Тип урока: ОНЗ.
Цели урока:
- Сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком.
- Тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости.
- Повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
- Развивать мыслительные операции: аналогию,сравнение, обобщение.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.).
Цель:
- Мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе I.
«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.
- Так давайте начнем с мудрого изречения:
На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает» (читает ученик).
- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?
- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?
- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать проблемы…)
- Вот сегодняшний урок – урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.).
Цель:
- Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
- Повторить знания о мягком знаке-показателе мягкости.
- Организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.
Организация учебного процесса на этапе II.
Откройте тетради и запишите число и классная работа.
Чистописание.
- И вот первая загадка!
- Что могут обозначают эти цифры? (Порядок букв в алфавите.)
- Значит, что должно быть на месте вопроса? (Буква ь.)
- Пропишем строчные буквы в таком же порядке: её и юя ь её и юя ь её и юя ь.
- Что объединяет эти буквы? (Все обозначают мягкость согласного.)
- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и ь.)
- Что вы знаете про мягкий знак? (Не имеет звука, обозначает мягкость согласного.)
- Где может стоять в словах? (На конце и в середине слова.)
- Посмотрите на схему, что она показывает?
- Что мягкий знак стоит в конце слова.
- Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?
- Мягкий знак стоит в середине слова.
- Как называется такой мягкий знак?
- Мягкий знак-показатель мягкости.
- Между какими буквами он стоит во второй схеме?
- Между согласными.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.
- Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, которые подходят под наши схемы. Все записывают в тетради, Саша Б. у доски, объясняя, какое слово ты пишешь и к какой схеме оно подходит. Готовы? Желаю удачи!
- Молоко, медведь, пальто, одежда, тетрадь, ученик, мальчик, морковь.
- Что объединяет эти слова?
- Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь – показатель мягкости, во всех 2 слога.
- На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.
- Одушевленные и неодушевленные предметы.
- Слова с ь в середине и на конце слова.
- Значит где пишется ь – показатель мягкости? (В середине и на конце слова.)
- Запишем еще одно слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают.)
- Покажите, как вы написали?
- Вьюга (вывешиваю один листочек на доске).
- У кого так же написано? Покажите друг другу.
- У кого написано по-другому? Покажите (вюга) – вывесить на доску.
- Что же у нас получилось?
- Слово одно, а записано по-разному.
- А такое может быть? (Нет.)
III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.).
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила о разделительном мягком знаке.
- Согласовать цель урока.
Организация учебного процесса на этапе III.
- Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?
- Непроверяемая безударная гласная, мягкий знак-показатель мягкости.
- Есть ли такая орфограмма в слове вьюга?
- Нет.
- Но мы записали слово по-разному. Что это значит? (В слове есть какая-то орфограмма.)
- Кто знает, что это за орфограмма?
- Какова же цель нашего урока? (Повторить орфограмму о разделительном мягком знаке, построить алгоритм.)
- Давайте разбираться, а тему урока сформулируем позже.
VI. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.).
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания слов с разделительным мягким знаком.
- Согласовать тему урока.
- Зафиксировать алгоритм в знаковой и вербальной форме.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Послушайте, как звучит это слово вьюга.
- Все ли согласные в слове сливаются с гласными?
- Нет. Согласная в и гласная ю читаются не слитно.
- Как это показать на письме?
- Поставить между ними мягкий знак.
- Для чего мы его поставим сюда?
- Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.
- Как мы называем такой мягкий знак? (Разделительный.)
- И тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак.)
- Какова же цель урока? (Повторить написание слов с разделительным мягким знаком.)
- Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!
- Перед какой гласной написали ь? (Перед гласной ю.)
- Перед какими еще гласными пишется разделительный мягкий знак?
-Давайте ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Работа в парах.
- Рассмотрите картинки (стулья, варенье, бельё, ульи).
- Запишите слова на листочки: один записывает, другой проверяет.
- Ваша задача – сделать вывод, когда же пишется разделительный мягкий знак?
- Выберите того, кто у вас будет отвечать. (Спрашиваю 3 ученика.)
Вывод. Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.
(Учитель вывешивает эталон на доску.)
- Сможем ли мы теперь составить алгоритм действий при написании слов с разделительным ь? С чего начинали?
Физкультурная минутка.
V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5мин.).
Цель: зафиксировать способ написания слов с разделительным мягким знаком в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе V.
- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:
- Вставьте слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Объясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.
- На деревьях появились молодые листья. (Один ученик на доске комментирует, остальные в тетради.)
- Муравьи дружно строят свой дом-муравейник.
Весной так чудно поют соловьи. (Устно объяснить, пишут по вариантам.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (4-5мин.).
Цель:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить умение писать слова с разделительным мягким знаком.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм. Желаю успеха!
1 вариант: В лужах купаются воробьи.
2 вариант: Котик пришел к ручью напиться.
- Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.
Проверка.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом.)
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».
- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».
- Очень веселые получились предложения. Ясные и солнечные как весенние дни. Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)
VII. Включение в систему знаний, повторение (4-5мин.).
Цель:
- Тренировать способность находить слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.
- Закреплять умение различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости.
Организация учебного процесса на этапе VII.
1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
2. Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.
3. Выполните упражнение 356, с.77.
- Прочитайте задание.
- Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.
(Два ученика пишут по столбику за доской.)
- Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.
- Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?
- Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?
- Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.
- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».
VIII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.).
Цель:
- Зафиксировать новый алгоритм написания разделительного мягкого знака.
- Оценить результаты учебной деятельности.
- Согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?
- Где пишется разделительный ь?
- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь.)
- Достигли мы цели?
- С какой пословицы мы начали урок? («Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает».)
- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!
- Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях.
- У кого были затруднения в работе? (Дети поднимают руку.)
- Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак ?.
- Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак +.
- Вы научились работать по алгоритму, умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы поднялись на вершину горы. Поставьте знак+.
- Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей.)
Домашнее задание: кто поднялся на вершину горы – дома придумает 5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно – выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).
- Урок окончен. Спасибо за работу!