Цели урока:
- Наблюдение над словами признаками, формирование умения ставить вопросы к словам, отвечающим на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначающие признаки предметов.
- Развитие логического мышления, речи, памяти, творческих способностей, обогащение лексического запаса слов учащихся.
- Формирование интереса учащихся к русскому языку.
Демонстрационный материал: презентация (Приложение).
Раздаточный материал:
- индивидуальные планшетки;
- эскизы деревьев, листочки трех цветов.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Девиз нашего урока (Слайд №2).
- Объясните, как вы понимаете значение этой пословицы?
- Значит, какой будет урок? (Изучение нового.) (Слайд №3)
- Какие основные шаги вы должны сделать при изучении нового? (Самим понять, что мы не знаем, и постараться самим «открыть» новое знание.)
- Наши герои Петя Зайцев, Вова Колесников и Катя Персикова со своими друзьями отправились в осенний лес. (Слайд №4) Посмотрите как красиво. Дети радуются прекрасной погоде. Мальчики и девочки подбрасывают разноцветную листву вверх.
Вот и мы с вами в конце урока тоже должны создать свой лес. Я уже приготовила заготовку. Посмотрите. (Слайд №5) А вы потом наклеите свои деревья. А деревья будут не простые, с помощью них вы будете оценивать свою работу на уроке. Обратите внимание у вас на партах лежат листочки, они разного цвета. (Слайд №6) Зеленый обозначает – «Я все понимаю», желтый – «Я испытываю затруднения», красный – «Мне нужна помощь». После каждого выполненного задания вы должны приклеить листочек на дерево, а мы потом прикрепим все ваши деревья на ватман и у нас тоже получиться осенний лес.
- Теперь точно вы готовы, в путь! А с чего мы должны начать? (С повторения.)
- А все ли мы будем повторять? (Нет, только то, что пригодится для открытия новых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
(Слайд №7) Рассмотрите внимательно иллюстрацию и выпишите в тетрадь по 3 слова, обозначающих предмет, разделив их в 2 столбика. Если вы догадались, как это сделать, то приклейте себе зеленый листочек. Для тех, кто испытывает затруднение подсказка: (Слайд №8) одушевленные и неодушевленные, отвечают на вопросы кто? Что? Прикрепите желтый листочек. Кому нужна помощь – красный...
- Какие вы написали слова? Проверка (Слайд №9).
- Что мы с вами повторили? (Словах, отвечающих на вопрос кто? что?, одушевленные и неодушевленные, обозначают предмет.)
- Давайте ещё раз вспомним, что мы должны знать о словах? (Слайд №10)
- Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)
- Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
- А как вы думаете существуют ли в русском языке слова, которые отвечают не только на вопросы кто? Что? (Слайд №11) Действительно в нашей речи существует множество других групп слов. И сегодня мы познакомимся с новой группой слов, обозначающей признак предмета. Признак – это отличительная черта, та особенность, которая отличает этот предмет от сотен и тысяч ему подобных. Он делает нашу речь более точной, выразительной. Сейчас мы будем наблюдать за этими словами. (Слайд №12)
- Ложится на землю лист. Укрывает её одеялом. Солнышко светит ярко, но
греет уже не так, как летом. Пришла осень.
Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает её теплым одеялом. Милое солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла дождливая осень.
- Какой текст вам понравился больше и почему?
- Подчеркните слова, обозначающие признак.
- Что мы должны узнать? (На какой вопрос отвечают эти слова.) (Слайд №13)
(Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие на карточках.)
- Итак, у кого нет ответа?
- Что показало ваше пробное действие? (Не все смогли справиться с заданием.)
- У кого есть ответ?
(Дети приклеивают листочки на деревья. Учитель фиксирует на доске варианты.) (Слайд №14)
- Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает её теплым одеялом. Милое солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла дождливая осень.
- Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы не все смогли найти слова, подобрать вопросы.)
- Какой же наш следующий шаг на уроке? (Нужно подумать над нашим затруднением.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти слова, обозначающие признак и сказать, на какие вопросы они отвечают.)
- В чем возникло затруднение? (Мы не смогли найти слова, обозначающие признак и сказать на какие вопросы они отвечают.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую же цель мы перед собой поставим? (Найти слова-признаки и сказать, на какие вопросы они отвечают?)
- Сформулируйте тему урока. (Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы.) (Слайд №15)
5. Реализация построенного проекта.
- Сейчас мы должны найти выход из затруднения. Вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать.) Ответственные получают задания. Задания выполняются на планшетках.
Вова Колесников не дописал предложение. Помогите ему его закончить. Вы будете работать по такому плану (Слайд №16):
На улице прекрасн ________ . (Слайд №17)
- Закончить предложение.
- Поставить вопрос к слову прекрасн ________ .
- Выяснить от какого слова поставили.
(Дети работают в группах. Затем ответственные выходят к доске и озвучивают полученный результат. Заполняют схему.)
- На какие вопросы отвечали ваши слова?
(Слайд №18)
- Что можете сказать об «открытии»? (Мы все «открыли» верно, только не еще не научились хорошо находить слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и задавать к ним вопросы.) (Слайд №19)
- Что дальше вы должны сделать? (Тренироваться.)
- За работу в группах вас оценивает ответственный.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Сейчас мы с вами отдохнем, и одновременно будем тренироваться по нашей теме.
а) Физкультурная минутка.
б) Игра «Угадай предмет».
Учитель вызывает одного ученика, дает предмет, а тот должен его описать так, чтобы другие ученики догадались, что это такое. Можно предметы положить в мешочек.
в) Игра группы признаков.
Дети разгадывают кроссворд. (Слайд №20)
- Круглый, квадратный ... (форма).
- Стеклянный, деревянный, ... (материал).
- Ароматный, пахучий ... (запах).
- Большой, маленький, ... (размер, величина).
- Теплая, жаркая, ... (температура).
- Кислый, вкусный ... (вкус).
Проверка (Слайд №21).
б) Учитель заранее выносит задание на доску. Стр. 24 упр. 46 дидактический материал Л.Ю. Комиссарова. (Слайд №22)
- Я видел листву не только золотистую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы…
- Выпишите слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
(Один ученик выходит к доске и выполняет задание с комментированием, остальные учащиеся работают в тетрадях. Также дети оценивают свою работу.)
- Работа в парах стр. 51 упр. 63 (учебник Р.Н. Бунеев, 2012г.).
- Прочитай этот текст без выделенных слов. Поставь вопросы к выделенным словам.
Стр. 51 упр. 63.
- Выполните это задание в парах. Проверка организуется по образцу (Слайд №24). Оценивание деятельности партнера.
- Итак, проверим ваши результаты.
- Кто допустил ошибку?
- В чем она? (Неправильно определили вопросы, …)
- Исправьте ошибки зеленым карандашом.
- Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя, что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Дети самостоятельно выполняют задание в учебнике.)
Стр. 52 упр. 64.
- Запиши слова, которые отвечают на какой?, затем какая? какое? и какие? Подчеркни опасные места.
- Большое озеро, добрый человек, веселые дети, счастливый день, родная сторона.
- Проверьте свою работу по образцу. (Слайд №25)
- Добрый человек, счастливый день, родная сторона, большое озеро, веселые дети.
(Задания проверяются поэтапно. Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки зеленым карандашом.)
- Кто допустил ошибки?
- В чем они?
- Исправьте ошибки зеленым карандашом.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в определении слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?.)
- Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
- Сделайте вывод. (Мы умеем определять слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?) Оценивание своей деятельности.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Найдите №49 на странице 25. Дидактический материал.
- Какое задание нужно выполнить? (Прочитать слова. Записать их парами без ошибок. Найти слова с буквосочетаниями ши, с ь знаком. Подчеркни их.)
Душистый | вода | |
Синее | день | |
Ясный | реки | |
Прохладная | небо | |
Широкие | укроп |
Проверка, оценивание деятельности (Слайд №26).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили на уроке? (Узнать, на какие вопросы отвечают слова – признаки, уметь ставить к ним вопросы.) (Слайд №27)
- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.
- Какой вывод вывод мы сделаем. Давайте сравним его с авторским, стр.52 (учебник Русский язык Р.Н. Бунеев 2012 г.). (Слайд №28)
- Кому из вас удалось сделать «открытие» самому?
- Кто сделал «открытие» сам частично? Что именно?
- Почему только частично?
- Все время в течение урока вы оценивали свою деятельность. Давайте проверим, что у нас получилось.
(Дети выходят к доске и приклеивают свои деревья.)
Учитель делает вывод: Если много зеленых листочков, значит можно двигаться дальше. Если больше «красных», то на следующем уроке необходимо будет вернуться к выполнению подобных заданий.
- Какие еще трудности остались на уроке?
- Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.
Домашнее задание: стр. 53 упр. 66.
Список используемой литературы:
- Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., ПронинаО.В. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательной школы. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. -176с.
- Комиссарова Л.Ю Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2 класса. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/ Под науч. Ред. Е.В. Бунеевой. - Изд. 3-е, испр. – М. Баласс, 2011. -128с.