Цели:
- Применение построение графиков функций в алгебре и физике.
- Формирование умения строить математическую модель некоторой физической ситуации.
- Расширение круга задач, решаемых с помощью алгебраических методов.
- Развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение основных функций и их зависимость;
- применение построение графиков функций в задачах с физическим содержанием;
- формирование умений устанавливать отношения между предметами;
- применение полученных знаний на практике.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, умения делать выводы;
- развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач с современными требованиями.
Воспитательные:
- Воспитание информационной культуры;
- стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий;
- воспитание умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Знать:
- Основные функций, их зависимость и графики, используемые при решении математических задач;
- Основные понятия, величины и формулы для задач по физике.
Уметь:
- применять эти функции и формулы на практике;
- решать задачи физического содержания.
Тип урока: интегрированный урок использования графиков алгебраических функций при решении задач с физическим содержанием для учащихся 8 класса.
Комплексно-методическое обеспечение: проектор, компьютер, интерактивная доска, задачи и таблицы для учащихся.
План проведения урока.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя .
- Постановка задач и цели урока.
- Устная работа (повторение графиков элементарных функций).
- Решение задач с физическим содержанием.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учителем сообщается тема урока, цель его проведения. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат следующие слова:
“Образование есть то, что остается у человека, когда остальное забывается”.
(Шри Ауробиндо).
II. Систематизация знаний:
Вступительное слово учителя математики: Задания с прикладным содержанием, включенные с 2010 года в экзаменационные варианты ГИА и ЕГЭ по математике представляют собой достаточно широкий круг: это и задачи с экономическим содержанием, и задачи о тепловом расширении тел, о сокращении длины быстро движущихся ракет, об определении глубин колодцев и об исследовании температуры звезд, о проектировании подводных аппаратов, о скейтбордистах и даже о водолазных колоколах. Научиться решать задачи – одна из важнейших целей образования. Овладеть математическими знаниями, позволяющими описывать окружающий нас мир, научиться составлять, анализировать и интерпретировать соответствующие математические модели – наиважнейшая цель математического образования. Помочь, хотя бы немного в этом нелегком труде и призван наш сегодняшний урок.
Вступительное слово учителя физики: Задачи по математике с физическим содержанием представляют интерес и для учеников сдающих ЕГЭ по физике в этих задачах повторяют теоретический и практический материал, который необходим для решения задач уровня “А” и “В”.
III. Устная работа.
Повторение элементарных функций и их графиков.
1. Выберите из предложенных функций:
а) линейную;
б) квадратичную;
в) обратную пропорциональность.
Итак, вспомним характеристики этих функций:
2. Какой функции соответствует график?
3. Из следующих графиков выберите графики линейных функций, графики прямой пропорциональности и графики обратной пропорциональности:
5. Функции прямой пропорциональности.
- У = 2х
- У = -1,5х
- У = 5х
- У = -0,3х
6. Линейные функции, не являющиеся функциями прямой пропорциональности.
1) у = 2х + 3
2) у = 2х – 5
7. Функции обратной пропорциональности.
IV. Решение задач.
Математика – наука прикладная, и сейчас вы рассмотрите применение функций прямой и обратной пропорциональностей на уроках физики.
Задача № 1.
При измерении силы тока, протекающего через резистор, и напряжения на нем получена следующая таблица:
№ | U, В | I, А |
1 | 1 | 0.5 |
2 | 3 | 1.4 |
3 | 4 | 2.1 |
4 | 5 | 2.5 |
Постройте график зависимости силы тока от напряжения I = f (U).
(Ученики строят график зависимости, один у доски.)
Вопросы:
- Какую зависимость I = f (U) мы получили?
- Почему точки не легли на прямую?
- Меняется ли значение сопротивления проводника при изменении напряжения?
- Сопротивление постоянно и равно 1,9 Ом; 2,0 Ом или 2,1 Ом?
- Что надо сделать, чтобы определить R?
- (R= U/J = 4/2 = 2,0 Ом)
- Зависит ли R от U, от J ?
- От чего зависит R пр-ка?
Задача № 2.
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым определяются эти величины.
(Запишите физические величины, соответствующие им формулы и схемы графиков в таблицу.)
Физическая величина | Формула | График функции | Дополнительно |
Физические величины А) Мощность тока |
Формулы 1. q/t |
Проверим результат.
Физическая величина | Формула | График функции | Дополнительно |
Мощность тока | P = I*U | ||
Электр. сопротивление | R = ρ*l/S | ||
Работа тока | A = I2*R*t |
Вывод: Для одной и той же величины имеем разные графические зависимости.
Задача № 3.
В электрическом чайнике находится вода m = 1.5 кг при t1 = 20 °C. Сколько времени потребуется, чтобы ее вскипятить, если работу тока описать с помощью формулы A = 0.140 Т2 кДж? Задачу решить графически. Св = 4200 Дж/(кг °C). Потерями тепла пренебречь.
Т, c | Aтока , кДж |
0 | 0 |
10 | 14 |
20 | 56 |
30 | 126 |
40 | 224 |
50 | 350 |
60 | 504 |
70 | 686 |
80 | 896 |
Дано: m = 1,5кг |
Решение.
Q нагр. = А |
Схематично график будет иметь вид :
Ответ: Т = 60 с
Вопрос. Чем удобны и не удобны графики?
Задача № 4.
Ученик собрал схему, показанную на рисунке, состоящую из источника постоянного напряжения, амперметра и соединительных проводов. Внутреннее сопротивление источника было пренебрежительно мало. В распоряжении ученика имелся омметр для измерения сопротивления реостата при различных положениях его движка.
Перемещая движок реостата при разомкнутом ключе, ученик измерял сопротивление реостата омметром и затем, после замыкания ключа, записывал показания амперметра. На другом рисунке представлены экспериментально полученные точки графика зависимости силы тока I в собранной цепи от сопротивления реостата R.
- Используя данные графика, выберите два верных утверждения.
- Сила тока в цепи прямо пропорциональна сопротивлению реостата.
- Если к отсоединенному от цепи источнику напряжения подключить вольтметр, то он покажет 4,5 В.
- При сопротивлении реостата 60 Ом амперметр покажет силу тока 13,3 А.
- Цепь подключена к источнику постоянного напряжения 450 В.
- Когда сопротивление реостата будет равно 3 Ом, амперметр покажет силу тока 1,5 А.
V. Итоги урока.
Учитель:
Дорогие ребята! Наш урок подходит к концу, мы благодарим вас за работу на уроке. А я еще раз хочу обратить ваше внимание на тему нашего урока “Решение задач с физическим содержанием ”. Таким задачам много внимания уделяется в экзаменационных заданиях и решение этих задач вызывает ряд затруднений, поэтому мы, сегодня уделили внимание именно заданиям такого вида.Рефлексия.
а) Проанализировать вместе с учащимися работу групп, указать ошибки, недочеты,
отметить положительные моменты.
б) Повторить физические и математические формулы, используемые в предложенных
задачах.
в) Выставить отметки за работу на уроке.
Домашнее задание: выполнить индивидуальные задания на листочках.
VI. Литература.
- А.В.Перышкин. Физика – 8, М.:Дрофа, 2011.
- С.М. Никольский. Алгебра – 8, М.:Дрофа, 2011.
- Н.К.Ханнанов. ГИА 2010.Физика: сборник заданий: 9 класс – М.:Эксмо, 2010.
- Л.Э.Генденштейн, А.П.Ершова, А.С.Ершова. Наглядный справочник по алгебре и нач.анализа для 7–11 кл., Москва-Харьков “ИЛЕКСА”2009 г.