Урок развития речи. Сочинение "Моя любимая кошка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие письменной и устной речи, наблюдательности, способности самостоятельно мыслить, доказывать, выявлять существенные признаки.
  • Научить составлять план и использовать его при письме, определять тему и основную мысль сочинения, членить текст на абзацы.
  • Воспитывать внимательное отношение к кошкам.

Оборудование и наглядность:

  • Магнитофонные записи: “Черный кот”
  • Фотографии и иллюстрации кошек
  • Индивидуальные карточки (для слабых) с опорными словами.
  • Памятка “Как писать сочинение”
  • Презентация к уроку

План урока

1. Организационный момент:

а) загадка о кошке

б) песня Кота Леопольда

в) сообщение темы, постановка учебной задачи

2. Сбор дополнительного материала

а) приметы, связанные с кошкой

б) случаи из жизни кошек.

3. Составление плана и словарно-орфографическая работа.

4. Музыкальная физкультминутка

5. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная помощь учителя

6. Итог.

Заслушивание сочинений, стихотворения “Кошка первой входит в дом”.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока

Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы
У него усы, как спицы
Он мурлычит, песнь поет,
Только мышь его боится...
Угадали? Это ....(кот)

(выход ученицы в образе кота с песней)

“Звезды спят на крыше,
Дети спят в кроватке,
Рыжий кот – мурлыка
Вышел на карниз.
У него на лапках рыжие перчатки,
У него на шее синий бантик-кис!
Вместо микрофона хвост берет Мурлыка
Песенка не новая, но зато своя.
Кис –кис- мяу –вот и вся музыка,
Кис –кис –мяу – вот и все слова

- Вот таким же веселым и интересным будет наш урок, и тема сочинения “Моя любимая кошка”

Обратимся к памятке по написанию сочинения.

Памятка по написанию сочинения:

1. Сбор материала.

2. Составление плана.

3. Работа над построением предложений.

4. Творческое письмо.

5. Проверка.

2. Сбор материала

- Что же вы знаете о четвероногом домашнем животном, который стал членом семьи? (Заслушивание детских сообщений)

Приметы о кошке

“В России в новый дом пускают перед собой кошку на счастье, но были для них и плохие времена. Когда свирепствовала холера, хоронили заживо 8 кошек у въезда в деревню, чтобы уберечься от болезней.

Кошка – лучший друг моряков, в плавании она смягчает тоску о доме.

А две с половиной тысячи лет назад кошек использовали на войне. У египтян кошка считалась священным животным. А Персы, которые воевали против египтян брали кошку на руку вместо щитов и лат, и египтяне боялись поранить священное животное, поэтому персы продвигались вперед. Если египтянин убивал кошку даже нечаянно, его приговаривали к смерти. Когда кошки умирали, египтяне погружались в глубокий траур и сбривали себе брови в знак глубокой печали”.

Есть немало интересных случаев из жизни кошек.

Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но был случай, когда в квартиру ворвался грабитель и стал бить хозяйку, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо набросился на врага и, издавая дикие вопли, царапал бандита, который едва смог убежать.

В блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобождения в городе были полчища крыс. Котенок стоил 500 рублей, а килограмм хлеба 50 рублей. Специально в Ленинград доставили 2 эшелона кошек.

Кошка - хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит, снижается давление, уходят тревоги.

Люди любят кошек просто за их грациозность, преданность.

3. Составление плана и словарно-орфографическая работа

- Вот как много интересного мы узнали об этом животном, а сейчас нам предстоит составить план, чтобы вы смогли последовательно и красиво изложить на бумаге свои мысли.

- Начните сочинение с того, что будете описывать внешние данные вашей кошки: лапки, глазки...(выход ученицы)

Я – умный кот, Ростом с комод,
Усища с аршин,
Глазища с кувшин,
Хвост трубой – Вот я какой!

- А теперь давайте послушаем какая у вас кошка?

Используйте сравнения например “лапки как подушечки”. (Ответы детей)

Работа над построением предложений.

- Как озаглавим первый пункт плана?

1) Портрет моего друга.

(выход ученицы)

Любит кошка на обед
Виноград и винегрет
Отгадайте правда ли? (нет)

Что любит, и не любит ваша кошка? Кого любит? Что вас забавляет в ней? Как она охотится или ленится? Расскажите смешную историю. Напишите так, чтобы ваш любимец понравился нам.

Вот об этом вторая часть и назовем мы ее...

2) Член семьи.

Используйте для рассказа слова-помощники.

На доске:

Любимец, четвероногий друг, хищница, энергичная, неутомимая, породистая, игривая, грациозная, ночной охотник.

- Как вы понимаете слово “игривая”?

Игривый – легкомысленно-весёлый, шаловливый

Посмотрите в словаре определение слову грация.

Грация – изящество, красота в движении.

- Что означает грациозная? (по отношению к кошке)

- Обратите внимание на следующее: в этой части вы должны аргументировать, доказывать, отвечать на вопрос: “Почему она такая?” Например: она ласковая, любит, когда ее гладят.(ответы детей)

А 3 часть будет сюрпризная. Назовем мы ее

3) Признание.

- А в чем вы хотите признаться пусть будет секретом. Над этим вы дома подумаете. А для тех ребят, которые умеют сочинять небольшие стихи, можно закончить сочинение четверостишьем.

4. Музыкальная минутка отдыха под песню “Черный кот”

Ребята выполняют за “кошечкой” танцевальные движения

5. Самостоятельная работа и помощь учителя

-Помните, что каждую часть начинаем писать с “красной строки”.

Некоторые ребята в помощь получат индивидуальные карточки с опорными словами.

Индивидуальные карточки

Острые зубки, мягкая шерсть, нежные лапки, ходит бесшумно, резвится, машет хвостом, охотница

Для остальных ребят слова-помощники на доске.

6. Итог

- Кто может зачитать отрывок из сочинения (ответы детей)

Показ фото “Кошка плачет”

- А почему кошка плачет, узнаем, прочитав стихотворение

“Кошка первой входит в дом”

Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем:
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит.
Все мяукает котенок
Во дворе под кустом
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку
Что позвали кис-кис
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.

- Как нужно относится к четвероногим друзьям?

- Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем.

Помните слова: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.