и любимыми не одним поколением.