Во всех школах, как и в нашей, на педсоветах непременно обсуждается состояние качества знаний учащихся на конец четверти, полугодия, года. И, как правило, во многих случаях выявляется такая картина: интерес к знаниям и их качество выше в начальных классах, а затем они постепенно снижаются. В старших классах нередко картина бывает довольно неутешительной. Можно, конечно, сослаться на сложность учебных программ. Но, если серьезно вдуматься, то тоже можно сказать, что учение становится все более трудным, потому что мы их не обучили по-настоящему приёмам рационального, осмысленного усвоения знаний. Опыт убеждает, что переход на новые программы, учебники позволяют учащимся давать более глубокие и прочные знания. Однако достигнутые результаты нас не удовлетворяют. Поэтому нужно принимать меры к дальнейшему повышению учебно-воспитательной работы.
Ведущее место в этом принадлежит учителю, как центральной фигуре в школе. Именно он призван учить школьников учиться, пробуждать в них жажду знаний, стремление глубже изучать основы наук.
Какие же требования предъявляются к современному уроку? Урок можно считать полноценным и эффективным только тогда, когда он обеспечивает живой интерес к изучаемому предмету, вооружает каждого ученика прочными знаниями, навыками и умениями, прививает детям нормы и правила общественной морали. Знание индивидуальных способностей каждого ребенка и классного коллектива, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, использование методов и приемов, направленных на развитие познавательных и творческих способностях детей – вот ключ к решению этих задач каждым учителем. Наиболее эффективными методами усвоения новой темы, многие учителя, особенно математики и русского языка, считают такие, при которых ученики сразу же применяют знания путём выполнения ряда упражнений, примеров, задач. Причём серьезное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. После проверки самостоятельной работы определяется степень усвоения учащимися нового материала.
Но может ли учитель ограничиваться только хорошим уроком? Этого, конечно, недостаточно. Надо учитывать, что в каждом классе имеются от двух до пяти человек, а то и более, с очень слабым интеллектуальным развитием, и с ними учитель должен работать индивидуально и на уроке и вне урока. Поэтому с самых первых дней учебного года и далее следует досконально изучать сильные и слабые стороны знаний, умений и навыков всех учеников, чтобы незамедлительно выявлять пробелы и принимать меры по их предупреждению и устранению. Очень важно не упустить время, не дать образоваться запущенности, преодолеть которую потом будет гораздо труднее. Умелому учителю приходится беспокоиться не только о тех учениках, знания которых на грани неуспеваемости. Пристального внимания требуют и те, кто, в общем и целом успевает, но усвоил материал недостаточно осознанно, имеет непрочные умения, не проявляет заинтересованность в учении.
Чтобы удовлетворить духовную потребность учащихся – особенно старших классов, учитель в ходе изложения должен непрерывно будить мысль учащихся. Самое интересное изложение для подростков и юношества то, в котором что-то недосказано.
Ясно, что в современных условиях учиться по-старому уже нельзя. Теперь самое главное – научить самостоятельно отбирать, познавать и усваивать нужное, умело применять знания. Все знания, приобретенные молодежью, должны быть ею самой продуманы, переработаны в сознании, ибо только через знания и труд лежит путь к силе, активности, уважению, радости, формированию мировоззрения, определяющего жизненную позицию и поведение человека. В связи с этим мы учителя должны работать по двум направлениям:
1) с родителями, чтобы они требовали от своих детей, начиная с 1 – го класса строгого соблюдения режима дня школьника, следили за выполнением домашних заданий и оказывали посильную помощь в учении.
2) во-вторых, надо учить учащихся умению учиться отбирать и читать книги, работать с учебниками, конспектировать уроки, развивать своё мышление, память, воображение.
Чем старше класс, тем более нетерпимы стандартные уроки, когда всё идёт по раз и навсегда определенной схеме. А это не может не сказаться на глубине и прочности знаний. Нельзя мириться с тем, что многие из насработают давно сложившимися приёмами и методами, не отвечающими современным требованиям. У таких учителей явно преобладают информационные методы над поисковыми: учитель старается всё объяснить сам, сделать то, что могут сделать и сами школьники. Есть среди нас учителя, которые переносят из стен школы центр тяжести обучения и познания на дом, и учащиеся, не справившиеся с домашними заданиями, являются к следующему уроку неподготовленными.
Успех решают и содержание, и методы, и организация постановки обучения и воспитания. Где интересно учат, там с интересом учатся. У хорошего учителя трудно получить двойку и легко пятёрку. Он считает, что надо оценивать знания, а не фиксировать незнание, и совсем недопустимо ставить “2” за подсказку, за плохое поведение. Двойка – “ЧП”, а как всякое “ЧП” требует немедленных мер для ликвидации последствий, систематической индивидуальной работы с отстающими и слабыми учениками.
Конечно, нет запрета ставить плохие отметки и не сыскать в педагогическом коллективе людей, которые бы считали, что всё у них идёт без сучка и задоринки. Разница только в том, какие пути избираются для практического преодоления неуспеваемости. Однако нельзя закрывать глаза на тот факт, что среди нас есть такие учителя, которые сомневаются в возможности дать ученику полноценные и глубокие знания, научить детей учиться хорошо, добиться полной успеваемости, ликвидации второгодничества. Эти учителя нередко смешивают два совершенно различных понятия: дать учащимся знания, предусмотренные программой или сделать успеваемость стопроцентной. Одни ставят “3” за неудовлетворительные знания, другие, считая себя борцами за объективный подход к оценке успехов учащихся, наоборот сыплют “двойками” по страницам классных журналов и дневников учащихся. Мы осуждаем процентоманию, но само стремление к высокой успеваемости – справедливо и прекрасно. Тысячи учителей, работающих самозабвенно, творчески, доказывают, что полная успеваемость не миф, не мечта, а реальная действительность. Очень часто мы учителя старших классов говорим: “Дети теперь совершенно не хотят учиться. Нет у них интереса к учёбе”. Почему же у подростков падает интерес к учёбе. Думается, что ответ на этот вопрос надо искать в школе, в практике работы учителей, в уровне их теоретической и профессиональной подготовленности к преподаванию того или иного предмета.
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях. В основу анализа основных причин неуспеваемости школьников и возможных путей их предупреждения положены как собственные наблюдения, так и почерпнутые из современной педагогической литературы. Для удобства анализа разделим наиболее характерные причины неуспеваемости на две большие группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряженному интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многим из них школьная программа вполне доступна. Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики – это низкий уровень навыков учебного труда. Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек. В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы с конкретным учеником и, конечно, помощь родителей.
Другая распространенная причина неуспеваемости – нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет и не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться, при желании он мог бы неплохо успевать. Однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.
Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Именно из этой категории появляются те, кого называют “трудными”. Но и этаобъективно самая трудная категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе с такими учениками идёт в “лобовую атаку”, ругает и стыдит при всём классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты бывают минимальными. Гораздо эффективнее привлекать таких ребят для различной помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу. Одним словом, нужна продуманная система мер по борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.
Объективной причиной неуспеваемости считают отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике. Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать пробелы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала. Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении – слабое здоровье. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал, и учителю необходимо знать в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу не только на уроке, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождают неуспеваемость. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить и исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях между учителем и учеником не было фальши. Всякая неискренность только ухудшит взаимоотношения.
Рассмотрим объективные причины неуспеваемости. Среди них самая распространенная – некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. При хорошо подготовленном учителе многие неуспевающие учащиесявполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных. С этим соглашаются и ученики, и родители, но истинная причина скрывается в том, что неквалифицированное преподавание вынуждает учеников заниматься самообразованием, а это не каждому по силам. Выход один – поднять уровень преподавания. Неопытным учителям необходима помощь наставников – опытных, высококвалифицированных методистов, которые есть в нашей школе.
Часто учитель знает свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости учеников.
Отмечу ещё одну причину – так называемая профилактическая двойка.
Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие двойки скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество – состояние неуверенности, безразличие к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получают за четверть “3”. Но “4” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учёбе, нежелание работать и, как следствие новые двойки. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие двойки, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.
Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы, отдыха ученика. Например, в семье нет отца, а мать слишком занята собой – для ребёнка не остается времени, или и мать, и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их интересы, в чём они нуждаются. В таких ситуациях у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются пробелы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине даёт добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе – создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или к какому-либо творчеству. Результативна и непосредственна работа с родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей.
Нормальные условия для выполнения домашних заданий может обеспечить работа в предметных кабинетах после уроков или в группе продленного дня.
Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе, конечно, необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании уличных приятелей. Поскольку учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости. Реальный путь борьбы с такой причиной неуспеваемости аналогичен предложенному выше.
Предполагаемые действия учителя, составляющие в своей совокупности систему в работы с неуспевающими учениками:
- К началу учебного года в личном журнале отобразить сведения об учебных возможностях учеников. Для этого достаточны беседы с классным руководителем и собственные наблюдения. Проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год. Эти сведения помогут с первого же урока держать вызывающих опасение учеников под специальным контролем.
- Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их.
- Вместе с учениками спланировать режим дня, учить детей навыкам самостоятельной работы, войти в тесный контакт с родителями.
- Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
- Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
- Проводить дополнительное инструктирование отстающих учеников о каждом новом этапе учебной деятельности в школе и дома.
- Организовать постоянный, тщательно согласованный с родителями, контроль над учебной работой отстающих учеников.
- Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
- Организовать систематические дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников, индивидуализировать работу с ними.
- Найти оптимальное сочетание помощи отстающим со стороны хорошо и отлично успевающих учеников и индивидуальной работой учителя.
- Индивидуализировать домашние задания с максимальным учетом возможностей ученика и его наклонностей.
Работа с неуспевающими учениками – составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. Мы не можем подходить к этой работе формально, тем более забывать о ней.