Тип урока – введение нового знания.
Цели:
- Познакомить детей с числом и цифрой 3: соотносить число и цифру, определять состав числа 3, место в числовом ряду, научить писать цифру 3, находить число 3 в окружающем мире.
- Закрепить значение о числах 1,2.
- Развивать логическое мышление, воображение, умение сравнивать, анализировать, классифицировать.
- Формирование положительной мотивации через ситуации успеха.
- Развивать познавательный интерес к математике, математический кругозор, первичные навыки самооценки и самоконтроля.
- Дать возможность детям быть активными участниками целеполагания.
- Развивать речь учащихся через организацию диалогического общения.
- Включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.
- Поддержать внимание учащихся через смену видов деятельности.
- Способствовать воспитанию навыков коммуникативности и взаимопомощи.
- Способствовать воспитанию интереса к математике.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- учебник, Моро М.И. Математика, 1 класс/ ОАО «Просвещение», М.2011г.;
- рабочая тетрадь;
- дидактическое пособие «Спектра» – «Математические кораблики» (3 фишки);
- карточки с цифрами;
- математические «веера» с числами от 1 до 10 у учащихся;
- счётные палочки у учащихся.
Форму урока составляют современные
структурные компоненты. Организационный момент
носит мобилизирующий характер, способствует
быстрому включению учащихся в деятельность.
Устный счёт включает разноплановые задания,
доступные каждому ученику класса. Таким образом,
дети окажутся в ситуации успеха. На этапе
изучения нового материала работа построена так,
что тему и цель урока учащиеся формулируют
самостоятельно, становясь активными участниками
целеполагания. В уроке используется план
изучения числа, который поможет учащимся учиться
по предложенному алгоритму. Впоследствии такая
работа будет проводиться и с другими числами.
Содержание пунктов плана может меняться.
Для реализации поставленных целей мною были
использованы технология деятельного подхода.
Поскольку урок проводится в сентябре, в период
адаптации первоклассников, перехода от игровой
деятельности к учебной, мною используются
занимательный материал, элементы моделирования,
связь с жизнью, опора на личный опыт,
использование яркой наглядности с помощью
мультимедийной установки, дидактическое пособие
«Спектра» – «Математические кораблики». В
структуру урока также встроен этап
здоровьесберегающей технологии:
физкультминутки, частная смена видов
деятельности. Время на уроке распределено
рационально, «связки» между этапами логичны.
Использовалась индивидуальная и парная работа.
Урок разработан с учётом требований ФГОС второго
поколения.
Сценарий урока.
Этапы | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Комментарии (Формулируемые УУД) |
I. Оргмомент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания школьников. | Приветствие учителя, настрой на урок. | Быстрое включение учащихся в деятельность, полная готовность класса к уроку. |
Диалог «Учитель – Дети» Головка? – Думает. Глазки? – Смотрят. Ушки? – Слушают. Спинка? – Прямая. |
|||
II. Ситуация успеха а) устный счёт.
б) самостоятельная работа.
в) динамическая пауза. |
Учитель предлагает учащимся сосчитать: –
от 1 до 10 и обратно – числа следующие за числом 1,2 Учитель предлагает рассказать, как образовалось число 2. Учитель предлагает учащимся приготовить математические «веера» и решить весёлые задачи. (Приложение 1) Сейчас вы в своих заданиях – карточках увидите
зайчишку, который убежал. а) Для глаз «Зорки глазки». Глазами напишите
цифру 1 и 2. |
Счёт детей хором от 1 до 10 и обратно.
Учащиеся раскрашивают карточку с цифрой, соответствующей количеству изображённых предметов. Самопроверка (2,1,2,1) Учащиеся выполняют упражнения. |
Воспроизводить последовательность
чисел от 1 до 10 и обратно.
Пропедевтика понятия задача, умения решать
задачи на нахождение суммы и остатка. Мышечное и эмоциональное расслабление. |
III. Постановка проблемы. | Использование мультимедийной
установки. (Приложение 3) На экране изображение 3 групп по 3 фрукта и 1 группа по 2 фрукта. – Как одним словом назвать предметы, которые вы видите. – Рассмотри группы предметов и найди лишнюю группу. (Приложение 4) На экране изображение 3 групп по 3 фрукта. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. – Назовите тему урока. – Сформулируйте цель урока. – Что вы хотели бы узнать о числе 3? |
– Это фрукты.
– Яблок 3, киви 3, мандаринов 3, персиков 2. – Тема нашего урока число и цифра 3. |
Познавательные Формирование умения
анализа и синтеза.
Сравнение и группировка множеств предметов.
Регулятивные Определение цели деятельности на уроке. |
IV. Поиск путей решения. | Учитель предлагает изучать число 3
по плану. Расскажите о числе 3 по плану. (Приложение 5) |
Регулятивные. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
|
V. Решение поставленной задачи.
Динамическая пауза.
Работа в тетрадях.
Работа по учебнику. Работа в парах.
Самостоятельная работа. |
1. Начинаем работу по каждому пункту
плану. Число 3 вокруг нас. Как вы это понимаете?
2. Как связаны книги и число 3.
– Кто авторы этих сказок? 3. Образование числа 3, его состав. Дидактическое
пособие «Спектра» – «Математические кораблики»
(3 фишки).
Итак, назовите состав числа 3, как вы его
образовали?
Учитель демонстрирует. (Приложение 6) – Откройте тетради на с.10 и вы увидите собачек,
которым мы кивали. Показ образа на доске и объяснение учителя. (Приложение 8) Сначала пишется верхний правый полуовал, а
затем нижний. Начинают писать верхний полуовал
ниже середины верхней стороны клетки, ведут
вверх, закругляют вниз и немного не доводя до
середины клетки пишут нижний полуовал. Рассмотрите треугольники на стр.27. |
1. Я родился 3… 2. Я живу в квартире № 3. 3. Флаг России трёхцветный. 4. В нашем классе 3 ряда парт, 3 ряда светильников. 5. В светофоре 3 цвета. Мы все знаем сказки
«Три медведя», «Три поросёнка», «Три
богатыря». «Три брата». В сказках используется
приём троекратного повторения. Учащиеся работают с дидактическим пособием.
Чтобы получить число 3 необходимо к 1 добавить 1
и ещё 1. (I способ). Ученик показывает цифрами
Дети пытаются ответить, им помогает учитель. Учащиеся выполняют упражнения.
Ребята раскрашивают 3 кружка. На Математическом «веере» показывают цифру 3.
Учащиеся работают под руководством учителя.
Записать примеры, заполнить квитанцию….
– Учащиеся 1 варианта рассказывают: синих
треугольников больше на 1, зелёных больше, чем
красного на 1. 3 больше, чем 2, 2 больше, чем 1. Учащиеся показывают знания состав числа 3. |
Коммуникативные Слушание и понимание
речи других. Умение оформлять свою мысль в устной
речи.
Межпредметная связь.
Предметные. Образовывать число 3 тремя способами. Коммуникативные. Умение работать в паре, договориться друг с другом.
Регулятивные.
Мышечное расслабление.
Соотносить две группы предметов. Коммуникативные. Предметные.
Регулятивные. Формиртвание учебной мотивации. Определять место числа 3 в числовой последовательности.
Моделировать.
Предметные. Образовывать число 3. Регулятивные. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | – Посмотрите на план и скажите, какова
цель нашего урока? О чём бы вам хотелось рассказать дома? – Оцените, как вы поняли новый материал с помощью «Светофора» (Приложение 10) |
– Узнать как можно больше о числе 3, о его составе, о месте в числовом ряду, научиться писать цифру 3. | Познавательные. Анализ деятельности на уроке. Регулятивные. Оценивание детьми собственной деятельности; определение позиции ученика. |