(Слайд 1)
Развёрнутый план-конспект урока “Химический состав клетки” в 7 классе с использованием межпредметной интеграции (химия + биология).
(Слайд 2)
Цели урока:
- закрепить знания о химическом составе клеток и роли этих веществ в жизнедеятельности клетки;
- продолжить развитие представлений о веществах, ознакомление с понятиями: органические и неорганические вещества, химическая реакция, качественная реакция;
- сформировать умение объяснять единство органического мира сходством состава и клеточного строения и обосновать ответ.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов”, демонстрационный эксперимент “Качественная реакция на белок”.
Домашняя подготовка учащихся: вспомнить строение растительной и животной клеток из курса 6-го класса; подготовить сообщения о воде, жирах, белках, углеводах, нуклеиновых кислотах, содержащие следующую информацию: представители класса, классификация, функции.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
(Слайд 3)
Структура урока.
1. Актуализация знаний.
2. Разнообразие и классификация химических веществ клеток и их роль в жизнедеятельности клетки:
а) вода, её свойства и роль в жизни клетки;
б) минеральные соли и их значение в жизни клетки;
в) органические вещества клетки. Белки – основные вещества клетки, их роль в организме;
г) углеводы, их разнообразие и значение в жизнедеятельности организма;
д) нуклеиновые кислоты, их местонахождение в клетке и функции.
3. Лабораторная работа.
4. Сходство неорганических веществ клеток растений и животных с веществами неживой природы как доказательство единства живой и неживой природы.
5. Единство органического мира на основе сходства химического состава и клеточного строения.
6. Закрепление знаний. Подведение итогов.
Оборудование: таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”.
Ход урока
Учитель биологии. Мы уже изучили строение клеток растений и животных и их состав. Давайте вспомним и проверим наши знания.
(Слайд 4)
Тест
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
(Слайд 5)
Таблица ответов. Учащиеся проверяют ответы, анализируют их.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | а | а | б | б |
(Слайд 6)
Учитель биологии. Что объединяет и растительную и животную клетки? (Вещества). Сегодня мы будем говорить о химических веществах, которые входят в состав клетки.
(Слайд 7)
В составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных.
Учащиеся записывают тему: “Химический состав клетки”.
(Слайд 8)
Учитель биологии приводит классификацию веществ, входящих в состав растительной и животной клеток, (учащиеся записывают в тетради) схему:
(Слайд 9)
Итак, химический состав клетки довольно разнообразен. Рассмотрим его более подробно, заслушав сообщения учащихся. (Приложение 1)
Учитель химии.
Лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов”
(Слайд 10):
1. Определение содержания воды в растении.
Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.
Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.
Учитель химии. Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (Химическая реакция, записывают определение в тетрадь).
(Слайд 11)
Учащиеся формулируют определение им известной из курса естествознания химической реакции – фотосинтеза. (Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии пигмента хлорофилла).
(Слайд 12)
2. Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.
Опыт: для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги
Учитель химии.
(Слайд 13)
3. Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке.
Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли.
Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? (Наличие крахмала). Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют качественными (определение записывают в тетрадь).
В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции.
(Слайд 14)
Демонстрационный эксперимент “Качественная реакция на белок”
Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.
Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.
Учащиеся отмечают появление фиолетового окрашивания.
(Слайд 15):
Учитель биологии. Какие можно сделать выводы?
Ученики: В состав растений, а значит, и всех живых организмов, исходя из общности химического состава всего живого, входят белки, жиры (масла), углеводы (крахмал).
Учитель биологии. Как вы думаете, почему одни вещества называются органическими, а другие неорганическими? Учащиеся, как правило, отвечают, что одни могут быть в составе организме, а другие нет. Правильный ли ответ? Найдите подтверждение или опровержение в тексте учебника.
Ученики работают с текстом, доказывают, что нет таких элементов, которые встретились бы только в живых организмах, а вот химические соединения их, а также вещества, могут быть. Эти соединения и называют органическими.
Учитель биологии. Какой же можно сделать вывод?
Учащиеся (вместе с учителем) делают вывод: на уровне химических элементов различий между живой и неживой природой нет. Они появляются лишь на уровне химических соединений.
(Слайд 16)
Подведение итогов по изученной теме.
- Какие вещества необходимы для полноценного существования и растительной и животной клеток? (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
- Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах. (Кислород, азот, углерод, водород).
- Сходен ли химический состав растительной и животной клеток?
- Как называется группа органических веществ, в которую входят глюкоза, сахароза, клетчатка, целлюлоза? (Углеводы)
- Какие вещества в клетке выполняют роль хранения и передачи наследственной информации? (Нуклеиновые кислоты)
Тест
А 1. Сколько химических элементов встречается в клетке?
1. более 70; 2. более 80; 3. более 90; 4. более 111
А 2. Самое распространенное неорганическое вещество в клетке:
2. соли калия 2. соли кальция 3. вода 4. йод
А 3. В клетке различают вещества:
1. органические и внеклеточные 3. органические и неорганические
2. клеточные и внеклеточные 4. внеклеточные и неорганические
А 4. К органическим веществам клетки относятся:
1. белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты 3. белки, соли, углеводы, жиры
2. жиры, белки, углеводы, жирные кислоты 4. вода, белки, жиры, углеводы
(Слайд 17)
Ответы к тесту
А1 | А2 | А3 | А4 |
2 | 3 | 3 | 1 |
Домашнее задание.
- Изучить соответствующий теме раздел учебника.
- Оформить лабораторную работу, сделав в ней рисунки и соответствующие выводы.
Список используемых источников
Литература для учителя:
- Габриелян О.С, Шипарева Г.А.. Методическое пособие к пропедевтическому курсу Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., Ахлебинина А.К. “Химия. Вводный курс. 7 класс”. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.
- Высоцкая М.В.. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И.. – Волгоград: Учитель, 2007. – 256 с.
- Журнал Биология в школе “Вещества вокруг нас”, 2010 г.
Литература для учащихся:
- Сонин Н.И.. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2011. – 174 с.
- Сухорукова Л.Н., В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
- Захаров В.Б., Сонин Н. И.. Биология: Многообразие живых организмов 7”. – М.: Дрофа, 2011.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введение в химию. Вещества, учебник, 7 класс, М., “Сиринъ према”, 2010.