Цель:
- Повышение мотивации к учебной и внеурочной деятельности.
- Привлечение родителей к жизни класса.
Задачи:
- провести теоретический обзор по проведению игры, с использованием игровых моментов;
- показать единство требований к организации образовательного процесса на примере игры;
- создать условия для возможности каждому ребёнку быть успешным;
- повышать мотивацию детей к учебным предметам, творческим мастерским и спортивным секциям;
- развивать способности ребёнка посредством игры;
- обучение самооценки и самоконтролю.
- создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей;
- воспитание у детей взаимовыручки, доброты и взаимопонимания.
Диагностика результативности: для определения результативности игры-путешествия используются следующие методы: психологическая диагностика мотивации, педагогическое наблюдение, беседы, опросы, круглые столы.
Предполагаемый результат: предполагается, что применение данной игры поможет создать благоприятный психологический климат в классе, повысит мотивацию к обучению, раскроет таланты детей, поможет формированию у детей таких качеств как отзывчивость, уважительное отношение друг к другу, аккуратность, трудолюбие.
Содержание игры «Таинственная галактика».
Игровые роли:
- Путешественники-космонавты, капитаны космических кораблей – учащиеся класса.
- Командующие космодрома – классный руководитель, воспитатель.
- Руководители космических станций – учителя предметники, педагоги дополнительно образования.
Предварительный этап.
Проведение классного часа на космическую тему (Презентация «Загадки о космосе»), с целью ознакомления ребят с предлагаемой игрой. Знакомство детей с правилами игры. На родительском собрании родители были ознакомлены с данной игрой, с тем чтобы участвовать в ней и помогать своим детям.
Наглядное сопровождение игры-путешествия.
В игре-путешествии для лучшего восприятия активно используются наглядный материал. Во-первых, в классе находятся предметы, связанные с выбранной темой, фото всех планет солнечной системы, тематическая литература, фотоснимки.
Классный уголок оформлен в виде информационного стенда «Покорители космоса», на котором размещена следующая информация:
- Наш весёлый экипаж (общая фотография класса).
- Мы-космонавты (список класса).
- Бортовой журнал (дни рождения детей).
- Руководители космических станций (имена учителей).
- Космические маршруты (расписание уроков и звонков, расписание секций, кружков и творческих мастерских).
- Космические законы (распорядок дня).
- Дежурный на космическом корабле (график дежурства).
- Герои-космонавты (достижения ребят, их победы).
(Приложение 1) Фото классного уголка. Один из самых важных моментов наглядного сопровождения – стенд «Таинственная галактика», этот стенд своего рода игровое поле. Он представляет собой карту.
(Приложение 2) Все детали, используемые на ней съёмные, сделанные из мягкого пластика, что позволяет при необходимости без труда что-то менять и какие-то элементы добавлять.
Описание карты: в космическом пространстве находятся планеты «Лучезарная», «Юных талантов», «Умники и умницы», «Черная дыра». На каждой планете расположены космические станции, они необходимы для более точного анализа:
- Планета «Лучезарная» – станция «Доброты», «Чистоты».
- «Юных талантов» – станция «Творчества», «Спорта».
- «Умники и умницы» – станция «Книголюбов», «Любознаек», «Пятерок».
Каждая станция острова имеет свой символ – космический кристалл. (Приложение 3) В космическом пространстве летают космические корабли с именем учащихся.
Способ оценивания.
На протяжении учебной недели, ученики зарабатывают символы станций и складывают их в контейнеры, для накопления кристаллов. В конце недели на классном часе ребята подсчитывают заработанные бонусы. Затем дети вместе со своим классным руководителем и воспитателем, отправляют космические корабли на соответствующие космические станции: кристаллов какой из станций набрано больше, на ту станцию и отправляется космический корабль. Таким образом, всю следующую неделю корабль каждого ученика находится на станции его достижений.
Разработанный способ оценки включает в себя способность ученика проявить себя в разных направлениях деятельности, анализировать и корректировать свою работу, определять цели и ставить перед собой задачи на будущую учебную неделю.
Описание игры.
Каждая планета несёт в себе определённое направление в воспитании.
«Лучезарная». Задача этой планеты помочь сблизить детей, научить их находить компромиссы в общении, решать возникающие конфликтные ситуации достойно. Также посредством игры можно анализировать степень взаимовыручки и поддержки ребят, что важно не только для организации внеурочной деятельности, но также и для построения уроков. Таким образом, создаются условия для проявления уважения прав каждого ученика, защищённости и поддержки его, терпимости, проявление внимания к личности ребёнка. Задача планеты стимулировать развитие у детей таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.
«Умники и умницы». Задача этой планеты формировать культуру умственного труда учащихся, практически преодолевать учебные затруднения. С помощью наглядности демонстрация достигнутых успехов учащихся. Ее задача привлечь детей к чтению интересной и познавательной литературы, развитию своих интеллектуальных способностей (расширение кругозора).
«Юных талантов». Наша задача использовать творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся. «Остров Юных талантов» взял на себя эту функцию стимулировать активное участие учеников в различных видах досуговой деятельности, т.е. возможность демонстрировать достижения учащихся в развитии их таланта и спортивных навыков. Таким образом, каждый ребёнок старается проявить себя хотя бы в каком-то творческом направлении, кроме того, безусловно, воспитывается справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
«Черная дыра». Черная дыра изображена в черном цвете и притягивает к себе корабли, капитаны которых нарушают правила поведения. Задача капитанов кораблей не приближаться к дыре, т.к. она имеет свойства поглощать всё.
Перспектива развития игры.
Каждый день в течение модуля учащиеся получают картинки кристаллов за определенные достижения и собирают их в контейнеры. В конце каждой недели проводится подведение итогов: подсчет картинок и отправление космических кораблей на определенные станции.
В конце модуля проходит подведение итогов за модуль. Выявляются победители среди детей по каждой станции, вошедшие в пятерку лидеров. Учащиеся награждаются кристаллами разных цветов и видов, в зависимости от станций. За 1 место – 5 кристаллов, за 2 место – 4 кристалла, за 3место – 3 кристалла, за 4 место – 2 кристалла, за 5 место – 1 кристалл. Эти кристаллы дети складывают в свою личную копилку (для каждого ученика приготовлена индивидуальная баночка). Баночки-копилки выставляются на видном месте. (Приложение 4) В результате сравнения детьми копилок, безусловно, повысится готовность детей совершать хорошие поступки, быть добрее и терпимее друг к другу. В конце года задача детей собрать коллекцию кристаллов своих достижений. Эта коллекция позволяет увидеть наглядно работу детей в течение года. Дети делают пластилиновые макеты планет (круглые планеты или шаблоны из пластилиновой основы), оформляют их кристаллами, таким образом получатся планеты достижений каждого ребенка. Макеты планет с кристаллами выставляются в уголке достижений и переходят с детьми в следующий класс.
Работа с педагогами.
В первом модуле задействованы в игре-путешествии «Таинственная галактика» были воспитатель и классный руководитель, постепенно приобщаются педагоги дополнительного образования, которым раздаются картинки кристаллов.
Работа с родителями.
Родителям была предоставлена возможность отмечать успехи детей дома и выдавать им грамоты за определенные заслуги. Эти грамоты зачитывались перед классным коллективом и дети получали соответствующие кристаллы.
Результатом игры стало повышение у детей учебной и вне учебной мотивации, желание с огромным удовольствием посещать школу, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям педагогов, добросовестны и ответственны, переживают, если что-то не получается, но не опускают руки. Игра достигла своих задач и цели.