Игра-путешествие "Под алыми парусами"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  • Облегчение адаптации детей к обучению в гимназии.
  • Повышение мотивации к учебной и внеурочной деятельности.
  • Привлечение родителей к жизни класса.

Задачи:

  • провести теоретический обзор по проведению игры, с использованием игровых моментов;
  • показать единство требований к организации образовательного процесса на примере игра;
  • создать условия для возможности каждому ребёнку быть успешным;
  • повышать мотивацию детей к учебным предметам, творческим мастерским и спортивным секциям;
  • развивать способности ребёнка по средствам игры;
  • обучение самооценки и самоконтролю.

Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.

- воспитание у детей взаимовыручки, доброты и взаимопонимания.

Диагностика результативности:

- для определения результативности игры-путешествия используются следующие методы: психологическая диагностика мотивации, адаптации, педагогическое наблюдение, беседы, опросы, круглые столы.

Предполагаемый результат:

- предполагается, что применение данной игры ускорит прохождение адаптации детей, поможет сплотиться детскому коллективу, повысит мотивацию к обучению, раскроет таланты детей.

Содержание игры “Под алыми парусами”

Игровые роли:

  • Путешественники-первооткрыватели, капитаны кораблей - обучающиеся класса;
  • Командующий флотом, первый помощник командира - классный руководитель, воспитатель;
  • “Маяки” кораблей - учителя предметники, педагоги дополнительно образования;
  • Морской патруль - родители учеников класса.

Предварительный этап:

- Проведение классного часа на морскую тему, с целью ознакомления ребят с предлагаемой игрой. Для того чтобы запустить игру, было необходимо рассказать детям о сути игры, заинтересовать их, затем проанализировать нужна ли она им, готовы ли принять её и “жить” в этой игре весь учебный год.

На родительском собрании родители были ознакомлены с данной игрой, с тем чтобы участвовать в ней и помогать своим детям.

Наглядное сопровождение игры-путешествия:

В игре- путешествии для лучшего восприятия активно используются наглядный материал. Во-первых, в классе находятся предметы, связанные с выбранной темой, это макеты кораблей, тематическая литература, фотоснимки, глобус, для каждого ребёнка имеются морские воротнички, которые используем во время проведении внеклассных мероприятий.

Классный уголок оформлен в виде информационного стенда “Карта мореплавателей”, на котором размещена следующая информация:

  • Наш весёлый экипаж (общая фотография класса),
  • Покорители морей (список класса),
  • Бортовой журнал (дни рождения детей),
  • Наши маяки (имена учителей),
  • Наши маршруты (расписание уроков и звонков, расписание секций, кружков и творческих
    мастерских),
  • Морские законы (распорядок дня),
  • Дежурный по палубе (график дежурства),
  • Кают-компания (классная жизнь),
  • Будущие открытия (скоро в классе),
  • Герои морского флота (достижения ребят, их победы).

Приложение 1. (фото классного уголка)

Один из самых важных моментов наглядного сопровождения - стенд “Под алыми парусами”, этот стенд своего рода игровое поле. Он представляет собой карту. Приложение 2. Все детали, используемые на ней съёмные, сделанные из мягкого пластика, что позволяет при необходимости без труда что-то менять и какие-то элементы добавлять.

Описание карты; на морских просторах “выросли” острова, каждый из которых имеет название “Остров Знаний”, “Остров Любознаек”, “Остров Мира”, “Остров сокровищ”, “Остров Юных талантов”, “Остров непослушания”.

На каждом острове расположены бухты, они необходимы для более точного анализа:

  • “Острой Знаний” - “Бухта математиков”, “Бухта грамотеев”, “Бухта буквоедов”, “Бухта иноземцев”, “Бухта невыученных уроков”;
  • “Остров Юных талантов” - “Бухта художников, бухта музыкантов, , бухта танцоров, бухта творцов, бухта спортсменов;
  • “Остров Любознаек” - “Бухта книголюбов”, “Бухта эрудитов”,
  • “Остров Мира” - “Бухта дружбы”, “Бухта помощников”,
  • “Остров Сокровищ” - “Бухта Мойдодыра”, “Бухта трудолюбия”, “Бухта послушания”.
  • “Остров непослушания” - бухт не имеет.

Каждая бухта острова имеет свой символ. Приложение 3.

Вокруг островов лавируют корабли с алыми парусами, Каждый ученик “управляет” своим судном, которому присваивается имя ребёнка.

Способ оценивания:

На протяжении учебной недели, ученики зарабатывают символы бухт и складывают их в сундучки, для накопления картинок. Приложение 4. В конце недели на классном часе ребята подсчитывают заработанные бонусы, выявляют, в какой из областей образовательного процесса отличился каждый капитан. Затем дети вместе со своим классным руководителем и воспитателем, отправляют корабли в соответствующие бухты: значков какой из бухт набрано больше, в ту бухту и отправляется корабль. Таким образом, всю следующую неделю корабль каждого ученика находится возле острова его достижений.

Разработанный способ оценки включает в себя способность ученика проявить себя в разных направлениях образовательного процесса, анализировать и корректировать свою работу, определять цели и ставить перед собой задачи на будущую учебную неделю.

Описание игры:

Каждый остров несёт в себе определённое направление в воспитании.

“Остров Знаний”:

Задача “Острова Знания” формировать культуру умственного труда учащихся, практически преодолевать учебные затруднения. С помощью наглядности демонстрация достигнутых успехов учащихся. Т.к. в 1 классе без оценочная система, то учитель имеет возможность с помощью картинок мотивировать детей к учебной деятельности (картинки за правильные ответы, активную работу на уроке…) Таким образом, корабли всех детей имеют возможность причалить к “Острову знаний” и находиться возле него целую неделю.

“Остров Юных талантов”:

Наша задача использовать творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся. “Остров Юных талантов” взял на себя эту функцию стимулировать активное участие учеников в различных видах досуговой деятельности, т.е. возможность демонстрировать достижения учащихся в развитии их таланта и спортивных навыков. Таким образом, каждый ребёнок старается проявить себя хотя бы в каком-то творческом направлении, кроме того, безусловно, воспитывается справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.

“Остров Любознаек”:

Его задача привлечь детей к чтению интересной и познавательной литературы, развитию своих интеллектуальных способностей (расширение кругозора).

“Остров Мира”:

Задача “Острова Мира” помочь сблизить детей, научить их находить компромиссы в общении, решать возникающие конфликтные ситуации достойно. Также по средствам игры можно анализировать степень взаимовыручки и поддержки ребят, что важно не только для организации внеурочной деятельности, но также и для построения уроков. Таким образом, создаются условия для проявления уважения прав каждого ученика, защищённости и поддержки его, терпимости, проявление внимания к личности ребёнка.

“Остров Сокровищ”:

Задача острова стимулировать развитие у детей таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.

“Остров Непослушания”:

Остров выделен на карте чёрным цветом. Все мы склонны ошибаться и совершать неправильные поступки, поэтому попасть на этот остров может каждый. При внедрении острова на карту, исчезла необходимость журить ребят за какие-то маленькие провинности, мы даём им спасательный круг (символ острова). Круг подаёт надежду на спасение, т.е. ученик знает, что педагог и одноклассники протягивает ему руку помощи, они готовы ему помочь справится с этой неприятной ситуацией. Самое интересное то, что дети относятся к таким ученикам не как к нарушителям общего порядка и ученикам, не соблюдающим правила поведения, а с огромным сочувствием, что их одноклассник оказался в беде, с желанием ему помочь.

Перспектива развития игры:

Каждый день в течение модуля учащиеся получают картинки за определенные достижения и собирают их в сундучки. В конце каждой недели проводится подведение итогов: подсчет картинок и отправление кораблей в определенные бухты.

В конце модуля проходит подведение итогов за модуль. Выявляются победители среди детей по каждой бухте, вошедшие в пятерку лидеров. Учащиеся награждаются жемчужинами разных цветов и видов, в зависимости от бухт. За 1 место – 5 жемчужин, за 2 место – 4 жемчужины, за 3 место – 3жемчужины, за 4 место - 2 жемчужины, за 5 место - 1 жемчужину. Эти жемчужины дети складывают в свою личную копилку (для каждого ученика приготовлена индивидуальная баночка). Баночки-копилки выставляются на видном месте. Приложение 5. В результате сравнения детьми копилок, безусловно, повысится готовность детей совершать хорошие поступки, быть добрее и терпимее друг к другу. В конце года задача детей собрать жемчужную нить своих достижений. Эта нитка жемчуга позволяет увидеть наглядно работу детей в течение года. Нити детей вывешиваются в уголке достижений и переходят с детьми в следующий класс. Приложение 6.

Работа с педагогами:

В первом модуле задействованы в игре-путешествии “Под алыми парусами” были воспитатель и классный руководитель, постепенно приобщаются к игре учителя предметники и педагоги дополнительного образования, которым раздаются морские картинки.

Работа с родителями:

Родителям была предоставлена возможность отмечать успехи детей дома и выдавать им грамоты за определенные заслуги. Эти грамоты зачитывались перед классным коллективом и дети получали соответствующую картинку.

Результатом игры стало повышение у детей мотивации к обучению, желание с огромным удовольствием посещать школу, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям педагогов, добросовестны и ответственны, переживают, если что-то не получается, но не опускают руки. Игра достигла своих задач и цели.