Цели:
1. Обучающий аспект:
- учиться оформлять свои мысли в определённом типе речи – рассуждении;
- наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждений.
2. Развивающий аспект:
- развивать логическое мышление на примерах построения рассуждений;
- развивать словарный запас и кругозор на примерах знакомства с видами птиц и этимологическим происхождением их названий.
3. Воспитывающий аспект:
- воспитывать нравственные качества (коммуникативные навыки при работе в группах).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
- Сядет тот ученик, кто назовёт слово, в котором 4-я буква – «Р». (Слайд №1)
Дети встают, приветствуя гостей.
Называют слова (буква и её позиция в слове выбираются учителем).
II. Усвоение новых знаний. Знакомство с новым типом речи – рассуждение.
(Слайд №2)
- Прочитайте три текста (тексты – на листочках у каждого ученика и на слайде).
Учащиеся знакомятся с текстами.
Чтение каждого текста вслух.
Текст 1. Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на белом свете. Почему? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь – сплошная мука. (По Л.Давыдычеву.)
Текст 2. Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.
Текст 3. Каждый человек должен стремиться писать грамотно, потому что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали, – пиши грамотно.
- Определите тему каждого текста и главную мысль. (Слайд №3)
Вспоминают, что такое ТЕМА и ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ текста.
Ответы учащихся:
Тема текста | Главная мысль текста | |
Текст №1. | Несчастный человек. | Если не любишь учиться, то жизнь превратится в мучение. |
Текст №2. | Собаки-водолазы. | Собак-водолазов используют для спасения людей на воде. |
Текст №3. | Грамотное письмо. | Грамотно писать – необходимое умение. |
- Темы текстов и выраженные в них мысли различны. Но в отрывках есть что-то общее. ЧТО?
Высказывания детей.
- Сформулируйте тему урока.
- Тема: «Текст – рассуждение». (Слайд №4)
- Как определите цель урока?
- Учиться рассуждать, правильно строить текст-рассуждение.
Работа в группах.
Задание:
- Прочитать сообщение на стр. 62 учебника.
- Ответить на вопрос: «Как строятся рассуждения?».
- Ответ представить в виде модели.
Дети делятся на группы, повторяют правила работы в группе, выполняют задание.
Предъявление модели текста-рассуждения (группами).
(Слайд №5)
- Все ли эти «ступени» должны обязательно присутствовать в рассуждении? Назовите основные части.
- Основные части: мысль + объяснение.
- Продолжая работать в группах, найдите в наших текстах эти части рассуждения.
Предъявление результатов работы:
Текст № | Мысль | Объяснение | Вывод |
1 | Иван Семёнов – несчастный человек. | Да потому, что ... | Вот и стала для него жизнь ... |
2 | Каждое предложение соответствует части рассуждения. | ||
3 | Каждый человек должен стремиться писать грамотно. | потому, что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. | Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали – пиши грамотно. |
III. Первичное закрепление.
Работа по учебнику (М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»).
1) Упр. № 507 (стр.63).
- Прочитайте задание. Как будете искать рассуждение? Какой части в рассуждении нет?
Запись в тетрадях: Разговаривать на рыбалке нельзя, потому что может услышать рыба. Услышит и уйдёт.
(Слайд №6) Проверка работы с объяснением орфограмм.
2) Упр. №508 (устная работа).
- Прочитайте ещё одно рассуждение. Выделите его части.
Снегирь.
Своё название эта птица получила не за свой цвет. Она не белая как снег. Грудь у
неё красная, спинка – голубовато-серая, а крылья – чёрные.
(По Ю.Дмитриеву.)
- В чём особенность этого рассуждения?
- Построено как отрицание, нет «мостика».
- Где мог бы быть мостик?
- ...не за цвет, а потому что...
- Сделайте вывод.
- Слова «потому что», «так как» не всегда пишутся в рассуждении. Иногда они подразумеваются.
- Какая частица использована в рассуждении? Какое значение она вносит?
- Частица НЕ вносит значение отрицания.
- А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали? (Слайд №7)
Устные ответы детей по правилам построения ответов на вопрос ПОЧЕМУ?
Запись объяснения в тетрадях.
(Слайд №8) Проверка: снегирями этих птиц назвали потому, что они прилетают к нам зимой.
- А знаете ли вы почему птицы поют? (Слайд №9)
Выслушать ответы детей, затем подготовленный ученик читает сообщение:
Во-первых, чтобы возвестить противника, что именно они являются хозяевами
территории. Причем не только гнезда, но и места добывания пищи. Во-вторых, с
помощью красивой песни самец завлекает самку. Самому лучшему певцу достается
самая очаровательная подруга.
- А почему некоторые птицы – перелётные?
Птицы улетают на юг совершенно не потому, что становится холодно. Пух, растущий под оперением, отлично защищает их от мороза. Улетают они из-за куда более важной причины – отсутствия пищи зимой (насекомых, лягушек, грызунов).
- Мы говорили с вами о том, почему снегиря назвали снегирём. А кто из вас знает ещё названия птиц, которые сами говорят о своём происхождении?
Приводят примеры таких названий и пробуют их объяснить (кукушка, ...).
- Как называется словарь, открывающий тайны происхождения слов?
- Этимологический!
Работа со словарём.
- По каким признакам птицы могут получить своё название? Записать ответы детей в таблицу: почему их так называют?
Внешний вид | Поведение | Место обитания | Способ питания | Звукоподражание |
Заполнение таблицы в ходе беседы и прочитанных сведений из занимательного этимологического словаря В.Волиной): «Что это за птицы?».
- Послушайте описание-характеристику, определите название птицы и признак, по которому она его получила:
- Эта птица получила свое название потому, что питается мухами. Но она не просто склевывает их на земле, а ловит. На то она и … (Мухоловка). (Слайд №10)
- Эта птичка постоянно трясёт задней частью своего тела, хвостиком. Слово «подгузник» для её названия – родственник. (Трясогузка.) (Слайд №11)
- Эта птица всю жизнь проводит в камышах, и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. (Камышовка.) (Слайд №12)
- Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. Кончики клюва перекрещиваются. (Клёст.) (Слайд №13)
- Легенда гласит о том, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вытаскивать колючки из тернового венца. Они пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не по силам, и кончики клювов птиц перекрестились. А перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов называют «Христовыми птицами».
(Слайд №14) - А вот еще одна птица – это зяблик. Как вы думаете, почему ее так назвали? Потому что зябнет? Так ли? А что означает слово «зябнуть»?
Задание для групп.
- Составить текст-рассуждение: 1 гр. – о зяблике, 2 гр. – о зарянке, 3 гр. – о канарейке.
Группам даются наборы разрозненных предложений.
Итоги работы групп:
- Прозвали эту птичку зябликом не за то, что она зябнет.
Действительно, русское слово «зяблик» связано со словами «зябнуть», «зяблый» означающими «холод», «стужу».
Птичка эта прилетает ранней весной, когда на полях ещё лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время.
Вот и прозвали птичку зябликом, а она в стужу поёт! - Это имя очень маленькой птички.
Она песней встречает утренние и вечерние зори, когда солнце уже село или ещё не взошло. Грудка у птички одного цвета с зорькой: ярко-жёлто-красная, малиновая.
Потому-то есть у птички и второе имя – малиновка. (Слайд №15) - Эта птица радует нас весёлым пением. (Слайд №16)
Но почему же она «канарейка», а не какая-нибудь «весёлка»?
Дело в том, что родина птицы – Канарские острова. В 15 веке мореплаватели стали привозить их в Европу. Несмотря на разнообразие расцветок, все канарейки – птицы с Канарских островов.
- А сейчас я предлагаю вам самок интересное задание!
- Почему глухаря так назвали? Он что – глухой? (Слайд №17)
(Слайд №18) Чтение текста детьми.
IV. Итог урока.
- Нужно ли уметь рассуждать? Зачем? (В результате рассуждений приходим к выводу, доказываем свою точку зрения.)
- Как нужно строить рассуждение? (Модель.)
- Какую роль в рассуждении выполняет пример, конкретный случай? (Примеры помогают делать рассуждение убедительнее.)
- Кому и где это пригодится?
V. Рефлексия.
(Слайд №19)
Сегодня на уроке я ...
Сегодня на уроке мне было интересно/трудно ...
То, что я узнал(а)/делал(а) на уроке, мне пригодится ...
Всем большое спасибо!