Из опыта проблемного обучения на уроках географии в 6-х классах

Разделы: География


Уровень современной науки и производства требует подготовки людей с развитыми творческими способностями. Отсюда и одна из основных задач школы - целенаправленное развитие мышления школьников, формирование у них умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Среди различных средств активизации познавательной деятельности учащихся проблемное обучение, на мой взгляд, наиболее эффективное средство. Ученику в условиях проблемной ситуации приходится работать очень напряженно. Выдвинув какое-то предположение (гипотезу), он должен ее обосновать. А это требует критического подхода к любому явлению и способствует логическому развитию мысли учащихся.

Вопросами проблемного обучения наша школа занимается давно. Практика показывает, что большинство уроков и даже тем можно давать проблемно. Так, общая проблема темы “Атмосфера” в шестом классе вытекает из всей логики ее содержания и методики изучения. Что такое атмосфера, как ее изучают, каково ее значение для природы Земли и для деятельности людей? Эта тема изучается на нескольких уроках, на каждом из которых ставится и решается определенная частная проблема.

Например, урок по теме “Температура воздуха” я начинаю с вопроса. Земля получает тепло от Солнца. Следовательно, чем ближе к Солнцу, тем теплее. Почему же на вершинах высоких гор лежат снега, а летчики, совершая полеты на большую высоту, надевают теплую одежду?

Проблемное обучение можно организовать двумя способами: излагать учебный материал или организовать самостоятельную работу учащихся в условиях предварительно созданной проблемной ситуации. Практически на одном уроке никогда не используется какой-то один способ, а чаще сочетаются несколько способов, в зависимости от поставленной цели урока. В географии чаще всего применяется сочетание проблемного изложения учебного материала с системой поисковых задач, но бывают и другие сочетания. Например, система задач и бесед хорошо сочетается с проблемным изложением. Именно так я даю урок по теме “План местности” в шестом классе.

Основное отличие проблемного изложения от обычного состоит в том, что в первом случае имеется хотя бы попытка ученика проанализировать ситуацию и сформировать основной вопрос.

Проблемное изложение по своей структуре и уровню познавательной деятельности учащихся бывает неоднородным. Можно выделить три вида проблемного изложения, так как любой учебный материал можно изложить учащимся с различным уровнем проблемности.

Первый вид проблемного изложения характеризуется тем, что учитель включает в изложение целый ряд информационных вопросов и создает проблемные ситуации. Учитель объясняет материал и показывает способы анализа проблемной ситуации и формулировки проблем. Он сам отвечает на поставленные вопросы, сообщает главные выводы. Ученики же проявляют усиленный интерес к учебному материалу и пытаются самостоятельно решить некоторые вопросы, но им не хватает знаний или исходного материала, который и предстоит получить.

Второй вид проблемного изложения характеризуется системой информационных и проблемных вопросов. Материал делится на части, в каждой из которых создается проблемная ситуация. Учитель показывает логику исследования поставленного вопроса учеными в истории науки, т.е. пути научного открытия. Учащиеся привлекаются к анализу фактичного материала и совместному обобщению. Усваивая логику изложения, они пытаются подражать этому образцу, пытаются формулировать проблему и решать ее.

Третий вид проблемного изложения отличается от второго не только наличием системы информационных и проблемных вопросов, но и организацией небольших творческих самостоятельных работ учащихся. Путь к истине учащиеся ищут вместе с учителем.

Таким образом, выбор способа организации процесса обучения зависит от методов преподавания, дидактической цели, содержания учебного материала, степени подготовки учащихся.

Проблемное изложение учит доказательности в ответах, и это превращает знания в убеждения, учит мыслить научно, диалектически, обеспечивает повышенный интерес к ученому материалу, имеет большое воспитательное воздействие, позволяет широко использовать межпредметные связи, шире использовать свой жизненный опыт, учит самостоятельности в получении знаний, развивает навыки и умения по анализу различных карт атласа и т. д.

Научившись самостоятельно добывать знания из различных источников, владея определенными навыками, ученики всегда смогут их использовать и в будущей своей работе.

Пример проблемного вопроса и задания к теме “Литосфера” (география, 6 класс).

Цель - показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ. Наряду с традиционными проблемными заданиями приводятся примеры таких учебных проблем, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др. Наряду с уроками, на которых решению проблемы отводится лишь часть учебного времени, показаны возможности осуществления проблемного подхода к изучению всей темы в целом. В этом случае формулируется основная проблема ко всей теме, затем она подразделяется на ряд частных проблем, которые решаются на отдельных уроках по изучению этой темы. Решение каждой частной проблемы представляет собой определённый шаг в решении основной проблемы.

Тема, класс Проблемные вопросы и задания Место постановки в учебном процессе Деятельность учащихся
Литосфера 6 класс 1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? В процессе изучения темы “Породы, слагающие земную кору”. Учитель организует работу учащихся с образцами горных пород и минералов, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему 1. На основе работы с минералами и горными породами приходят к выводу о разнообразии горных пород и минералов.

2. Осознают поставленный вопрос.

3. Под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразие горных пород, усваивают приём их классификации

2.Каковы причины разнообразия залегания горных пород? Перед изучением темы “Движения земной коры”.

Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему

Целенаправленное восприятие нового материала.

Решение основного и частных вопросов темы.

Осознание причин и следствий изучаемых явлений