Урок окружающего мира по теме "Про кошек и собак". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • дать детям представления о домашних животных, живущих рядом с нами; познакомить с некоторыми породами кошек и собак;
  • воспитывать любовь к животным; бережное отношение и ответственность за тех, кого мы приручили.

1. Организационный момент.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?

2. Актуализация знаний.

- Закончите предложения:

* Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются.......

*Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называются...........

(Слайд №1)

- Из перечисленных животных выберите:

  • 1 ряд - диких животных.
  • 2 ряд - домашних животных.

- Ребята, скажите, для чего люди держат домашних животных и ухаживают за ними? (ответы детей)

- Соотнесите названия домашнего животного и то, что люди получают от них.

(слайд №2).

- Соедините название домашнего животного и его жилище.

(слайд №3).

- Молодцы! Я вижу, что домашнее задание вы подготовили хорошо. А теперь отгадайте кроссворд и вы узнаете о чём мы с вами будем говорить сегодня.

3. Сообщение темы урока.

- Отгадайте кроссворд.

(слайд №4)

* Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (корова)

*Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая голова. (лошадь)

*С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (коза)

*Не замок, а в дом не пустит. (собака)

4. Работа по теме урока.

- Какое слово получилось по горизонтали в выделенной строчке? (КОШКА)

- Правильно, ребята. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

- Для чего же человек приручил кошку?

- Поднимите руку у кого дома есть кошки?

- Расскажите о них, какие они, как их зовут, как они выглядят, что в них особенного? (ответы ребят)

Обобщение учителя.

- Ребята, кошка живёт рядом с человеком очень давно, более 4000 лет, но так и осталась “ неприрученным домашним животным”- маленькой пантерой. Кошка почти не поддаётся дрессировке, ведёт себя как хочет, спит где хочет, ест только то ,что хочет. Большинство кошек, которые живут с нами ни к какой породе не относятся. Они просто домашние кошки. Но на свете существует около 60 различных пород кошек. Вот посмотрите.

(слайды 5-10).

- Кто же является врагом кошек? С кем они не дружат? (СОБАКА)

- Правильно, ребята. Существует даже поговорка. Когда люди не ладят друг с другом, то говорят, что они живут как кошка с собакой. Вот именно о собаке мы поговорим далее. Я знаю, что у каждого из вас есть дома и кошки, и собаки. Расскажите о своей собаке, о своём друге по плану.

(слайд№11).

Обобщение учителя.

- Собака- наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Предком почти всех пород собак был волк. Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак. Вот некоторые из них.

(презентация “ Породы собак”).

- Итак, ребята, мы видим, что кошки и собаки бывают самые разные, но мы должны знать, что правила ухода за ними независимо от породы одинаковые.

5. Закрепление. Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 54-55 и постарайтесь сами рассказать о том, как же мы должны заботиться о своих питомцах? Какие правила должны знать? (ответы детей)

Обобщение учителя

- Как вы уже сказали, кошки очень чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть. Они сами заботятся о чистоте тела, но все же нужно иногда расчесывать их. Использование щеток и гребней ещё служит и для массажа. Кошек нужно кормить, а так же ставить миску с водой и регулярно водить их к ветеринару. То же относится и к правилам ухода за собакой. Кормление и выгуливание обязательная процедура.

- Подумайте, ребята, откуда же берутся бродячие и бездомные собаки и кошки? (ответы детей)

- Запомните! Если вы завели щенка или котенка, то взяли обязательство относится к своему питомцу надлежащим образом, потому что вы несете за него ответственность. Не стоит забывать об этом. Если же вы не уверены, что сможете обеспечить надлежащий уход за кошкой или собакой, то лучше их не заводить. Чтобы они не превратились в бездомных.

- Если вы неправильно себя ведете с этими животными: грубы с ними, жестоки, то они могут постоять за себя. А как, расскажите?

- Кошки и собаки платят человеку добром. Кошки истребляют мышей и крыс. Собаки стерегут дома, пасут скот, охраняют границу, помогают двигаться слепым людям, на севере на собаках ездят. Они так и называются - ездовые. Есть собаки, которые отыскивают взрывные устройства и наркотики и много где еще человек использует этих прекрасных животных.

На их добро и мы должны отвечать добром. Животные эти очень общительны, они привязаны к нам. Не забывайте почаще ласкать их, играть с ними. Ведь это не так уж и трудно!

6. Итог урока.

- Итак, дети, о чем же мы говорили на уроке?

- Как нужно ухаживать за кошкой и собакой?

- Что нового и полезного вы узнали на уроке? Что вы уже знали? А о чем услышали впервые?

- Молодцы, ребята, сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо. Урок окончен.

Оценки за урок. Домашнее задание.

Используемая литература.

  1. А.А. Плешаков. Учебник “Окружающий мир” 2 класс.
  2. А.А. Плешаков. Методическое пособие “Поурочные разработки по окружающему миру в 2 классе”.
  3. Большая энциклопедия “Про кошек и собак”.
  4. Использование материалов из сети Интернет. (фото кошек и собак).