Цели:
- Развитие письменной и устной речи, наблюдательности, способности самостоятельно мыслить, доказывать, выявлять существенные признаки.
- Научить составлять план и использовать его при письме, определять тему и основную мысль сочинения, членить текст на абзацы.
- Воспитывать внимательное отношение к кошкам.
Оборудование и наглядность:
- Магнитофонные записи: “Черный кот”
- Фотографии и иллюстрации кошек
- Индивидуальные карточки (для слабых) с опорными словами.
- Памятка “Как писать сочинение”
- Презентация к уроку
План урока
1. Организационный момент:
а) загадка о кошке
б) песня Кота Леопольда
в) сообщение темы, постановка учебной задачи
2. Сбор дополнительного материала
а) приметы, связанные с кошкой
б) случаи из жизни кошек.
3. Составление плана и словарно-орфографическая работа.
4. Музыкальная физкультминутка
5. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная помощь учителя
6. Итог.
Заслушивание сочинений, стихотворения “Кошка первой входит в дом”.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение темы урока
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы
У него усы, как спицы
Он мурлычит, песнь поет,
Только мышь его боится...
Угадали? Это ....(кот)
(выход ученицы в образе кота с песней)
“Звезды спят на крыше,
Дети спят в кроватке,
Рыжий кот – мурлыка
Вышел на карниз.
У него на лапках рыжие перчатки,
У него на шее синий бантик-кис!
Вместо микрофона хвост берет Мурлыка
Песенка не новая, но зато своя.
Кис –кис- мяу –вот и вся музыка,
Кис –кис –мяу – вот и все слова
- Вот таким же веселым и интересным будет наш урок, и тема сочинения “Моя любимая кошка”
Обратимся к памятке по написанию сочинения.
Памятка по написанию сочинения:
1. Сбор материала.
2. Составление плана.
3. Работа над построением предложений.
4. Творческое письмо.
5. Проверка.
2. Сбор материала
- Что же вы знаете о четвероногом домашнем животном, который стал членом семьи? (Заслушивание детских сообщений)
Приметы о кошке
“В России в новый дом пускают перед собой кошку на счастье, но были для них и плохие времена. Когда свирепствовала холера, хоронили заживо 8 кошек у въезда в деревню, чтобы уберечься от болезней.
Кошка – лучший друг моряков, в плавании она смягчает тоску о доме.
А две с половиной тысячи лет назад кошек использовали на войне. У египтян кошка считалась священным животным. А Персы, которые воевали против египтян брали кошку на руку вместо щитов и лат, и египтяне боялись поранить священное животное, поэтому персы продвигались вперед. Если египтянин убивал кошку даже нечаянно, его приговаривали к смерти. Когда кошки умирали, египтяне погружались в глубокий траур и сбривали себе брови в знак глубокой печали”.
Есть немало интересных случаев из жизни кошек.
Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но был случай, когда в квартиру ворвался грабитель и стал бить хозяйку, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо набросился на врага и, издавая дикие вопли, царапал бандита, который едва смог убежать.
В блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобождения в городе были полчища крыс. Котенок стоил 500 рублей, а килограмм хлеба 50 рублей. Специально в Ленинград доставили 2 эшелона кошек.
Кошка - хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит, снижается давление, уходят тревоги.
Люди любят кошек просто за их грациозность, преданность.
3. Составление плана и словарно-орфографическая работа
- Вот как много интересного мы узнали об этом животном, а сейчас нам предстоит составить план, чтобы вы смогли последовательно и красиво изложить на бумаге свои мысли.
- Начните сочинение с того, что будете описывать внешние данные вашей кошки: лапки, глазки...(выход ученицы)
Я – умный кот, Ростом с комод,
Усища с аршин,
Глазища с кувшин,
Хвост трубой – Вот я какой!
- А теперь давайте послушаем какая у вас кошка?
Используйте сравнения например “лапки как подушечки”. (Ответы детей)
Работа над построением предложений.
- Как озаглавим первый пункт плана?
1) Портрет моего друга.
(выход ученицы)
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет
Отгадайте правда ли? (нет)
Что любит, и не любит ваша кошка? Кого любит? Что вас забавляет в ней? Как она охотится или ленится? Расскажите смешную историю. Напишите так, чтобы ваш любимец понравился нам.
Вот об этом вторая часть и назовем мы ее...
2) Член семьи.
Используйте для рассказа слова-помощники.
На доске:
Любимец, четвероногий друг, хищница, энергичная, неутомимая, породистая, игривая, грациозная, ночной охотник.
- Как вы понимаете слово “игривая”?
Игривый – легкомысленно-весёлый, шаловливый
Посмотрите в словаре определение слову грация.
Грация – изящество, красота в движении.
- Что означает грациозная? (по отношению к кошке)
- Обратите внимание на следующее: в этой части вы должны аргументировать, доказывать, отвечать на вопрос: “Почему она такая?” Например: она ласковая, любит, когда ее гладят.(ответы детей)
А 3 часть будет сюрпризная. Назовем мы ее
3) Признание.
- А в чем вы хотите признаться пусть будет секретом. Над этим вы дома подумаете. А для тех ребят, которые умеют сочинять небольшие стихи, можно закончить сочинение четверостишьем.
4. Музыкальная минутка отдыха под песню “Черный кот”
Ребята выполняют за “кошечкой” танцевальные движения
5. Самостоятельная работа и помощь учителя
-Помните, что каждую часть начинаем писать с “красной строки”.
Некоторые ребята в помощь получат индивидуальные карточки с опорными словами.
Индивидуальные карточки
Острые зубки, мягкая шерсть, нежные лапки, ходит бесшумно, резвится, машет хвостом, охотница
Для остальных ребят слова-помощники на доске.
6. Итог
- Кто может зачитать отрывок из сочинения (ответы детей)
Показ фото “Кошка плачет”
- А почему кошка плачет, узнаем, прочитав стихотворение
“Кошка первой входит в дом”
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем:
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит.
Все мяукает котенок
Во дворе под кустом
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку
Что позвали кис-кис
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
- Как нужно относится к четвероногим друзьям?
- Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем.
Помните слова: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.