Цели:
- Расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам;
- Развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
- Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Используемые технологии:
- Дифференцированное обучение;
- ИКТ- технологии;
- Проблемное обучение;
- Элементы развивающего обучения.
Ход урока
1. Оргмомент. (слайд 1)
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами хорошо, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Мотивация.
- Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина и скажите, о каком времени года идёт речь?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- А что говорится в этом отрывке об осени? (слайд 2)
- Осень - чудесная пора! А. С. Пушкин очень любил это время года. И эти строки станут эпиграфом нашего урока. А урок у нас будет осенний. (слайд 3)
3. Каллиграфическая минутка.
- Догадайтесь, с какой буквой будет связана минутка чистописания: она находится в первом предложении нашего эпиграфа. Эта буква обозначает согласный, парный глухой, твёрдый звук.
- па
- пе
- пё ...
- Определите порядок букв в данной цепочке.
(В данной цепочке написана строчная буква п. Потом пишутся гласные, идущие в алфавитном порядке).
- Напишите эту цепочку.
4. Орфографическая работа.
- Ребята, а чем вам нравится осень? (Слайд 4)
(Ответы детей).
- По картине составьте предложение.
(Ответы детей, затем появляется предложение).
Осенний ветер срывает последние листья с деревьев.(слайд 5)
- Докажите, что это предложение.
- Спишите предложение. Выполните синтаксический разбор .
- Укажите части речи в этом предложении.
- Над именем существительным в начальной форме поставьте галочку. (Ветер)
- Почему слово “ листья” не подходит, ведь оно отвечает на вопрос “ что?”
- А слов какой части речи больше в данном предложении?
У. Что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное – это самостоятельная часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа. (Непостоянный признак).
5. Физкультминутка. (слайд 7)
6. Словарная работа. (в этот момент 3 ученика
работают с карточками) – (слайды 8 – 12)
Записываем отгадки в тетрадь:
соловей, яблоко, помидор, петух, воробей, язык, березы, корова, ножницы, молоко.
Отмечаем все орфограммы. Подчеркните полногласные сочетания в словах.
Вспомните слова, в которых есть неполногласные сочетания. (врата, град, злато)
7. Работа с темой урока. (слайд 13)
Постановка проблемы.
Работаем с последними 4-мя словами: берёзы, корова, ножницы, молоко.
К какой части речи относятся все эти слова? (Имена сущ.)
Назовите окончания данных существительных.
Почему в словах одной и той же части речи разные окончания? (Разное грамматическое значение: род, число)
Определите род имен существительных. (в слове “ножницы” не получается - сталкиваются с проблемой)
Измени число существительного “молоко” (не получается)
8. Постановка учебной задачи.
В русском языке много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача- раскрыть ещё одну тайну русского языка: Изменение имен существительных по числам. Всегда ли это возможно?
9. Решение учебной задачи.
Открываем учебники на стр.61 упр.180. Сравните свою гипотезу с объяснением в учебнике. Дополните примерами.
В каком числе при данных именах существительных будут употребляться имена прилагательные? Составьте словосочетания.
Работа в тетрадях: тёмные очки, быстрые санки, острые ножницы.
10. Вывод. (слайд 14 – 15)
11. Итог урока.
Какой вывод сделаем? (слайд 16)
- Мне было трудно...
- Мне понравилось...
- Я сегодня узнал ...