Решение квадратных неравенств методом интервалов в курсе алгебры 9-го класса

Разделы: Математика


Методом интервалов (иногда его называют также методом промежутков), называется метод решения неравенств, основанный на исследовании смены знаков функции. Данный метод находит применение в широком круге задач, в частности, при решении линейных неравенств, квадратных неравенств, рациональных неравенств

В основе метода интервалов лежат следующие положения:

  1. Знак произведения (частного) однозначно определяется знаками сомножителей (делимого и делителя).
  2. Знак произведения не изменится (изменится на противоположный), если изменить знак у четного (нечетного) числа сомножителей.
  3. Знак многочлена справа от большего (или единственного) корня совпадает со знаком его старшего коэффициента. В случае отсутствия корней знак многочлена совпадает со знаком его старшего коэффициента на всей области определения.
  4. Если строго возрастающая (убывающая) функция имеет корень, то справа от корня она положительна (отрицательна) и при переходе через корень меняет знак.

На изучение темы «Метод интервалов» в курсе алгебры 9 класса отводится 4 учебных часа. Перед данной темой изучается способ решения квадратных неравенств графическим способом.

Уже через несколько уроков графический способ решения квадратных неравенств отходит на второй план, так как в дальнейшем рассматривается решение рациональных неравенств методом интервалов.

При изучении этого способа решения квадратных неравенств ученики испытывают трудности. Лучше всего ребятам предложить алгоритм, в котором сочетаются несколько видов деятельности.

Алгоритм метода интервалов:

  1. Перенести все члены неравенства в левую часть, оставив в правой части неравенства ноль.
  2. Найти корни соответствующего уравнения.
  3. Нанести найденные корни на числовую прямую.
  4. Определить знаки в получившихся интервалах.
  5. Отметить интервал с нужным знаком.
  6. Записать ответ.

Для более успешного изучения темы предлагаются следующие виды работ:

1. Задание на соответствие – «Каждому неравенству поставить в соответствие множество решений, изображенных на рисунке». Данный вид работы позволяет ученикам закрепить навык работы с несколькими числовыми промежутками и отработать части алгоритма метода интервалов: перенести все члены неравенства в левую часть, решить соответствующее уравнение. (Приложение 1)

2. Задание с выбором ответа – тест «Выбери верное решение». Нахождение решения неравенства, по уже изображенным промежуткам. Этот вид работы более сложный. Он позволяет отработать такие этапы алгоритма как: перенести все члены неравенства в левую часть, оставив в правой части ноль и определение знаков в промежутках. (Приложение 2)

Завершает изучение темы самостоятельная работа на несколько вариантов. В этом случае ученикам надо полностью воспроизвести изученный алгоритм решения квадратных неравенств методом интервалов. (Приложение 3)

Литература:

  1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др., Алгебра 9 класс, М., Просвещение, 2010.
  2. Самостоятельная работа «Квадратные уравнения» [Электронный ресурс]. - Методическая копилка учителя математики. Режим доступа: http://www.metodkopilka.com/article.aspx?menuID=6&SubMenuID=23&id=123&SubID=25, - свободный. Дата обращение 08.11. 2012.