Цель занятия: проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Задачи занятия:
- Совершенствовать правописание парных согласных.
- Совершенствовать фонемные умения.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Формировать общеучебные знания и умения.
- Совершенствовать санитарно-гигиенические требования.
Оборудование (средства) занятия:
- интерактивная доска, учебник В. П. Канакина «Русский язык» – 2 класс, 2 часть;
- опорные карточки с парными и глухими согласными;
- карточки с однокоренными проверочными словами;
- веер и сигнал у каждого ученика, карточки с заданием;
- В. И. Даль «Толковый словарь русского языка».
Ход урока
I. Организация класса.
Анализ тетрадей (1 минута).
- Здравствуйте. Садитесь.
- Откройте тетради.
- Какая сегодня дата?
- Проверьте.
- Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня поработали каллиграфически правильно и грамотно.
II. Актуализация знаний.
1) Мини тест (2 минуты).
(На экране интерактивной доски появляются слова.)
- Стул.
- Этаж.
- Годы.
- Стук.
- Прочитайте слова. (Стул, этаж, годы, стук.)
- Найдите слово, в котором буква не соответствует звуку.
- Докажите.
- В слове этаж слышу звук «ш», а пишу букву ж, потому что в слове этажи, сочетание жи пишу с буквой ж.
- Какие пары по звонкости и глухости вы знаете?
- 1 ученик: б-п, в-ф, з-с, д-т.
- 2 ученик: г-к, ж-ш.
Итог.
- Молодцы, вы назвали все пары по звонкости и глухости, верно нашли слово и доказали его выбор.
2) Работа с цепочкой слов (12 минут).
(На экране интерактивной доски словарные слова с пропущенными безударными непроверяемыми гласными.)
а) Словарная работа.
- Прочитайте.
- Р..бята, за..ц, уч..ник, б..рёзка, п..нал, п..тух.
- Что вы прочитали?
- Прочитай для всех.
- Что общего во всех этих словах?
- Во всех этих словах пропущена безударная непроверяемая гласная.
- Вставьте безударную непроверяемую гласную.
(1 ученик работает на интерактивной доске, остальные показывают букву на веере.)
б) Минутка каллиграфии.
- Проверьте посадку.
- Я напомню, как пишется сочетание бя (кабачок, хвостик, нижнее соединение, лапка, головка и крючок).
- Сочетание бе (кабачок, хвостик, среднее соединение, петелька и крючок).
(Показ учителя с объяснением на интерактивной доске.)
- Повторите эту цепочку ёщё 1 раз.
(Учитель проходит по классу, следит за посадкой, делает индивидуальные замечания.)
Итог.
- Вы старались писать красиво.
III. Самоопределение к деятельности.
в) Письмо по памяти.
- Перечитайте эти слова и постарайтесь запомнить.
- Запишите их по памяти.
(Учитель закрывает слова на интерактивной доске « шторкой».)
- Сколько слов вы записали?
(Учитель интересуется, сколько слов записали сначала слабые ребята, затем средние и сильные.)
- Проверьте по доске. Запомните слова, которые вы не записали.
г) Выделение лишнего слова.
- Ребята, заяц, ученик, берёзка, пенал, петух.
- Найдите среди этих слов лишнее. Докажите свой выбор.
- Лишнее слово петух, потому что ударение падает на первый слог.
- Я считаю лишним слово пенал – это учебная принадлежность.
- Лишнее слово берёзка, потому что в нём есть парная согласная в середине слова.
- В слове берёзка слышу звук «с», а пишу букву з.
(На интерактивной доске появляется изображение берёзки, как только ученик его назовёт.)
Рисунок 1
Рисунок 2
(Учитель над словом берёзка выделяет корень и подчёркивает парную согласную под комментарий ученика.)
- Как проверить парную согласную?
- Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово или подобрать проверочное однокоренное, чтобы после согласной шла гласная или сонорная.
- Подберите проверочные слова.
- В слове берёзовый сочетание зо пишу с буквой з.
- В проверочном однокоренном слове берёзонька, сочетание зо пишу с буквой з.
- В слове берёза сочетание за пишу с буквой з.
(Как только звучит проверочное слово берёза, на экране интерактивной доски появляется рисунок с изображением берёз, в слове берёза выделяется корень, подчёркивается сочетание за учителем под комментарий ученика.)
Рисунок 3
- Ребята, скажите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
- Упражняться в правописании парных согласных.
Итог.
- Мне приятно, что вы нашли лишнее слово и верно доказали парную согласную. Назвали тему урока.
IV. Физкультурная минутка (гимнастика для глаз – 0,5 минут).
V. Работа по теме урока (13 минут).
1) Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 28 упр. 48.
- Прочитайте задание.
- Кому непонятно?
- Приступайте к выполнению.
- Как мы назовем большое дерево, у которого плоды жёлуди?
- Дуб.
- Назовите маленькие деревца, у которых плоды жёлуди?
- Дубки.
(У каждой группы ребят свои карточки.)
- Прочитайте задание.
- Прочитайте слова. Какие слова вам непонятны?
2) Работа над лексическим значением слов.
- Кто может объяснить?
- Дубняк, дубрава.
(Помогают объяснить заранее подготовленные ученики значение слов из толкового словаря В. И Даля.)
- Прочитай лексическое значение слова дубняк.
Дубняк – дубовая роща, дубовый лес.
- Уточните значение слова дубрава.
Дубрава – чернолесье, лиственный лес, как дубняк.
- Приступайте к работе на карточках.
3) Самостоятельная работа на карточках.
Варианты карточек.
Задание 1 (для слабых ребят).
Выпишите проверочные слова: дубок, дуб, дубовый, дубки.
Образец: дубы.
Задание 2 (для средних ребят).
Выпишите проверочные слова: дубочки, дубки, дуб, дубрава.
Задание 3 (для сильных ребят).
Выпишите слова, которые не являются проверочными: дубовый, дуб, дубняк,
дубки, дубочки.
4) Проверка.
(Проверку учитель начинает с сильной группы.)
- Какие вы выписали слова?
Рисунок 4
(Появляется изображение с дубом, учитель под комментарий выделяет корень и подчеркивает парную согласную.)
- Я выписывал слова, которые не являются проверочными.
- В слове дуб слышу звук «п», а пишу букву б.
- В слове дубки слышу звук «п», а пишу букву б.
Рисунок 5
(Учитель под объяснение выделяет корень и подчёркивает парную согласную.)
(Проверка слабых ребят.)
- Какие вам нужно было выписать слова?
- Я выписывал проверочные слова. В слове дубок сочетание бо пишу с буквой б.
- В слове дубовый сочетание бо пишу с буквой б.
(Проверка средних ребят.)
- Какое у вас было задание?
(Карточки со словами учитель вывешивает на доску.)
- Мы выписывали проверочные слова.
- В слове дубочки сочетание бо пишу с буквой б.
- В слове дубрава перед сонорной р пишу б.
- Как же проверить парную согласную?
- Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слова или подобрать проверочное
однокоренное, чтобы после согласной шла гласная или сонорная .
VI. Физкультурная минутка (1 минута).
VII. Задание по выбору (3,5 минуты).
холо.. | руба..ка | |
заво.. | малы..ка | |
бра.. | кру..ка | |
похо.. | ко..ка |
- Прочитайте первый столбик.
- Задание.
- Кто будет работать с этим столбиком должны выписать слова с буквой д.
- Прочитайте слова во втором столбике.
- Ребята, которые выберут второй столбик, будут выписать слова с буквой ш.
- Выберите тот столбик, с которым решили работать. Покажите сигналом.
- Проверяем. Прочитайте слово из первого столбика, которое вы не выписали.
- Я не выписала слово брат, потому что слышу звук «т» и пишу букву т, так как в проверочном слове братик, сочетание ти пишу с буквой т.
- Какое слово вы не выписали из второго столбика?
- Я не выписал слово кружка, потому что в проверочном однокоренном слове кружечка, сочетание же пишу с буквой ж.
Итог.
- Молодцы, вы самостоятельно справились с заданием по учебнику, верно, назвали лишние слова и доказали.
VIII. Рефлексия (7 минут).
1) Составление предложений.
- Рассмотрите рисунок.
- Составьте предложение.
Рисунок 6
(Ребята предлагают свои варианты предложений.)
- На опушке зеленеют две берёзки и дубы.
Рисунок 7
- Что же произошло на рисунке?
- Пошёл дождь.
- Составьте предложение.
- Вдруг неожиданно начался дождь.
- Зелёные деревья стоят под дождём.
- А хотите услышать моё предложение?
- В лесу зашумел тёплый дождь.
2) Запись предложения под диктовку.
- Давайте это предложение запишем под диктовку.
- Найдите слова с парной согласной.
- Докажите.
- В слове дождь слышу звук «ть», а пишу букву д, потому что в проверочном слове дожди сочетание ди пишу с буквой д.
Итог.
- Вы составили интересные предложения и правильно доказали орфограмму.
3) Работа в парах (6 минут).
(Работа с текстом загадки.)
Рисунок 8
- Прочитайте вполголоса.
- Прочитай для всех.
- Что прочитали?
- Загадку.
- Докажите.
- Предмет описывается, но не называется.
- Перечитайте ещё раз. Докажите отгадку словами из текста.
- Я думаю, что это земляника (черника, клубника...).
- Горошки на короткой ножке это черника (клубника, земляника); люди проходят мимо наклоняются, чтобы сорвать её.
- Как можно клубнику, землянику, чернику назвать одним словом?
- Ягода.
- А как мы назовём маленькую ягоду?
- Ягодка.
Рисунок 9
(Ученик на интерактивной доске штампом печатает землянику.)
- Работаем в парах.
- Найдите в тексте загадки слова с парной согласной.
- Докажите.
- В слове горошки слышу звук «ш» и пишу букву ш, сладкие слышу звук «т», а пишу д.
- В слове короткой слышу звук «т», и пишу букву т, ножке слышу звук «ш», а пишу букву ж.
- В слове близко слышу звук «с», а пишу букву з, низко пишется буква з, слышится звук «с».
IX. Подведение итогов урока (2 минуты).
- Чем занимались? Что понравилось?
- Какое настроение?
- Весёлое.
- Радостное.
- И на нашем рисунке выглянуло солнышко.
Рисунок 10
(Выставление оценок.)
9. Домашнее задание.
Выполнить упр. 48 (с. 28).
- Мне приятно было с вами работать.
- Спасибо за урок.