Проект "Умное поколение"

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Это важно потому, что полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

Настоящий проект стал необходимой частью программы развития Центра дополнительного образования детей и предусматривает возможность, даже в непростых условиях современного бытия, решать задачи общественной необходимости – сохранять интеллектуальный потенциал нации, республики, района. Проект “Умное поколение” предусматривает специальную работу с одаренными детьми и с детьми с признаками одаренности в дополнительном образовании с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее способных дошкольников, способствовать их развитию, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений.

В основу проекта легли: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, работы А.И. Савенкова, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, посвященные проблеме поиска, диагностики, отбора, поддержки и защиты одаренных детей.

1. Постановка проблемы

Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Дело в том, что интеллектуальные и творческие достижения детей имеют не просто личностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих одаренности ребенка, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом и их личностного развития.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. В последнее время термин “одаренность” получил общественное признание. Признание социальной значимости проблемы развития и обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению.

К группе одаренных детей с признаками одаренности могут быть отнесены:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития, при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
  • Дети с необычайно ранним проявлением высокой познавательной активности и любознательности, которая дает постоянный стимул к развитию способностей;
  • Дети с высокой концентрацией внимания и оперативной памятью;
  • Дети с богатым активным словарем, быстротой и оригинальностью вербальных (словесных) ассоциаций;
  • Дети с выраженной установкой на творческое выполнение заданий;
  • Дети с развитым творческим мышлением и воображением, с хорошей памятью;
  • Дети с повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа (практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных: условия задачи предполагают существование лишь одного “единственно верного ответа, который может быть вычислен путем логических рассуждений, на основе использования усвоенных правил и алгоритмов). Главная особенность дивергентных задач (а это проблемные, творческие задания) в том, что они допускают множество правильных ответов с выбором самого эффективного, оригинального.

К началу 21 века стало все более очевидно, что прогресс человечества невозможен без программы сохранения интеллектуального генофонда наций и народов. То, что это проблема не только российская, но и международная, отражено в Конвенции о правах ребенка (1989 г.), где подчеркивается, что государства-участники признают права ребенка на образование, поощряют различные формы образования, направленные на развитие личности, умственных и физических способностей в их полном объеме.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема качества образования, создания и развития личностно-ориентированного образования для детей с высоким уровнем интеллекта.

Развитое творческое мышление относится к числу безусловных ценностей, признаваемых в мировой культуре. Однако нельзя не заметить, что в рамках отечественной образовательной традиции доминирует представление о том, что творческое мышление – естественный результат правильно организованного обучения, направленного на усвоение учебного материала (знаний, умений, навыков). А в мировой педагогической мысли процесс развития творческого мышления уже давно стремится к автономизации от классического обучения.

Развитие творческого (критического, рационального и др.) мышления – одна из самых популярных идей в зарубежной педагогике, особенно в последние десятилетия. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска.

Среди наиболее известных концептуальных моделей – “структура интеллекта” Дж. Гилфорда. Дж. Гилфорд предложил разделять конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление (схождение) имеет место тогда, когда необходимо выбрать из множества альтернативных решений единственно верное. Дивергентное мышление – это мышление, “идущее в различных направлениях” (Guilford, 1967). Оно способствует поиску разнообразных возможностей. Именно с этим типом мышления Гилфорд и связывает креативность.

Данная модель является прекрасной базой для разработки программ как диагностики мышления, так и конкретизации того, что собственно подлежит развитию. Эта модель много лет используется как базовая в ряде американских школ и детских садов, прежде всего для одаренных детей.

Получили известность и распространение другие варианты концептуальных решений: в 60-е годы В. Лоунфельд, А. Осборн, Д. Маккинон, К.Тейлор и др.; в 80-90-е годы - Дж. Гудлз, Дж. Рензулли, П. Торренс и другие.

В последние годы это направление стало активно развиваться в отечественной педагогике. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Развитие мышления является также важной частью начального обучения. Варианты концептуальных подходов к разработке программ предложено многими известными отечественными учеными. Это Л.А. Вегнер, А.Л. Вегнер, Н.Е. Веракса, Н.В. Дубровина, О.М. Дьяченко, А.З. Зак и др. На пути созданий этих программ возникает ряд сложностей (проблем): это и структурирование материала, и различный уровень интеллектуально-творческих способностей детей, что требует предельно индивидуализированного подхода. Он не может быть предписан в некоем общем документе, который и принято считать программой в отечественной педагогической традиции.

2. Цель проекта и задачи

Цель: Поиск и развитие потенциально одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в соответствии с их психофизическими особенностями в студии “Я – Мыслитель” для дошкольников при Центре дополнительного образования детей.

Задачи проекта

  • Создать максимально благоприятные условия для оптимального интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей в студии “Я - Мыслитель” для дошкольников.
  • Разрабатывать и внедрять новые программы и проекты для работы с одаренными детьми.
  • Удовлетворять потребности в дополнительных образовательных услугах; а именно: запросы семей на раннее развитие интеллектуальных способностей детей.
  • Развивать интеллектуально-творческие способности детей дошкольного возраста.
  • Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

3. Управление и кадры

4. Содержание и механизм реализации проекта

4.1. Одна из главных задач по реализации проекта – создание условий для оптимального развития детей с ярко выраженными способностями, включая детей, чья одаренность в данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Для работы в свете проекта “Умное поколение” мною были составлены следующие программы:

I. Программа по развитию интеллектуального мышления “Я – Мыслитель”, которая состоит из следующих блоков:

Развитие у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей (анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) - совместный проект Института “ Открытое общество” и Министерства образования РФ, который представил 12 видов поисково-творческих занимательных задач неучебного содержания (автор А. Зак).

Интеллектуальные игры (шахматы, русские шашки, уголки и другие логические игры на шахматной доске).

Игровые занимательные задачи: задачи геометрического характера, игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игра “Танграм”, задачи на развитие концентрации внимания, логические задачи, невербальные и конвергентные задачи на поиск закономерностей), игры-головоломки, цифровое судоку, игры с буквами и словами и другое.

Выходом данной программы является проведение мною ежегодной Интеллектуальной олимпиады “Умницы и умники” для дошкольников (стала традиционной в Мирнинском районе Р. Саха (Якутия) - с 2008 года). Цель данных Олимпиад - выявление неординарных способностей ребёнка дошкольного возраста. Сама готовлю Положение и задания.

II. Программа учебно-исследовательской деятельности дошкольников “Удивительный мир”.

Основной ожидаемый педагогом результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Выходом данной программы является проводимый мною районный Конкурс детских исследовательских работ дошкольников “Первый шаг” (апрель 2009 года, март 2010, апрель 2011г.). В настоящее время идет подготовка к четвёртому Конкурсу детских исследовательских работ дошкольников “Первый шаг”.

Все Программы ориентированы на развитие детей в соответствии с требованиями ФГОС и психофизическими особенностями дошкольников.

5. Сроки реализации проекта

Проект “Умное поколение” создан мною в апреле 2007 года. Тогда же и была создана мною студия “Я – Мыслитель”. Проект является долгосрочным.

6. Механизмы реализации проекта по этапам

Необходимо на каждый учебный год рассматривать новые этапы проекта, мероприятия по реализации, ресурсное обеспечение и сроки.

7. Работа с родителями

Работа с родителями очень важна: необходимо оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи. Необходима организация работы родительского университета по вопросам воспитания одаренных детей. Также важно привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

8. Оценка результативности проекта

Работа с дошкольниками с признаками одаренности в свете проекта “Умное поколение” позволит усилить внимание к таким детям.

Позволит также:

  • воспитать одаренных учащихся за счет интеграции ДОУ с системой дополнительного образования;
  • организовать групповую форму обучения, развития и индивидуальное обучение детей.

Анкетирование родителей позволит сделать правильный вывод о необходимости данного вида работы с высокомотивированными детьми.

9. Предполагаемый результат

По мере реализации данного проекта предполагаем:

  1. Создание на базе ЦДОД Первой ступени “Школы Интеллект” при ЦДОД - “Центра для одаренных детей дошкольного возраста” (детей с признаками одаренности).
  2. Преодоление инерционности в существующих ДОУ, стремящихся в массе своей качественно развивать и обучать всех дошкольников без учета конкретных реалий (на базе ДОУ).
  3. Создание лаборатории творческой одаренности.

10. Бюджет проекта

Важным этапом в реализации проекта является его материально-техническое обеспечение. Это:

  • оснащение кабинета студии;
  • комплектование библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой;
  • компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
  • обеспечение необходимыми для работы материалами в помощь педагогу для реализации программ.

11. Жизнеспособность проекта

Проект крайне важен в наши дни, т.к. в современных российских условиях весьма актуальна проблема выявления, развития и социальной поддержки одаренных детей, подростков и старшеклассников. Одаренные люди – национальное достояние страны. Они играют исключительную роль в повышении экономического, социального и духовного благополучия общества.

Приложение.

Список литературы

Психологическая литература:

  1. Зак А., “Развитие у детей интеллектуальных способностей у детей 5-7 лет”, М., Н. школа, 2010 г.
  2. Савенков А.И. “Одаренные дети в детском саду и школе” М., ACADEMIA, 2000г.
  3. Савенков А.И. “Детская одаренность: развитие средствами искусства” М., 1999г.
  4. Савенков А.И. “Одаренные дети” М., Прогресс, 1991г.
  5. Савенков А.И. “Я – Исследователь”, Самара, 2008 г.
  6. Савенков А.И. “Детское исследование как метод обучения старших дошкольников” - лекции, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2007 г.
  7. Дружинин В.Н. “Диагностика общих познавательных способностей”

Педагогическая литература:

  1. “Народное образование” № 9, 2006 г.
  2. “Образование в современной школе” №7, 2004 г.
  3. Панов В. “Не только дар, но и испытание” “Директор школы” №3, 2000 г.
  4. Президентская программа “Одаренные дети”
  5. “Дошкольное воспитание” №2,8,5 – 2005 г; №6 2003 г.; №1 2001г.; №8 2000г.; №№10,2 1999г.; №10 1998 г.
  6. Рабочая концепция одаренности “Министерство Образования Р.Ф.”, 1998 г.
  7. Сборник “Опыт работы с одарёнными детьми в современной России”, Москва, 2003 г.
  8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.