Задачи.
- Составлять сравнительные описательные рассказы о животных с опорой на план, схему.
- Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
- Находить сходства и различия в предметах и объектах.
- Активизировать словарь по теме “Животные”.
- Подбирать слова-признаки к слову.
- Развивать внимание, наблюдательность детей.
- Развивать логико-математические представления у детей через дидактические игры.
Ход занятия
Дети стоят полукругом около воспитателя.
Воспитатель. Дети мы с вами поиграем в игру “4-ый лишний”, будьте внимательны.
- Лев, жираф, белый медведь, слон.
- Зебра, Африка, носорог, бегемот.
Воспитатель. Правильно выделили 4-го лишнего. А теперь подумайте, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? (о животных холодных и жарких стран).
Дети подходят к столу, где разложены картинки с изображением животных холодных и жарких стран, изображением вниз.
Дети берут и раскладывают картинки соответственно тому, где стоят иллюстрации с изображением Севера и Африки.
Детям задают вопросы:
- Как животные приспособились к жизни в суровом, холодном, северном краю? У всех этих животных густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет меха делает их незаметными на снегу. В самые голодные и холодные месяцы медведь спит.
- А если животных севера привезти к нам летом? Хорошо им будет? ( Нет, им будет жарко).
- Почему все эти животные обитают только в тёплых странах? Потому что, они не приспособлены к жизни там, где летнее тепло чередуется с зимними морозами. У них нет густой шерсти, подкожного жира.
Па другом столе разложены картинки с изображением травы, мяса, мясо и трава, ягод.
Задание детям: распределите животных соответственно тому, кто, чем питается.
Вопросы к детям:
- Почему ты положил сюда льва, ... волка? (Потому,
что они питаются другими животными). Значит, эти
животные - кто? (Хищники).
- К кому нужно отнести медведя? (К всеядным).
- Почему? Зимой наиболее лёгкая добыча для медведя - погибшие тюлени. Летом медведи ловят рыбу, песцов и едят растительную пищу: ягоды, мхи, водоросли, лишайники.
- Почему бегемота, слона, жирафа... ты положил к рисунку с травой? (Потому что эти животные питаются травой, листьями деревьев). Как называют животных, питающихся травой? (Травоядные.)
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, на какое домашнее животное они похожи? (Львы, тигры, гепард, леопард похожи на домашнее животное - кошку.)
- Домашняя кошка маленькая, а это какие кошки? Большие кошки; все они относятся к семейству кошачьих. Они охотятся, подкрадываются, нападают.
- А чем отличается кенгуру от других животных? (У неё на животе есть сумка для детёныша.)
- Как мы можем назвать это животное?
- Оно какое? (Сумчатое.)
Детям предлагается сесть на стульчики.
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру “Загадки”.
Один ребёнок загадывает животное и описывает его (можно предложить схему), а остальные дети отгадывают, о ком он говорит. (3-4 чел.)
Воспитатель. Мы рассматриваем животных на картинках, а где их можно увидеть живыми? (В зоопарке.)
Игра “Зоопарк”.
На доске висят иллюстрации с изображением животных. По колличеству детей.
Сосчитать сколько всего клеток? (10)
Кого, в какой клетке по счёту вы видите? (Во второй клетке я вижу льва.)
Затем предлагается детям составить рассказ - сравнение о животных (тоже даётся схема).
Одному ребёнку предложить выбрать животное Севера, а другому - Африки. По очереди.
Например “Белый медведь и жираф”.
- “Белый медведь - это северное животное”
- Жираф - южное животное.
Итак, по всем пунктам описательного рассказа:
Чем питается? (травоядное или хищное).
Окраска шерсти (медведь белый; жираф - рыжий с тёмными пятнышками)
У медведя толстая шкура, а у жирафа - тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа - длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа - копыта. После этого задания предложить одному, двум детям составить рассказ-сравнение о животных Севера и жарких стран.
Предлагаю детям вопросы:
- Нуждаются ли животные в защите? (Да)
- Почему? (их становится меньше от истребления).
- Что сделали учёные для того, чтобы животных не истребляли? (Создали красную книгу, в которую записывают исчезающих животных и на животных из этой книги запрещено охотиться).
- Назовите животных, которые внесены в красную книгу. Белый медведь, песец, морж, тюлень; крокодил, тигры, страусы.
- Какие ещё существуют красные книги?
(Всемирная красная книга, компьютерная, электронная красная книга).
- Почему книга “Красная?” (Это предупреждение, что описанные в ней виды растений, животных требуют постоянной охраны).
Конец занятия.