Урок русского языка "Заглавная буква". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: формирование умений и навыков.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению правила написания слов с заглавной буквы.

Задачи:

  • формировать у учащихся умения и навыки написания слов с заглавной буквы;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся по изучаемой теме;
  • развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
  • прививать любовь к родному языку и интерес к изучению предмета
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент - Ребята, поднимите руки, кто из вас любит играть. Сегодня у нас необычный урок. Урок-игра  
Мотивация к учебной деятельности - Каждая группа получает кубики с буквами. Из этих кубиков вы должны составить слово.

- Прочитайте, какие слова у вас получились.

- Прочитайте фразу, которая получилась. Это и будет темой нашего урока.

- Каковы цели урока?

- Что вы знаете о заглавной букве?

Ребята составляют из кубиков слова.

Ученики читают.

Страна Больших Букв

Рассказывают правила написания слов с заглавной буквы, приводят примеры.

Актуализация знаний - Послушайте стихотворение:

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

- Что нового открыли для себя из этого стихотворения?

- Вот сегодня на уроке и подведём итог тому, какие слова пишутся с большой буквы и почему.

- А помогут нам в этом грамматические игры.

- Играем в игру “Пятнашки”. Вы знаете правила этой игры? Расскажите.

- На карточках записаны слова. Вам надо переставить карточки так, чтобы из этих слов получились предложения.

душистая лугу На трава
щебечут В птицы саду

- Какие предложения у вас получились?

- Какое правило необходимо знать, чтобы записать ваши предложения? Запишите в тетради.

- Проверяем с помощью схем предложений.

(по одному ученику с каждого варианта)

 

 

 

 

 

 

 

Делятся своими открытиями.

 

 

 

Дети знакомятся с правилами игры “Пятнашки”

У каждого ребенка лежат карточки (по вариантам).

Ребята выполняют работу самостоятельно.

Читают.

Записывают в тетради составленные предложения, вспоминают правила написания предложений (начало и конец предложений)

Формирование, закрепление умений и применение их в стандартных ситуациях Теперь предлагаю сыграть в литературную викторину.

Отгадайте имя сказочного персонажа.

  • В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая- маленькая, всего в один дюйм (2,54 см). Её так и прозвали…(Дюймовочка).
  • Девочка, беленькая, как комок, говорит старикам: “я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…”(Снегурочка)
  • Как зовут малышей- коротышек из сказки Н.Носова “приключения Незнайки и его друзей”? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…)
Предполагают и отгадывают.
- Почему их так зовут?

Запишите в тетрадь каждый своё имя. Каким правилом должны воспользоваться?

Между живущих людей безымянным

никто не бывает

вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

имя своё от родителей в сладостный дар получает…

Записывают.
- А вы знаете, почему вам даны такие имена? Что значит ваше имя?

В древности имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда- то человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье, его называли Перва или Первой, второй - Второй или Вторак, третий - Третьяк…Давалось имя по внешнему виду: Черныш или Чернавка - по цвету волос или кожи, мал - за малый рост. Имя могло выражать черту характера или поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна; время от рождения в году: Зим, Вешняк(родился весной).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря.

Учащиеся рассказывают о своих именах, что оно означает. Почему им даны такие имена.
- Играем в следующую игру, которая называется

“Я знаю пять имён”. Я называю имя и бросаю мяч, тот, у кого окажется мяч, должен повторить имя, которое назвала я и назвать другое имя и т.д.

- Отгадайте ребусы, и вы узнаете, как зовут детей. Запишите их имена в тетрадь. Подчеркните орфограмму, над которой сегодня работаем на уроке.

Игра с мячом.

 

 

Дети выполняют работу.

- У вас у каждого на парте лежат карточки. Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля,
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко
- Отыскалась твоя серёжка.

Ребята выполняют работу в карточках, которые находятся у каждого ученика на парте.
- Какие слова подчеркнули, почему?

- А теперь играем в “прятки”.

- Отыщите в записи два слова, которые спрятались среди букв.

Гсвурфамилиянскдотчествошжчп

Отчество к человеку переходит от отца, а фамилия от родителей и обозначает его принадлежность к определённой семье.

Проверяют свою работу.

 

 

Ребята отыскивают в записи слова ФАМИЛИЯ ОТЧЕСТВО

Физкультминутка Физкультминутка  
Творческое применение знаний и умений. - Продолжаем игру. Играем в “Паровозики”.

На доске записаны исходные слова, каждое слово имеет свой шифр. По номерам вагонов попробуйте, составьте фразы, используя шифр.

Исходные слова шифр

  • Дмитрий 1
  • Петрович 2
  • Глушков 3
  • рабочий 4

Ребята составляют фразы, записывают в тетради.
- Послушайте стихотворение

Утёнок - Уточкин!
Цыплёнок - Курочкин!
Щенок - Собачкин!
Жеребёнок - Клячкин!
Барашек - Овечкин!
А я? - Человечкин!

- Попробуйте, образуйте и запишите птичью фамилию, фамилию, образовавшуюся от названия дерева, от профессии.

- Каким правилом воспользовались, чтобы записать правильно фамилии?

Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красавица синичка
Как напишешь клички?

- А теперь послушайте сказку.

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
А ещё - два козла -
Сивка да Бурка!

 

 

 

 

 

Ребята составляют фамилии, записывают их в тетрадь.

- Что заставило вас улыбнуться? Давайте наведём порядок и воспроизведём всё правильно.

- А о чём вам говорят вот эти слова: Москва, Волга, Сосновка

Отвечают.

Кошка - Мурка, курица - Хохлатка, корова - Бурёнка, собачка - Жучка.

- Запишем под диктовку предложение.

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Подчеркните орфограмму, с которой мы сегодня работаем на уроке.

- Когда и какие слова пишутся с большой буквы?

- Ребята, кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец- это фамилия или отчество?

Пишут под диктовку. Обозначают орфограммы.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…

- Как же звать героя по имени - отчеству? Вам предлагаю прочитать былину об этом герое - богатыре, и вы узнаете о подвигах этого богатыря, и почему ему дана такая фамилия.

Предположения детей

 

 

Илья Иванович Муромец

Рефлексия учебной деятельности - На ваших тетрадях прикреплены буквы. Посмотрите, одна из них заглавная, другая- строчная. Если у вас всё получалось на уроке и вы запомнили, какие слова пишутся с заглавной буквы, то поднимите заглавную букву, а если что-то ещё не получается, тогда поднимите строчную букву.

- Закрыв ваши тетради, вы узнаете, что обозначают ваши имена.

На обложке тетради читают информацию о значении своего имени.
Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. - Что нового открыли для себя на уроке? Чем поделитесь со своими родителями и друзьями? Ответы детей.

Литература

  1. Г.А.Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте” Москва,Владос,2002
  2. Н.М.Бетенькова “Конкурс грамотеев”, Москва, “Просвещение”,1995
  3. Е.В.Карпова”Дидактические игры в начальный период обучения”,Ярославль, “Академия развития”,1997