Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

  1. Сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком.
  2. Тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости.
  3. Повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
  4. Развивать мыслительные операции: аналогию,сравнение, обобщение.

Ход урока

Приложение

I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.).

Цель:

  1. Мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
  2. Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.

- Так давайте начнем с мудрого изречения:

На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает» (читает ученик).

- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?

- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?

- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать проблемы…)

- Вот сегодняшний урок – урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.).

Цель:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
  2. Повторить знания о мягком знаке-показателе мягкости.
  3. Организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе II.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Чистописание.

- И вот первая загадка!

- Что могут обозначают эти цифры? (Порядок букв в алфавите.)

- Значит, что должно быть на месте вопроса? (Буква ь.)

- Пропишем строчные буквы в таком же порядке: её и юя ь её и юя ь её и юя ь.

- Что объединяет эти буквы? (Все обозначают мягкость согласного.)

- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и ь.)

- Что вы знаете про мягкий знак? (Не имеет звука, обозначает мягкость согласного.)

- Где может стоять в словах? (На конце и в середине слова.)

- Посмотрите на схему, что она показывает?

- Что мягкий знак стоит в конце слова.

- Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?

- Мягкий знак стоит в середине слова.

- Как называется такой мягкий знак?

- Мягкий знак-показатель мягкости.

- Между какими буквами он стоит во второй схеме?

- Между согласными.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.

- Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, которые подходят под наши схемы. Все записывают в тетради, Саша Б. у доски, объясняя, какое слово ты пишешь и к какой схеме оно подходит. Готовы? Желаю удачи!

- Молоко, медведь, пальто, одежда, тетрадь, ученик, мальчик, морковь.

- Что объединяет эти слова?

- Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь – показатель мягкости, во всех 2 слога.

- На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.

- Одушевленные и неодушевленные предметы.

- Слова с ь в середине и на конце слова.

- Значит где пишется ь – показатель мягкости? (В середине и на конце слова.)

- Запишем еще одно слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают.)

- Покажите, как вы написали?

- Вьюга (вывешиваю один листочек на доске).

- У кого так же написано? Покажите друг другу.

- У кого написано по-другому? Покажите (вюга) – вывесить на доску.

- Что же у нас получилось?

- Слово одно, а записано по-разному.

- А такое может быть? (Нет.)

III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.).

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила о разделительном мягком знаке.
  2. Согласовать цель урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

- Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?

- Непроверяемая безударная гласная, мягкий знак-показатель мягкости.

- Есть ли такая орфограмма в слове вьюга?

- Нет.

- Но мы записали слово по-разному. Что это значит? (В слове есть какая-то орфограмма.)

- Кто знает, что это за орфограмма?

- Какова же цель нашего урока? (Повторить орфограмму о разделительном мягком знаке, построить алгоритм.)

- Давайте разбираться, а тему урока сформулируем позже.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.).

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания слов с разделительным мягким знаком.
  2. Согласовать тему урока.
  3. Зафиксировать алгоритм в знаковой и вербальной форме.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Послушайте, как звучит это слово вьюга.

- Все ли согласные в слове сливаются с гласными?

- Нет. Согласная в и гласная ю читаются не слитно.

- Как это показать на письме?

- Поставить между ними мягкий знак.

- Для чего мы его поставим сюда?

- Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.

- Как мы называем такой мягкий знак? (Разделительный.)

- И тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак.)

- Какова же цель урока? (Повторить написание слов с разделительным мягким знаком.)

- Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!

- Перед какой гласной написали ь? (Перед гласной ю.)

- Перед какими еще гласными пишется разделительный мягкий знак?

-Давайте ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Работа в парах.

- Рассмотрите картинки (стулья, варенье, бельё, ульи).

- Запишите слова на листочки: один записывает, другой проверяет.

- Ваша задача – сделать вывод, когда же пишется разделительный мягкий знак?

- Выберите того, кто у вас будет отвечать. (Спрашиваю 3 ученика.)

Вывод. Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.

(Учитель вывешивает эталон на доску.)

- Сможем ли мы теперь составить алгоритм действий при написании слов с разделительным ь? С чего начинали?

Физкультурная минутка.

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5мин.).

Цель: зафиксировать способ написания слов с разделительным мягким знаком в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе V.

- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:

- Вставьте слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Объясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.

  • На деревьях появились молодые листья. (Один ученик на доске комментирует, остальные в тетради.)
  • Муравьи дружно строят свой дом-муравейник.

Весной так чудно поют соловьи. (Устно объяснить, пишут по вариантам.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (4-5мин.).

Цель:

  1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
  2. Проверить умение писать слова с разделительным мягким знаком.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм. Желаю успеха!

1 вариант: В лужах купаются воробьи.
2 вариант: Котик пришел к ручью напиться.

- Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.

Проверка.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом.)

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

- Очень веселые получились предложения. Ясные и солнечные как весенние дни. Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)

VII. Включение в систему знаний, повторение (4-5мин.).

Цель:

  1. Тренировать способность находить слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.
  2. Закреплять умение различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости.

Организация учебного процесса на этапе VII.

1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

2. Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.

3. Выполните упражнение 356, с.77.

- Прочитайте задание.

- Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.

(Два ученика пишут по столбику за доской.)

- Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.

- Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

- Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

- Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

VIII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.).

Цель:

  1. Зафиксировать новый алгоритм написания разделительного мягкого знака.
  2. Оценить результаты учебной деятельности.
  3. Согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?

- Где пишется разделительный ь?

- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь.)

- Достигли мы цели?

- С какой пословицы мы начали урок? («Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает».)

- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!

- Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях.

- У кого были затруднения в работе? (Дети поднимают руку.)

- Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак ?.

- Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак +.

- Вы научились работать по алгоритму, умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы поднялись на вершину горы. Поставьте знак+.

- Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей.)

Домашнее задание: кто поднялся на вершину горы – дома придумает 5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно – выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).

- Урок окончен. Спасибо за работу!