Занятие по обучению рассказу

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

  • Составлять сравнительные описательные рассказы о животных с опорой на план, схему.
  • Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
  • Находить сходства и различия в предметах и объектах.
  • Активизировать словарь по теме “Животные”.
  • Подбирать слова-признаки к слову.
  • Развивать внимание, наблюдательность детей.
  • Развивать логико-математические представления у детей через дидактические игры.

Ход занятия

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель. Дети мы с вами поиграем в игру “4-ый лишний”, будьте внимательны.

  • Лев, жираф, белый медведь, слон.
  • Зебра, Африка, носорог, бегемот.

Воспитатель. Правильно выделили 4-го лишнего. А теперь подумайте, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? (о животных холодных и жарких стран).

Дети подходят к столу, где разложены картинки с изображением животных холодных и жарких стран, изображением вниз.

Дети берут и раскладывают картинки соответственно тому, где стоят иллюстрации с изображением Севера и Африки.

Детям задают вопросы:

  • Как животные приспособились к жизни в суровом, холодном, северном краю? У всех этих животных густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет меха делает их незаметными на снегу. В самые голодные и холодные месяцы медведь спит.
  • А если животных севера привезти к нам летом? Хорошо им будет? ( Нет, им будет жарко).
  • Почему все эти животные обитают только в тёплых странах? Потому что, они не приспособлены к жизни там, где летнее тепло чередуется с зимними морозами. У них нет густой шерсти, подкожного жира.

Па другом столе разложены картинки с изображением травы, мяса, мясо и трава, ягод.

Задание детям: распределите животных соответственно тому, кто, чем питается.

Вопросы к детям:

- Почему ты положил сюда льва, ... волка? (Потому, что они питаются другими животными). Значит, эти
животные - кто? (Хищники).

- К кому нужно отнести медведя? (К всеядным).

- Почему? Зимой наиболее лёгкая добыча для медведя - погибшие тюлени. Летом медведи ловят рыбу, песцов и едят растительную пищу: ягоды, мхи, водоросли, лишайники.

- Почему бегемота, слона, жирафа... ты положил к рисунку с травой? (Потому что эти животные питаются травой, листьями деревьев). Как называют животных, питающихся травой? (Травоядные.)

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, на какое домашнее животное они похожи? (Львы, тигры, гепард, леопард похожи на домашнее животное - кошку.)

- Домашняя кошка маленькая, а это какие кошки? Большие кошки; все они относятся к семейству кошачьих. Они охотятся, подкрадываются, нападают.

- А чем отличается кенгуру от других животных? (У неё на животе есть сумка для детёныша.)

- Как мы можем назвать это животное?

- Оно какое? (Сумчатое.)

Детям предлагается сесть на стульчики.

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру “Загадки”.

Один ребёнок загадывает животное и описывает его (можно предложить схему), а остальные дети отгадывают, о ком он говорит. (3-4 чел.)

Воспитатель. Мы рассматриваем животных на картинках, а где их можно увидеть живыми? (В зоопарке.)

Игра “Зоопарк”.

На доске висят иллюстрации с изображением животных. По колличеству детей.

Сосчитать сколько всего клеток? (10)

Кого, в какой клетке по счёту вы видите? (Во второй клетке я вижу льва.)

Затем предлагается детям составить рассказ - сравнение о животных (тоже даётся схема).

Одному ребёнку предложить выбрать животное Севера, а другому - Африки. По очереди.

Например “Белый медведь и жираф”.

  • “Белый медведь - это северное животное”
  • Жираф - южное животное.

Итак, по всем пунктам описательного рассказа:

Чем питается? (травоядное или хищное).

Окраска шерсти (медведь белый; жираф - рыжий с тёмными пятнышками)

У медведя толстая шкура, а у жирафа - тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа - длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа - копыта. После этого задания предложить одному, двум детям составить рассказ-сравнение о животных Севера и жарких стран.

Предлагаю детям вопросы:

- Нуждаются ли животные в защите? (Да)

- Почему? (их становится меньше от истребления).

- Что сделали учёные для того, чтобы животных не истребляли? (Создали красную книгу, в которую записывают исчезающих животных и на животных из этой книги запрещено охотиться).

- Назовите животных, которые внесены в красную книгу. Белый медведь, песец, морж, тюлень; крокодил, тигры, страусы.

- Какие ещё существуют красные книги?

(Всемирная красная книга, компьютерная, электронная красная книга).

- Почему книга “Красная?” (Это предупреждение, что описанные в ней виды растений, животных требуют постоянной охраны).

Конец занятия.