Цели:
- Ознакомить учащихся с понятием глагол, учить находить глагол среди других частей речи.
- Учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.
- Вырабатывать навыки грамотного письма.
- Обогащать речь учащихся употреблением глаголов.
- Учить формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Оборудование: учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова 2 класс, наглядность, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
(Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки.)
- Грамоте учиться – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек уменьем.
- Ученья корень горек, да плод сладок.
- Объясните значение этих пословиц.
- Какую пословицу выберем для девиза урока?
II. Чистописание.
- Итак, начинаем работать. И, как всегда с минутки чистописания. А зачем этим нужно заниматься? (Правильно, тренируем руку, это необходимо для правильного и красивого письма.)
- Вспомним правила письма:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Поработаем сегодня с двумя буквами (я, м).
- Охарактеризуйте их.
- Запишите эти буквы с предметами, названия которых начинаются на эти буквы.(буква я в соединении с рисунком яблока; буква м в сочетании с рисунком мячика)
III. Актуализация знаний.
- Скажите, к какой части речи относятся слова «мяч, яблоко»? Почему так решили?
- Что вы знаете об имени существительном?
- Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?
- Готовы продолжить работу?
IV. Постановка темы урока.
(На доске записаны слова: рыба, лягушка, летит, лошадь, плывёт, скачет, змея, прыгает, птица, ползёт.)
- Прочитайте слова и распределите их в два столбика, запишите.
- Что вы можете сказать о словах первого столбика?
- К какой части речи они относятся?
- Что вы можете сказать о словах второго столбика? На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
- К какой части речи они относятся?
- На какой вопрос нам предстоит ответить? (Какой частью речи являются эти слова.)
- Какие есть предположения? Как же называется часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? И т.д.
- Глазами проследите путь от цифр до букв и узнаете название новой части речи.
Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить.
Глагольных рифм бракуя роль,
Их гонят вон: - Изыди, голь! –
Но несдающийся глагол
За голом забивает гол.
Он энергичен, многолик.
Глагол, он действовать привык.
Необходим он – вот в чём соль.
Я говорю ему: - Глаголь!
- Как вы понимаете смысл слова глаголь? (Говори.)
- Соедините линией слова, которые называют предмет со словами, которые называют действия этих предметов
V. Физкультурная минутка.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
VI. Первичное закрепление.
- Итак, что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают глаголы?
- Давайте потренируемся в определении глаголов.
1) Работа по учебнику с. 25, у. 40.
Дополнительно:
- Продолжим, на слух назовите и запишите глаголы:
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше;
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
2) Работа по учебнику с. 26, у. 42.
- Подчеркните основу.
Глаголы часто в предложении являются главным членом – сказуемым.
(С. 25 у. 41.)
VII. Итог.
- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы может отвечать глагол?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – и всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу в тетрадях. Нарисуйте на полях смайлик.
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке у меня получилось...
- Сегодня на уроке я узнал...
- На уроке мне понравилось...
- На уроке я сумел...
- Сегодня на уроке у меня не получилось...
IX. Домашнее задание.
Стр. 26, упр. 43 – по заданию.
Молодцы! Спасибо за хорошую работу!