Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.
Задачи:
- Показать значение воды в жизни человека
- Воспитать рачительное отношение к пресной воде
- Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью
- Содействовать развитию навыков совместной деятельности
Оборудование: презентация “Вода-источник жизни”
Ход занятия
Слайд №1 “Вода – источник жизни”
Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” Антуан де Сент-Экзюпери
Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.
Слайд №2-№3 “Всемирный день воды”
Учитель: Всемирный день водных ресурсов, проводящийся ежегодно 22 марта, является уникальной возможностью напомнить всему человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?
Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.
Слайд №4
Ученик:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни”
Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода?
(выслушиваются ответы учащихся)
Слайд №5 “Сколько воды необходимо для производства еды?”
Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.
Ученица: Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.
- Регулирует температуру тела.
- Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
- Помогает преобразовывать пищу в энергию.
- Помогает усваиваться питательным веществам.
- Защищает жизненно важные органы.
- Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.
Слайд №6 “Интересные факты о воде”
Ученик: Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.
Слайд №7 “Почти четверть мировых запасов воды сосредоточено в России”
Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?
Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.
К чему может привести такое безответственное поведение?
При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.
Ученица: В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Она предусматривает такие меры:
- рациональное использование водных ресурсов;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- повышение уровня защищённости водных ресурсов;
- принятие законодательных актов.
Ученица: Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.
А что можем сделать мы?
Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:
- Закрывайте кран во время чистки зубов.
- Вовремя устраняйте протечки.
- Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
- Не используёте токсичные удобрения в саду.
- Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
- Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды
Слайд №8 “Вода для жизни”
Учитель: Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.
Викторина “Вода для жизни”
1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?
А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%
2. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?
3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?
А – личная гигиена
Б – приготовление пищи
В – орошение
4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?
А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров
5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?
А - примерно 100 литров воды
Б - примерно стакан воды
В – примерно 6 литров воды
6. На изготовление чего используется больше всего воды?
А – шерсти
Б – пива
В – бумаги
7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?
А – 3,5 литра
Б – 3500 литров
В – 70, 00 литров
8. Сколько литров воды понадобится , чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?
А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л
Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л
В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л
9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?
А – 400 миллионов
Б – 1 миллиард
В – 4 миллиарда
Ответы:
1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.
Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.
2. Озеро Байкал
3. 70% всей воды используется для орошения
4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+
5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.
Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.
Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.
Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды
Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.
7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера
Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.
8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой “водохлёб” из всех зерновых культур. Чтобы получить один кг говядины, требуется огромное количество воды - 100000 литров.
Факт: животные выпивают небольшую часть этой воды, большая её часть используется для выращивания для них корма.
9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не имели доступа к безопасным источникам воды.
Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к современным санитарно-техническим сооружениям. Это составляет более 1\3 всего населения земного шара.
Материалы: un.org > Школьный киберавтобус > Викторина “Вода”.
- http://www.water.ru/bz/param/water_in_life.shtml
- http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php
- http://www.babygreen.ru/earthecology/2010/03/22/185/
- Международные экологические акции в школе (7-9 классы) Издательство “Учитель” Волгоград 2005
- http://www.onedrop.org/calcul/en/